Копи-чарт 26. 1 или Симметрия

Копирайт
Заходя время от времени на прозу, ищу отрицательные рецензии… Расчёт простой и где-то наивный: раз автор понимает, что такое плохо, значит, он умеет отличать хорошее, а его положительные рецензии указывают на тексты, которые можно поместить в Копирайт.

Но, увы, проза в этом смысле крайне асимметрична. Унылая бескрайняя пустыня хвалебных откликов и редкие оазисы правды.

Бороться с этим трудно и вряд ли разумно – люди не желают правды, люди хотят комфортного одиночества, как в стае птиц или косяке рыб, никаких обязательств, просто синхронное плавание. Это их право – одиночество у компьютера.

Когда-то площадка Копирайта была очень симметричной, на каждый выпуск журнала следовал критический обзор, да не один. Было интересно и, надеюсь, полезно для всей прозы.
А до Копирайта было ещё круче.
Но законы больших чисел не отменить, и когда счёт авторов пошёл на десятки тысяч, стало невмоготу как-то организовать эту массу. Масса подмяла структуру, раздробила, превратила в песок. И теперь талантливые авторы разобщены, их почти не видно и не слышно, мерный шелест хвалебных ку-ку засыпает всех и вся.

Попытка администрации добавить в сайт смысла путём создания литературного клуба… впрочем, об этом скучно и говорить. Копирайт и пара-тройка других артефактов тоже погоды не делают.

Но зададимся вопросом – может ли количество авторов на прозе достичь полумиллиона? А миллион?! И что будет? Вот и я не знаю.
Всё равно возникнет какая-то симметрия, но литература уже не будет иметь к ней отношения. Однозначно.

На сайте стихи.ру авторов под двести тысяч, и некоторые уже уходят оттуда к нам на прозу. Асимметрия, видимо, достигла предела, пространство рассыпается, признаки сообщества бледнеют и теряются, люди покидают пустыню в поисках новых миражей. Думаете, они приносят сюда гениальный продукт? Вот и я сомневаюсь :)

Вернёмся всё же к прозе нашей ру, к текстам, отобранным для этого выпуска журнала. На мой взгляд, все они почти симметричны. Объясню, как сумею.

(Тексты расположены в хронологическом порядке).


_________________________________

1. Слава нашим доблестным писателям (Сжигатель Трупов)

С одной стороны, вручение литературной премии, нерядовая процедура одухотворённая по своему статусу, с другой – «Нравы очень напоминают Прозарушные - все хотят друг другу если не откусить язык, то уж "вдуть" в зад» (Владимир Штеренберг).

А как ещё увидеть симметрию, если нет двух прилично отстоящих друг от друга планов? Насколько далеко отстоит от середины пафос литературного официоза, настолько же, но в обратную сторону – трэш, который автору симпатичен, судя по количеству написанного в этом жанре.

Вещица отличается смысловым объёмом, и планов там более двух. Это и ужастик, и фарс, и юмор, и сатира, и…
Писать Сжигатель умеет, прочтёте всё не отрываясь, обещаю.

Сам автор относится к своему тексту, скажем так, без трепета, а вот рекомендует «Погост» (http://www.proza.ru/2008/03/30/362).


_________________________________

2. Ледяной дождь (Георгий Юрьев)

Можно сказать – медицинская проза, описание врачебных случаев. Но вот фраза из текста: «состояние покойника в отпуске». Какой смысловой контраст!

Что может быть абсолютней смерти? Но автор говорит об отсроченной смерти, промежуток мал, но приговор неотменим – покойник ещё жив.

Хорошо сказала Елена Тюгаева: «Как-то вам удалось при помощи сухого, почти научного стиля, создать грустное и тонкое произведение, в котором больше поэзии, чем прозы».

Контраст – характерный признак симметрии. Внутри контрастного размаха умещается множество ассоциаций на любой вкус, даже если текст выдержан всего в двух цветах – белого колкого бахромчатого льда, и чёрного небытия – смерти.

 
_________________________________

3. Это мы не проходили (Майя Андреева)

Качественно изложенный незамысловатый сюжет можно отнести к юмору, симметрия которого, как правило, построена на парадоксе и, в общем, не предполагает какой-то особой глубины.
Но в тексте есть фраза: «Как всегда он не знал: то ли его картина получилась отвратительно плохой, то ли гениально хорошей».

Читатель, приходилось ли тебе раскачиваться подобно маятнику между «плохо» и «гениально», избегая (по разным причинам) обоих положений? Беспокойная симметрия, правда?

На мой взгляд, рассказ сюжетно избыточен, но лишь самую малость. Зато юмор – действительно юмор. Приятный текст.


_________________________________

4. За закатом солнца (Макс Котерман)

Рассказ был заявлен автором в анонсах на форуме Копирайта. Симметрия, безусловно, в рассказе есть – между лежащим на поверхности и спрятанным вглубь. Историческая проза – богатое поле для такого рода параллелей.

Мне кажется, тексту всё же не хватает глубины для убедительной симметрии, однако, как последовательный мыслитель я просто обязан допускать возможность ошибки, тем более что Виктор Винчел уверен: «Крепко сделано! Немного знаком с опытом исторической реконструкции и знаю, как сложно превратить скелет фактов в нечто живое и правдоподобное».

В. Винчел один из лучших авторов сайта, член Литературного клуба и его мнения мне достаточно.


_________________________________

5. сапёры солнечных лучей (Ёжик Медвежонков)

Ёжик М. заявляет: «Главный недостаток моих рассказов - в них много
грязи, мата и насилия».
И может показаться, что автор перекошен, как некоторые на прозе, что его бесконтрольно тянет в одну сторону.
К счастью это не так, автор вполне уравновешен, а проза его симметрична, потому что: «Главное достоинство моих рассказов - они добрые. Более-менее».

Многие авторы приберегают «мораль» для концовки произведения, предпочитая «взорвать мину» и оглушить читателя в последних строках, усилить впечатление от текста. Стандартный, даже избитый приём. Правда, нужно ещё довести читателя до концовки, а это не всем удаётся.

Ёжик М. сходу указывает на симметрию, на второй план, довольно далеко отстоящий от оче-видного, он вообще не скрывает мин, они появляется вначале и далее читатель знакомится с сюжетом, постоянно имея в виду возможные взрывы. И они взрываются.

Уж на что я с предубеждением отношусь к стихам, но здесь приведу пару строф из рецензии к произведению.

Мы заминированы с детства,
проблемы с головы до ног;
один неправильный шажок
и собирай тела последствий.

Сверхосторожным нужно быть
в любом простом прикосновеньи –
растяжка каждого мгновенья
любимых может погубить.


_________________________________

6. Терапевт из Восточной Европы (Захаров Сергей)

Занятный эксперимент – рассказ состоит из одного длинного предложения! Казалось бы сплошной монотонный поток, ан нет, текст ритмичен. Ритмическая симметрия. И не одна она.

Вот так на полотне тянущейся изо дня в день обыденности ломаются и рвутся судьбы людей – невзначай, как бы сами собой, вроде без причин даже…

Салахитдин Муминов: «Рассказ замечательный. Я бы его назвал великолепным. …мысль о проблемности человеческого существования все же остается одной из главных в Вашем произведении».


_________________________________

7. Прогулка... (Лана Фондер)

Если судить формально, кажется, что проза.ру завалена эротикой. Однако подобрать что-то для публикации почти невозможно – нечего сравнивать! Большинство текстов просто одномерны, в лучшем случае – плоские; об объёме, симметрии и говорить нечего. Как выбирать если почти всё под копирку?

Сильно запутывает дело то, что авторы-барышни склонны намертво связывать эротику с любовью, а под эротикой они чаще всего понимают секс, и всё это подаётся с такой чудовищной художественной избыточностью – практически пошлостью, что эротическое чувство любого нормального человека напрочь угнетается.

Но бывают приятные исключения. Представленный текст Ланы Фондер как раз то. Смысловой контраст тут заявлен сразу.
Не буду обсуждать тему, чтобы не давать перекошенным повода для инсинуаций.
Читайте!


_________________________________

8. дурка (Влад Яновский)

Размах - от жутковатого реализма бытовухи, до реализма романтического в описании весны. Переход так неожидан и к месту, что невольно улыбаешься, как будто из душной тёмной комнаты выходишь в солнцу и свежему воздуху. Хороша симметрия!

Ну и по тексту. Владимир Платонов: «Неплохо. Стиль есть. Тема интересна. Да, собственно, что еще нужно!».


_________________________________

9. Мой мобильный телефон цикл мои личные вещи (А.К.)

Представлять А.К. не было бы нужды, если не бы тот песок, засыпавший всю прозу и скрывший достойное чтение.
В Копирайте уже анонсировался текст А.К. «Дамы скучают. Дамы приходят в машинное отделение. Дамы интересуются». Обязательно познакомьтесь.

Надеюсь, читатели и в представленном произведении без труда отыщут симметрию, там столько вложенных смыслов – на всех хватит.

Рекомендую прочитать слова на авторской странице А.К. Отрезвляют.

_________________________________

Виктор Ганчар