Александр Македонский. Предисловие

Е.Щедрин
Империя, которую попытался создать Александр Македонский, была первой в истории из того множества последующих подобных масштабных опытов, - римского, византийского, франкского, германского (трижды), китайского (трижды), могольского, монгольского, индейского, российского (дважды), испанского, австрийского, английского, турецкого, французского (дважды), югославского. И всякий раз скоро ли, не скоро ли, дело почему-то кончалось крахом.
Надо полагать потому, что в самой идее империи есть какая-то червоточина, нечто не перевариваемое народонаселением, сгребаемым в один общий котел. А может быть, есть и что-то несовместимое вообще с человеческой породой? Например, с тем фактом, что среди любого произвольно составленного десятка людей всегда окажется минимум два претендента на роль вожака, по крайней мере «в своей душе». Что же говорить о коллективе из ста тысяч, из миллиона душ?!
Сегодня на карте планеты вроде бы не значится ни одной империи. Крохотный, всего-то пятнадцатилетний перерыв за последние два и четыре десятых тысячелетия! И отчего-то кажется, что точка в истории империй еще не поставлена, а чего доброго – никогда не будет поставлена окончательно. Ведь наряду с червоточиной есть, есть (!) в империи нечто привлекательное или, - лучше сказать, - благоприятное для спокойной жизни, для уверенности в завтрашнем дне.
Разве мы сегодня не присутствуем при первых пробных шагах чего-то такого-этакого, очень похожего на зарождение новой империи на территории современной Европы? Разве жители «Единой Европы» не получают благ от этих первых шагов, ожидая в дальнейшем благ еще больших? И народилась большая когорта людей, чиновников-бюрократов, у которых кровно-денежный интерес к продвижению ЕЕ из нынешнего аморфного состояния к состоянию кристаллизованному единой конституцией, единым правительством, единым президентом и т.д. С какого-то места на этом пути отнять у них кормушку будет едва ли просто… Впрочем, и не такое бывало! С тем же Римом или «Священной Римской империей Германцев». Червоточины скажутся!..
Александр Македонский совершил величайший труд, даже подвиг, осуществив проект «Мечта и Кошмарный Сон», по которому, как по нотам, учились и Цезарь, и Константин, и Карл Великий, и Тамерлан, и Иван Грозный, и Наполеон, и Шикльгрубер. Но, наверное, больше пользы будет, если понимать и знать механику создания империй начнут не только претенденты на звание «отца империи», а все, кому может вдруг представиться случай оказаться имперским подданным, стать винтиком или гаечкой в этом восхитительном кровососном механизме.
Вот потому мы и предлагаем читателю еще раз пройтись по стопам величайшего из античных героев, родиться, пожить и умереть вместе с ним.