Ересь Льва Толстого

Николай Самойлов
Утром двадцатого сентября, чтобы успеть на электричку, я встал рано. В дорогу собрался быстрее, чем рассчитывал. Чтобы не терять свободное время зря, открыл евангелие от Иоанна и прочёл:
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть…
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца….
Я читал это не раз, но впервые бросилось в глаза : Слово стало плотию.
Меня, вдруг, осенило: две тысячи лет назад Христос не родился, а воплотился. Ведь, Он был с Богом до сотворения мира: Всё через него начало быть.
 8.54 Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что он Бог ваш.. 8.58 прежде нежели был Авраам, Я есмь. 10.15 Как Отец знает меня, так и Я знаю Отца.8.25 от начала Сущий, пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
 Выходит, уже две тысячи лет, люди заблуждаясь, говорят о рождения Христа. На самом деле Он сошёл с небес на землю, где обрёл плоть. Меня распирало от самодовольства, но одновременно точил червь сомнения – не ударился ли я в ересь. В дневной суете утренние мысли забылись, радость и сомнения от моего утреннего прозрения потускнели.
Вечером, закончив дела, собрался ехать домой. Чтобы не скучать в электричке взял у друзей книгу Николая Сапелкина «Свете тихий». Открыл её на первой попавшейся странице и прочёл строки, поразившие меня совпадением с моими утренними размышлениями: разрешение тысячелетнего конфликта Толстой видел в следующем синтезе: евреям и православным «надо признать Христа человеком, пророком Божьим, и тогда те и другие соединятся». Утром я понял, что Христос не мог быть человеком, вечером открыв случайную книгу, на случайной странице читаю, что он человек – еврейский прок. Это поразило меня, ведь, вероятность таких случайностей ничтожно мала. Я фаталист, поэтому решил, что это знак судьбы и нужно заняться этим вопросом серьёзно. К тому же, мне давно хотелось узнать, почему Толстой был отлучён от церкви. Прочитав: «Христос не Бог и никогда не выдавал себя за Бога, а был великий и последний пророк еврейский…Закон Христов согласен с законом Моисеевым … в любви к Богу и ближнему», я понял, почему православная церковь считала Толстого еретиком.
К моему великому разочарованию, этот мыслитель, титан нашей литературы, если исходить из этих его слов, совершенно не понимал сути ветхого, и нового заветов. Истинно, не всякий имеющий глаза видит! Когда Бог хочет наказать, то он лишает ума. Не этим ли объясняется метания, ссоры с женой и бегство, Толстого из дома перед смертью.

Такая слепота простительна Людмиле Улицкой в её «Даниэль Штайн, переводчик ». Из её интервью «Аргументам недели» я понял, что она, по сути, - атеистка, проповедует »Первый этический закон, вопрос веруем мы или нет для неё второстепенный. Не важно, что мы думаем о вере, важно то, как мы себя ведём.» И это после того, как мы прожили девяностые годы, когда вчера милые, интеллигентные люди, вдруг стали волками в овечьей шкуре, рвали глотки ближним за копейку, заказывали конкурентов, воровали миллиардами, развращали, спаивали сограждан тысячами. Главные благодетели человечества – американцы изжарили заживо семьсот тысяч японцев в Хиросиме и Нагасаки, при этом каяться не думают и считают себя гуманистами, многие христианами.

Причина – лицемерие, безверие – истинно верующий твёрдо знает: что богатства всего мира не стоят бессмертной души. Именно Христос сказал: легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в рай, нельзя служить Богу и мамоне. Утверждая, что Бог един дилетанты не замечают, что понимают люди его по разному. Иудеи считают, что Бог посоветовал евреям обобрать египтян, перед уходом из Египта. Исход 12.35 Ниже 20.15 говорит не кради, не произноси ложного свидетельства…
 Бог Христа не столь противоречив: У него да – да, нет – нет, третьего не дано. Для меня он логичен и понятен. Он не признаёт жертв, что отголосок язычества: милости хочу, а не жертвы. Так что, и при выборе единого Бога обязательно возникнут проблемы.
То, что люди считают Христа родившимся две тысячи лет назад, многих сбивает с толку. Когда я сказал об этом священнику, он посоветовал мне прочесть символ веры. Я прочёл и понял, что я невежда. Это было известно задолго до меня » Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.» Символ веры сбил с меня спесь, но и укрепил веру в правильном понимании прочитанного. Христос не был человеком, не был евреем – он был сыном Человеческим, как сказали бы сегодня – гражданином мира. Сам он повторял: Я не от мира сего.
Толстой прав, действительно, Христос никогда не называл себя Богом, он всегда говорил о себе: евангелие от Иоанна 8.12 Я свет миру,8.16 Я не один, но Я и Отец, пославший меня, 8.42 Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не сам от себя пришёл, но Он послал Меня. Неужели Толстой никогда не читал этого?
Наверняка читал, но не поверил. Вера, как и талант, даются не всем. Нельзя заставить себя верить, если не дано свыше. А, может, это наказание за гордыню, являющуюся великим грехом?
Закон никого не довёл до совершенства. Фарисеи добавили к Закону Божию сотни человеческих правил и обычаев. Христос говорил об этом фарисеям в лицо: 5.37 А вы ни гласа Его не слышали, ни лица Его не видели. 7.22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов.) По сути, обвинив иудеев в самозванстве. 4.23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Но спасение придёт от Иудеев – апостолов. Отказался выполнять завет Моисея - бить блудницу камнями 8.7 «кто без греха, первый брось на неё камень» Христос доказал, что спасение посредством закона невозможно. Этого было достаточно, чтобы его распять.

 « Конец Закона – Христос, к праведности всякого верующего» Рим 10.4
 « Без веры угодить Богу невозможно.» Евр.11.6 Вера доказывается делами. Вера без дел – мертва.
Мне не понятно, почему писатель решил, что Христос человек? Разве не читал: 10.33 хотим побить тебя камнями за то, что Ты, будучи человек, делаешь себя Богом. 10.34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: ВЫ БОГИ? Он назвал богами тех, к которым было слово Божие 10.36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите : богохульствуешь, потому что Я сказал Я Сын Божий? 10.38 Отец во мне и Я в Нём.
Здесь Христос открыто говорит, что Он не человек, не от мира сего. Неужели Толстой был так ослеплён, увлечён своими идеями, что не видел этого? Если видел почему, тогда, соглашаясь, что Христос пророк, не верил словам пророка? Логически необъяснимое противоречие – затмение ума.

Собственно, для меня всё это понятно, когда – то, сам не видел и не понимал ничего этого. Момент истины пришёл после аварии, когда я очнулся после комы. Сначала мысль: Зачем меня оживили, там было так хорошо! ослепительно белым светом озарила мозг. Открыв глаза, я увидел белый потолок, стены реанимационной и трубки протянувшиеся ко мне, потом пришли мысли: где я? Почему лежу голый, что за трубки тянутся ко мне. Пока жил на манной каше и кефире понял, как мало нужно человеку, чтобы жить. С тех пор я стал видеть и понимать, многое из того, чего раньше не замечал. Во всяком случае, разницу между родился и воплотился понимаю. Не мог в то время простой, неграмотный, тридцатилетний сын плотника сказать, обрекая себя на смерть:
       8.29 Пославший меня есть со мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
8.44 Ваш отец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём Итины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. 8.47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому и не слушаете, что вы не от Бога.
Сила, уверенность знания, в этих точных, чеканных фразах не человеческая. До него Боги у людей имели плоть и человеческие привычки, были тщеславны, требовали поклонения, даров. Бог Христа- дух, хочет только милости и любви. Желает спасти не избранного, а каждого, верящего в Христа.
Многих ставит в тупик утверждение - Бог Един в трёх лицах. Чего здесь чудесного? Разве налитый в стакан чай: кипяток, заварка и сахар - не три в одном? Плоть, бессмертная душа и ангел хранитель едины - это созданный по образу и подобию Бога человек. Возможно, мой текст перегружен цитатами. Это вызвано тем, что многие Библию не читали, а кто читал, на многое из мною процитированного, не обратил внимания. Найдутся и люди,
 сомневающиеся в том, что евангелия написаны очевидцами событий. Таких могу отослать к исследованиям профессора Кембриджского колледжа Троицы, пришедшего к выводу, что все книги Нового Завета написаны до 64 года н.э. Журнал «Тайм», 21 марта1977 г. Тем, кто и этому не верит, напомню о всепобеждающем Ленинском учении, которое не прослужило и ста лет, а ещё недавно казалось незыблемым Человеческое смертно. В конце повторюсь, талант веры от Бога, даётся не каждому, никто не может заставить себя верить, поэтому столько клеветы обрушилось в последние годы на Христа.