Они о родине не вспоминают

Елена Кировская
Мегаполисы диктуют свои правила. Одно из них: приезжим в них быть во все времена немодно, потому российские знаменитости, родившиеся на окраине великой советской державы или в СНГ, частенько неохотно вспоминают о малой родине. А уж нынче, в столь шаткое и трудное время, быть приезжим из Молдавии, Украины, Узбекистана или Туркменистана вовсе непрестижно.

В Кишиневе, например, традиционно считается, что рекорд нелюбви к малой родине делят между собой три представителя творческих профессий - певица София Ротару, классик-драматург Ион Друцэ и актриса Светлана Крючкова. Что до Ротару, то это факт известный: поклонники знают, что Софья Михайловна, родившаяся в украинском селе, на границе с Молдавией, в далекой юности что-то не поделила с кишиневскими чиновниками от культуры, а также с певицами-соперницами. Потому её путь сквозь молдавские «медные трубы» был весьма тернист.

Зато молдавской дискриминации никогда не подвергались ныне почетные москвички, заслуженные артистки РФ и РМ Мария Кодряну и Надежда Чепрага, чьи голоса были визиткой республики в 70-х и 80-х годах. При разных обстоятельствах и в разное время мать-родина благословила их на покорение дальних рубежей: кого - в Румынию (как певицу Анастасию Лазарюк), а кого –в Москву.

Россия приняла поп-див благосклонно, и хоть смуглянки-молдаванки не заняли на российской эстраде ведущих позиций («Своего добра навалом»), но приняла их как своих. Южное очарование, хорошо знакомые советским людям голоса сделали свое дело. Сегодня обе работают в Москве: М.Кодряну занесена в книгу почета уважаемых москвичей, у нее свой вокально-инструментальный коллектив, руководит которым муж, а Надежду Чепрага частенько выступает в «солянках» - сборных интернациональных концертах с Анной Вески, Розой Рымбаевой, Азизой, Ренатом Ибрагимовым.

Вдали от родины эти дамы, коренные молдаванки, в отличие от молодых уроженцев РМ, ежегодно отмечают главный праздник этнических молдаван – «Мэрцишор». Чего никогда не делал обиженный советским режимом молдавский классик-«аксакал», живущий в Москве с 1960 года, драматург Ион Друцэ. Другой молдавский классик – но музыкальный, Евгений Дога - ведет себя по отношению к малой родине более доброжелательнее, с охотой дает интервью российским СМИ и честно признается, что живет «на два дома». Правда, иногда забывает, что говорил, и путает местами значение "двух родин"...

Вот как он прокомментировал свое положение молдавскому порталу "Молдова-Нова": "Родину я не выбирал. Так уж сложилось. Единственное, что меня удерживает в РМ - это семья, надежда, что когда-то появится свой музыкальный салон, рабочее место. В Москве я себя чувствую хорошо, потому что знаю, куда иду, к кому, какое у меня положение. Свободного времени практически не бывает. А в Кишиневе могу сидеть месяцами, и никто мной не интересуется: за 20 лет в Молдове не записали ни одной моей ноты...".

Но, как обычно, композитор-"на два дома" плавно закругляется (настолько плавно, что плавней и не бывает), мол, "родина не там, где ты живешь, а там, где ты можешь обнять мир, который тебя окружает". Не празднует «Мэрцишора» и уж точно никогда не вспоминает в интервью о «республике янтарного винограда» актриса и телеведущая Светлана Крючкова. Ее нелюбовь к Кишиневу до сих пор остается для бывших земляков загадкой. А ведь отец Светланы, бывший майор СМЕРШа («СМЕРть Шпионам!»), долгое время работал в КГБ Молдавской ССР; кадровиком, на хорошо оплачиваемой должности, трудилась и мать Светланы. Однако актриса как-то недвусмысленно заявила, что с теми немногими друзьями из Кишинева, с которыми ей есть о чем поговорить, она предпочитает встречаться в Израиле.

Всемирно известный балетмейстер, создатель новой школы пластического танца, руководитель питерского Государственного академического театра балета Борис Эйфман не только вырос в Кишиневе, но и получил первоначальное творческое образование. В 60-х он в Кишиневе хореографическое училище, часто приезжает в Молдавию, реализует творческие проекты. Как и бывшая кишиневка Регина Дубовицкая. А кто-то о своей родословной упорно умалчивает. Московский звездный галерейщик и медиа-тусовщик, «сваха» знаменитостей Петр Листерман в интернете указывает, что родился в Киеве, а жил то ли в Мордовии, то ли под Новосибирском, про Молдавию же – ни гу-гу.

Популярных звезд российских телесериалов - актрис Ирины Лачиной и Татьяны Колгановой – объединяет единая молдавская родина, это второй по величине город, Бельцы. Снявшись в сериалах «Леди Бомж» и «Леди Босс» в 2001 году, в нынешнем году 36-летняя актриса Лачина прочно закрепила свою звездность в роли еврейской девушки Рахили в телесериале на ОРТ «Тяжелый песок».

В 16-лет ей впервые предложили роль - юродивой еврейской девушки, без единого слова. Однако события повернулись так, что в фильме по Шолому-Алейхему Ирину утвердили на роль главной героини. Удачно сыгранная роль наложила на актрескую жизнь легкий штамп, теперь южанка по крови Ирина прекрасно справляется со всеми интернациональными ролями, как в свое время эти «смуглые» роли удавались ее матери, бельцкой актрисе Светлане Томе.

В 70-е годы любимой актрисой молдавского режиссера –также российского переселенца, Эмиля Лотяну, – стала именно она, Светлана Тома-Фомичева, сыгравшая в его фильме «Табор уходит в небо» знойную цыганку Раду. С тех пор в СССР ее долгие годы называли «главной цыганкой страны». Произошло это потому, что в советское идеологизированное время главную роль в национальном кино не могла сыграть «нетитульная», русскоязычная актриса, так Фомичевой пришлось сменить русскую фамилию на молдавский псевдоним-аналог («Тома» – по-молдавски «Фома»).

У бельчанки актрисы Татьяны Колгановой - свой «скелет в шкафу», целый детектив. Своим биографам популярная киноактриса сообщила, что родилась в Благовещенье, и с тех пор в интернет-сайтах о ней можно прочесть, что она родилась … в Благовещенске!

Не часто напоминает российской публике о своем молдавском происхождении непрофессиональная актриса, победительница конкурса красоты в конце 80-х «Мисс Тирасполь», жена актера Дмитрия Харатьяна Марина Майко. Вероятно, смена местожительства диктует переселенцам свои житейские законы, и с их «биографической» скромностью многие соглашаются. Зато на историческую родину, в Тирасполь, Марина приезжает частенько, вместе с мужем-Харатьяном, чтобы не только материально поддержать тираспольских родственников, но и поучаствовать в предвыборных кампаниях в поддержку единственного кандидата -«пожизненного» президента «непризнанной ПРМ» Игоря Смирнова.

13-летняя актриса Натали Гершлаг, кумир миллионов зрителей, сменила фамилию на бабушкину – Портман - после того, как снялась в знаменитом фильме Люка Бессонна «Леон» в паре с самым знаменитым кино-киллером Жаном Рено, чтобы легче было скрываться от поклонников. А родилась она …нет, не в Кишиневе, а в Иерусалиме, но буквально вскоре после того, как ее родители – врач-отец и мать-художница – эмигрировали в Израиль из столицы Молдавии. Вот и Натали - она «без наводки» редко признаётся о молдавских корнях.

И все же самым известным для россиян «молдаванином» по праву считается актер популярной телепрограммы «Городок», любимец питерцев Илья Олейников, который любит посмеяться над молдаванами и даже пытается копировать акцент, хотя выходит у него, как считают сами земляки, вовсе непохоже. В его автобиографической книге «Жизнь как песТня» про Кишинев нет ни слова! Хотя в 90-е годы, уже добившись известности, актер был не прочь «нарубить капусты» в тандеме со знаменитыми кишиневцами: с сыном экс-президента РМ Кириллом Лучинским и с владельцем кишиневского гламурного ночного клуба («Star Track») Тарасом Чернилевским.

С шоу-программой «Братья и сестры» бригада Олейникова колесила некогда по многим городам России, высмеивая тему «голубого» и «розового». Активно участвовал Илья Олейников и в программах, разработанных кишиневской филармонией, снимался в клипах местной студии «Белая ворона». Вспоминают, как однажды актер выставил такой прайс-лист, что организаторы съемок проекта вздрогнули.

И все же Олейников оставил о себе память в молдавском телесериале «Чертова тётка», который снимался с южными кинозвездами в пятизвездочной гостинице «Jolly Аllon», но проект завершен не был. Поговаривают, что этот рекламный трюк делался на деньги знаменитого «трансконтинентального» олигарха Бориса Бирштейна, по слухам, спрятавшего в Альпах «золото партии» – именно как реклама его кишиневского отеля. Оттого все действия при съемках фильма происходили в номерах «люкс»… Золото, что ли кончилось?

А между тем в молдавской столице «мэр» знаменитого «Городка» оставил 20 лет жизни и «девичью» фамилию. Картавого мальчика с улицы Пушкина тогда звали Ильей Клявером. Теперь эту фамилию носит сын Олейникова, Денис Клявер, солист дуэта «Чай вдвоем».

Из россиян мало кто знает, что родитель солиста «Чай вдвоем», начинал карьеру вовсе не юмористом, а песенником: он закончил кишиневскую музыкальную школу по классу аккордеона и написал песню «Облака», которую исполнила Эдита Пьеха, а песню «Судьба» -Надежда Бабкина. Оба хита стали лауреатами «Песни года». Позже Олейников уже активно писал для «сыновней» группы «Чай вдвоем». Очевидно, мечта стать известным композитором – так и остается его несбывшейся задумкой! Почему? Потому что очередная попытка создать в Питере мюзикл оказалась провальной, на постановку было ухлопано около 2-х миллионов долларов, при этом проект принес семье актера одни "мистические" неудачи и даже смерть родных.
       
18 лет назад на пмж в российскую столицу переехал и кишиневец, режиссер Николай Лебедев, чтоб начать жизнь с нуля. Он брался за любую работу, был «литературным негром», занимался обработкой подтекстовочных переводов «дамских романов» по 200 долларов за месяц работы, сидел по 12 часов в день за пишущей машинкой, был на подхвате в теле- и киностудиях, нарабатывал связи в мире кино. Зато теперь 42-летний автор нашумевших фильмов «Звезда» и «Волкодав» известен россиянам как лауреат государственной премии РФ - за патриотический фильм «Звезда». И теперь он уже спокойно, без надрыва и суеты может сосредоточиться на монтировании нового фильма, эротического триллера «Фонограмма страсти».

Свою звездную карьеру член киноакадемии «Ника», выпускник ВГИКа и журфака МГУ Лебедев начал в конце 80-х в редакции газеты «Молодежь Молдавии». В те годы его непосредственным начальником был местный опальный редактор Алексей Марчков – теперь уже широко известный гей-движению СНГ как руководитель «самой продвинутой» на постсоветском пространстве гендерной организации в защиту сообщества ЛГБТ (лесбиянок, геев, би- и транссексуалов).

Землякам Лебедева приятно, что о нем говорят как о режиссере, сумевшем угадать во многих начинающих актерах талант. Его дебютантами за два десятка лет стали некогда малоизвестные актеры Евгений Миронов, Екатерина Гусева, Екатерина Вуличенко, Мария Порошина, Александр Бухаров, Игорь Петренко, Артем Семакин, Анатолий Гущин, Анатолий Белый, Амаду Мамадаков, первые лучшие кинороли сыграли Алексей Панин и Константин Хабенский. Есть в этом списке и опытные актеры - Марина Голуб, которая до Лебедева в кино снималасьвесьма редко. Мастер «простолюдиновых» и «тюремных» ролей - Сергей Гармаш - именно у Лебедева сыграл первую «интеллигентную» роль, после чего был приглашен в сериал «Каменская» и фильм «Любовник».

Актеры Ольга Остроумова и Евгений Миронов, наоборот, в лебедевских фильмах сыграли отрицательные роли. Валентин Гафт утверждает, что это одна из лучших ролей его жены. Вот с Домогаровым вышла легкая промашка: он должен был играть главную роль в «Змеином источнике», но «не совпал» с режиссером по срокам, но то, что он непременно блеснет «кинозвездностью», - напророчил именно кишиневец Лебедев.

Сегодня в крупных российских и мировых мегаполисах живет немало известных актеров, приехавших делать карьеру из постсоветских республик: из РМ – это солисты некогда «убойных» «Озона», «Здоб ши Здуба», «Премьер-министра» и других.. О том, как они пробивались в кино и на эстраде, мы мало знаем. Догадываемся, что было трудно. Тем приятней для земляков тот факт, что дюжине самых популярных российских актеров дорогу в большое кино расчистил именно кишиневец…

 Е.З.,Е.Т.