Наша квартира. БабушкаТаня

Оллета
Сначала мы всей семьей жили в этой квартире: две бабушки, отец, мама, сестренка и я. Одна бабушка Таня, мама моего отца, жила с дедушкой Сашей на даче в своем
большом деревянном доме, а к нам приезжала только в гости. Хотя была прописана
постоянно в нашей квартире.
Другая бабушка Луша, мамина мама, жила вместе с нами, кормила всю семью и сидела в няньках с моей сестрой пока родители были на работе.
 Затем родители получили новую квартиру в Дачном и переехали вместе с бабушкой Лушей.
А бабушка Таня забрала уже очень старенького дедушку Сашу в Ленинград и стала жить с ним в нашей квартире.
 Помню, что перед смерью деда меня привезли к нему в гости, было мне лет так десять. Я была самой любимой его внучкой. Дед лежал на большой кровати и есть ничего уже не хотел.
Старенький худенький с седой бородкой и усами, в белой рубахе-косоворотке с вышитым по горловине рисунком. Такие косоворотки долго носили русские крестьяне. Да и Лев Толстой на фотографии тоже в такой рубахе. Она мне всегда нравилась. Дед носил рубахи сшитые бабушкой до самой смерти. Других покупных мужских сорочек он не признавал.
Бабушка дала мне блюдце с творогом и попросила покормить деда. Помню, что дед съел две ложки этого творога из моих рук , и все радовались...Дедушка на прощанье погладил меня по голове и поцеловал.
Больше я своего дедушку Сашу не видела...вскоре он умер.
Бабушка Таня осталась одна жить в квартире. К ней часто приезжали ее подруги по педучилищу, и все наши родственники обязательно навещали ее раз в месяц . Она была самой старшей из всех оставшихся родствнников и знала все о каждом: где живет, работает, какая у его семья...кто родился, кто женился, вышел на пенсию...все события.
А я ,молодая девушка , приводила к ней всех своих подруг. Мы долгими вечерами сидели на кухне, пили чай и болтали. Бабушка ни разу никого не выгнала, всех привечала, участвовала в наших разговорах. Затем я стала приходить к ней со своими молодыми людьми. Всех знакомила сначала с бабушкой, а потом уже с родителями. Бабушка была хранителем всех моих секретов. Никогда меня не осуждала и давала мне советы.
Самым любимым угощением были тоненькие блинчики с вареньем...просто объеденье. Я больше нигде таких вкусных блинчиков не ела, да и все мои подруги тоже. Бабушка своими блинчиками кормила всех моих гостей, которые чувствовали себя тепло и уютно на нашей кухне.
 По утрам пока я еще спала бабушка ходила в наш маленький магазинчик и обязательно покупала к завтраку по сто грамм докторской колбаски или сыра, немного творога, молока и свежий хлеб прямо из пекарни, пару баранок, или вкусную булочку.
Тогда еще можно было купить эти сто грамм колбаски! Это все было так вкусно!
Я ведь тогда не задумывалась совершенно, что бабушка живет на одну пенсию. Это теперь я понимаю, как она выкручивалась на мизерную пенсию в шестьдесят рублей. И воспоминания о тех ста грамм колбаски, которые она поутрам мне покупала очень дороги мне сейчас.
По утрам я очень любила поспать, и бабушка меня не будила. Она никогда меня не ругала и всегда разговаривала со мной тихим добрым голосом. Когда я училась в институте, я у нее и дневала и ночевала.
Слова плохого никогда от своей бабушки не слышала. В отличии от родителей, которые всегда были чем-то недовольны. Они приходили с работы, ужинали, уткнувшись в телевизор. И никакого дела ни до меня, ни до сестры им не было.
Все соседи в нашем квартальчике любили и знали мою бабушку. Постоянно приходили к ней: кто за советом, кто просто поболтать, а кто и денежек занять...
Она выписывала кучу газет и была в курсе жизни всей страны и за рубежом. Особенно о событиях в политике бабушка любила поговорить с соседями-мужчинами со двора, которые частенько заходили к ней в гости.
Почти в 66 лет после смерти дедушки она вдруг начала писать стихи. Получались красивые лирические стихи. Каждый раз на праздники бабушка Таня сочиняла новый стих и посылала всем родным, подругам и просто знакомым почти двести поздравлений. Покупала открытки и конверты, и за месяц до очередного праздника
методически их подписывала. Перед тем как послать, писала еще и длинное письмо.Титанический труд, если учесть, что сейчас мы почти перестали писать письма и посылать поздравления. Есть телефон и можно скинуть СМСку, и у многих есть связь через интернет.Рационально и быстро...пара слов и готово!
И так в течении всех последующих лет до самой своей смерти бабушка Таня вела огромную переписку, получала большое количество писем со всех концов страны.
К ней постоянно приезжали ее ученики. Бабушка была Заслуженным учителем страны и имела правительственные награды. Ушла на пенсию ЗАВРОНО города Луги,она была учителем по математике. Дедушка Саша тоже был тоже учителем математики и директором школы. В тридцатых годах получил свою награду за учительский труд из рук самого М.Калинина в Москве. Чем был очень горд всю жизнь. Свои награды они показывали очень редко нам, своим внукам, и только по большим праздникам. Помню бабушка хранила их в красных коробочках в большом комоде, куда нам,детям, залезать строго настрого запрещалось.
Моя бабушка Таня умерла в январе в 89 лет после своего Дня Рождения, который приходился на Татьянин День, праздник всех студентов и Святой Татьяны.
 Перед смертью я привезла ей показать своего сыночка Левушку, которому было только четыре месяца. Бабушка его благословила и расплакалась...
Ее сын Лева пропал без вести в годы Великой Отечественой войны. И сколько себя помню, бабушка все время говорила о нем:"Мой Левушка, мой Левушка...." Так что другого именя для своего сына я выбрать просто не могла.