Разговор с внуком о свободе

Николай Губерт






Вечером позвонил Ваня. Договорились с ним, что с утра пойдём за грибами. Утро было холодное. Местами видны следы заморозка: на траве иней. Грибов набрали много. Полюбовались осенним лесом. Осень прекрасная. На отдыхе разожгли костёр, надо было сушить его мокрые кроссовки.
- Ваня, почему ты не обул сапоги?
- Они мне жмут.
- Они мешают твоей свободе?
- Да. Свобода… Я не могу сказать однозначно, что я понимаю под этим словом. Например, свобода от уроков, одежды, мыслей, то есть, от чего-то и для чего-то.
- Да, Ваня, а за действия, которые мы совершаем для освобождения, нужно отвечать.
- Да, дед.
- Значит, свобода и ответственность – это как две стороны одной медали.
- Согласен, дед.
- Если есть одна свобода – это распущенность, а одна ответственность – это рабство. Вань, если тебя на целый день загрузить обязанностями без права на личную жизнь (т.е. оставить тебя без того, что ты хочешь делать), что ты скажешь?
- Это как раз я понимаю, дед: рабство.
- А если ты нахулиганишь, а родителей вызывают в школу отвечать за твои поступки, это что?
- Это, пожалуй, моя безответственность, дед.
- А вот ты промочил ноги, желая быть свободным от сапог, если теперь заболеешь, кто будет отвечать?
- Мне болеть.
- А переживать за тебя будут любящие тебя люди. Свобода – это потребность, а не желание, но когда жизнь переполнена понятиями: должен, обязан, и нет возможности исполнить «я хочу», это сильно тормозит развитие человека, а во время исполнения своих желаний человек получает массу переживаний, в результате которых его сознание растёт. Что-нибудь понял?
- Спасибо, дед.



16.10.08г.