Эсхатология и народные традиции воспитания детей

Каринберг Всеволод Карлович
Народные традиции ухода за маленькими детьми и эсхатоголия
 
Нужно ли учиться ухаживать за новорожденным ребенком, или он будет расти сам, а все что с ним делать подскажет материнский инстинкт?
Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточены миллионами лет эволюции, они инстинктивно "знают", когда и сколько спать и есть, каким образом "общаться" с родителями и как сообщать им о своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разных народов различны.
 Например, в развитых странах грудных детей кормят не более 6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливают примерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желание поесть выражают более коротким плачем, чем их "цивилизованные" ровесники.
Элементарная материнская функция, которая всем казалась инстинктивной, без обучения не реализуется на практике.
Можно ли научиться ухаживать за ребенком по книжкам?
Можно, после нескольких проб и ошибок, как правило, к четвертому ребенку. Именно такова, согласно статистике, эффективность обучения без наблюдений на практике при выращивании цветов или домашних животных. Но ошибки в уходе и воспитании детей вряд ли сравнимы с болезнью четвероногого друга или гибелью цветочка. А если учесть, что среднее число детей в современной молодой семье - 1.5 ребенка, то такое поведение кажется просто безответственным экспериментом над собственным чадом.

Бенджамин Спок. РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ
Год - это удивительный возраст. Многое меняется у вашего ребенка: его вкусы в отношении еды, его поведение с окружающими людьми, его отношение к себе и другим.
Когда он был совсем маленьким и беспомощным, вы могли делать с ним все, что считали нужным: положить его туда, куда вам нужно, дать ему игрушки, которые вы считали подходящими для него, кормить его пищей, полезной для него. Большую часть времени он вам добродушно подчинялся.
Но с годовалым ребенком вам будет труднее.
Он как будто сознает, что не предназначен быть игрушкой родителей до конца жизни, что он человек, личность, что у него есть свои желания и мысли. Когда вы просите его сделать то, что ему не нравится, он чувствует необходимость настоять на своем. Его натура этого требует. Он говорит "нет" словами либо поступками, даже, когда речь идет о вещах, которые ему нравятся. Психологи называют это "негативизмом", матери говорят: "Он упрям, как осел".
Представьте себе на минутку, что бы с ним стало, если бы у него никогда не было желания сказать "нет". Он стал бы роботом, механическим человеком. Вы бы не смогли удержаться от искушения постоянно командовать им и он прекратил бы развиваться и узнавать новое. Когда он вырастет и пойдет в школу, а позже на работу, все вокруг будут пользоваться его неумением говорить "нет" и он всегда будет никчемным человеком.

http://www.erudition.ru/referat/ref/id.19268_1.html
Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ребенку начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце - девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не является врожденным.

Опыты с обезьянами супругов Харлоу и Суоми показали, что ожидает детей, выросших без мам. Пытаясь найти у обезьянок макак тот возраст, когда они легче всего поддаются дрессировке, детенышей отлучали от матерей для проведения опытов. Но для маленьких обезьянок каждое такое расставание с матерью становилось трагедией: они не только плохо обучались, но и останавливались в своем психическом развитии. Пришлось начать новый эксперимент, в котором детенышей отбирали от матерей сразу после
рождения. Их помещали в отдельные комнаты и в каждой поставили кресло с
мохнатой обивкой, похожей на шерсть матери. В спинке кресла была укреплена бутылка с соской, куда наливали молоко. Обучению и опытам ученых мамы детенышей теперь не мешали, и все шло успешно, но когда кресло вдруг уносили из комнаты, то маленькая обезьянка ложилась на пол, туда, где оно стояло, и, казалось, горько плакала, схватившись за голову обеими лапками. Стоило же вернуть кресло на место, как она прыгала на
него, крепко впивалась в мохнатую обшивку и долго не покидала его, словно боясь новой разлуки.
Закончив эксперимент, выросших без мам обезьянок выпустили в общее стадо. Шло время, а они в отличие от всех других самок не давали потомства. Их тогда взяли из стада и рассадили в отдельные клетки с самцами. Но они и тут, как и в стаде, не давали потомства, и только искусственное оплодотворение позволило им родить детенышей. Но
материнский инстинкт в них так и не пробудился. Одна оторвала руку своему новорожденному, вторая раскусила голову, как кокосовый орех...
Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству.

Первый психосоциальный кризис.
К концу первого года жизни происходит первый психосоциальный кризис «базисное доверие - базисное недоверие». Его показателями являются: общее напряжение из-за прорезывания зубов, возросшее осознание себя как отдельного индивида, ослабление диады «мать - ребенок».
К первым социальным достижениям, согласно Э. Эриксону, относится также готовность ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как ее существование стало внутренней уверенностью, а ее новое появление предсказуемым. Именно это постоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формирует у маленького ребенка зачаточное чувство собственной идентичности.

 «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре»,- подчеркивал Э. Эриксон.
Э. Эриксон обнаружил в разных культурах разные «схемы доверия» и традиции ухода за ребенком. В одних культурах мать проявляет нежность очень эмоционально, кормит младенца всегда, когда он плачет или капризничает, не пеленает его. В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, «чтобы его легкие были сильнее». Последний способ ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры.
В этих традициях Э. Эриксон обнаруживает глубокую связь с тем, каким общество хочет видеть своего члена.

Так, в одном индейском племени, мать всякий раз, когда ребенок кусает ее грудь, больно бьет его по голове, доводя до яростного плача. Индейцы считают, что такие приемы способствуют воспитанию хорошего охотника.

Во многих культурах ребенка принято отнимать от груди в определенное время. В классическом психоанализе, как известно, это событие рассматривается как одна из самых глубоких детских травм, последствия которой остаются на всю жизнь.
Однако даже в самых благоприятных случаях неизбежны запреты и ограничения, вызывающие фрустрации. Они оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для базового недоверия к миру.

Кризис «доверие - недоверие» (как и любой другой последующий кризис) не всегда разрешается в течение первого или второго года жизни и может проявляться снова и снова на последующих стадиях развития. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие», Эриксон обозначает термином «энергия» и «надежда». Надежда поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности, искусстве и научных занятиях. Люди, не прошедшие удачно эту стадию, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.

По словам Салливана : «Память - относительно долговременная запись сиюминутных состояний. На менее абстрактном языке, живые существа фиксируют все переживаемые события не в форме «перцепций» или «возбуждений коры», а как существующие в определенный момент паттерны взаимосвязи организма со значимыми факторами окружения». Проще сказать, младенец - это функция, а не только понятие.
Относительно оральной стадии Томпсон пишет: «Оральная стадия
детерминируется, главным образом, биологическим развитием. Новорожденный
в основном реоставлен «ртом». Наиболее развитая при рождении область головного мозга управляет оральной зоной. Мы согласны, что первоначально младенец контактирует с миром и воспринимает его в оральных понятиях. Мы ставим под вопрос решающую роль эротического наслаждения. Кажется более вероятным, что новорожденный контактирует с миром посредством рта, так как это его наиболее адекватный орган. В разных культурах варьирует срок кормления ребенка грудью и частота кормления. В некоторых культурах кормление продолжается несколько лет в противоположность нашим традициям, направленным на сокращение срока кормления до минимума. Среди многих народов распространено кормление, когда ребенок закричит, мы же до недавнего времени придерживались строгого расписания, считая такой режим полезным ребенку.
 Молоуни, проведя обследование жителей Окинавы, делает вывод, что отсутствие регламентации в кормлении грудью приводит в последующем к таким качествам, как гибкость, любвеобильность, малая тревожность. Поэтому, хотя существует органическая основа оральной стадии, ее влияние на личность ребенка преломляется, главным образом, через культурные факторы.

В первые дни жизни ребенок «живет и любит через рот», а мать «живет и любит через свою грудь». В акте кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его способность «получать через рот» встречает ответ со стороны матери. Вскоре способность «получать» и «доверять» отрывается от зоны своего происхождения (материнской груди) и распространяется на другие сенсорные ощущения (тактильные, зрительные, слуховые и др.).
Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.
Нормальное развитие происходит, когда потребности младенца быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. Если он не получает должного ухода - вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.

Вначале у младенца отсутствуют эго и самосознание. Он смутно различает предшествующее и последующее состояния, не способен устанавливать взаимосвязь событий. Отсутствует ориентация во времени и пространстве. Все, что младенец знает, — это сиюминутное состояние, он обладает «космическим опытом» в смысле неопределенности и неограниченности существования.
Материнский образ, приносящий чувство благополучия, эйфорию, представляет «Хорошую Мать».
Мелани Кляйн: Ортодоксальная психоаналитическая теория характеризует первый год жизни в качестве периода начального формирования эго. Кляйн усматривает доказательства широкого спектра высокодифференцированных отношений к объектам, отчасти либидных, отчасти агрессивных, в первые месяцы жизни. Ребенок шести месяцев уже любит, ненавидит, желает, атакует, хочет разрушать и готов разорвать мать на части. В страхе перед своими деструктивными влечениями он приписывает их внешним объектам и в фантазиях проглатывает объекты, чтобы их разрушить. Противовесом деструктивным влечениям выступает строгое супер-эго, или сознание.



Развитие чувства реальности.
 По мере созревания ребенка его интеллектуальные способности возрастают и выходят за пределы простой заинтересованности в удовлетворении потребностей. Принцип удовольствия замещается принципом реальности. Это обучение, в процессе которого возникают осознание возможных перемен в окружении и способность предсказания будущего. На данном этапе ребенок может представить себе: «Когда я веду себя определенным образом, окружение реагирует соответствующим образом», - и регулировать поведение приемлемым путем. Принцип реальности поэтому связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения. На языке психоэнергетических терминов, произошла трансформация либидной энергии в либидную энергию вытесненной цели.

Оказалось, что еще до того, как ребенок научился говорить, этот диалект распространился по каналам его мозга. А когда следы уже образовались, чрезвычайно сложно стереть их, чтобы начать прокладывать новые.
Примерно в возрасте 2-3 месяцев малыш начинает улыбаться, лепетать и запоминает все, что происходит вокруг. Мы иногда даже не подозреваем, что в его мозгу уже отпечатываются все самые обычные слова и действия его мамы, поэтому матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. В ребенке, выросшем в обстановке отчуждения и неприязни, к тому времени, как он пойдет в детский сад и школу, уже зреют ростки будущего несчастья и разрушения.

Новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем.
 Самый яркий пример - история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, - человек, а детеныш волка - волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет - человеком или волком!

Масару Ибука. Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности.
Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например, собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10-11 месяцев, и одна из причин этого - человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом.

Врожденные рефлексы.
 Соответствие ухода за ребенком психофизиологическим нормам определяет полноценность психоэмоционального и физического развития ребенка.
Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п.
 Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только основные
органы чувств, но и головной мозг. Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в школу.
 Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей среды.
Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.

Физическое и психическое развитие.
В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде развитие движений у африканских детей. К своему удивлению она обнаружила, что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше.
Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по - иному, чем француженка или американка.

С первых дней жизни ребенок сидит на спине у матери, прочно привязанный куском материи. Где бы ни была мать, с кем бы ни говорила, ребенок всюду с нею. Конечно, в разговор он еще не вступает, но наблюдает с интересом. Главное же грудь матери, источник жизни, вот она, рядом, только протяни руку. Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа. Спать он ложится тоже с матерью.

Другое дело маленький европеец. Мать его хоть и любит, но не очень-то балует.
Лежит он в кроватке, смотрит в потолок. Хорошо еще, если кто-то из знакомых заинтересуется малышом. Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры для европейцев имела тоже немаловажное значение, поэтому они старались поскорее перевести ребенка на искусственное кормление.

Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии.

Рождение и традиции.
Эриксон пишет: В России, Германии, Англии, Франции и Италии имеются семьи, которые отмечают рождение ребенка посадкой дерева. При этом они рассчитывают, что дерево будет расти вместе с ребенком, и ухаживают за ним с особой заботой.

В Японии редко увидишь плачущего кроху. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет.

Когда дитя благополучно родилось, то начиналась большая серия ритуалов призванных защитить ребенка от злых духов, приобщить к природе и отдать под ее покровитесльво нового человека, чтобы ему сопутствовала удача в делах и жизни.

Если это был Мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка - на веретене, чтобы росла рукодельницей.

Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. «Привязать»—по-древнерусски «повить»; вот откуда «повитухи», «повивальные бабки».
Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочери—материнская.

Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос и так далее) были окружены важными и очень интересными ритуалами.
В наши дни, желая приобщить новорожденного к христианской религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в купель с водой. При этом нарекается имя.

Обычным местом купания младенца и первого, и последующих, у старообрядцев была баня. В бане происходили некоторые семейные обряды, именно баня была местом изоляции роженицы на время родов и в послеродовой период, именно здесь новорожденный проводил вместе с матерью первые дни своей жизни.

Согласно славянской традиции купание младенца всегда было ритуализовано и строго регламентировано в деталях. В дальнейшем в липованских семьях считали необходимым купать ребенка в течение первых 9 дней два раза, до 40 дней - 2-3 раза в неделю. На протяжении этого времени бабка, принимавшая роды приходила топить баню, купала "родиху" и младенца, растирала, делала массаж.

Между тем обычай окунать младенца в воду (или по крайней мере обрызгивать) отмечен у самых разных народов. В частности, так поступали скандинавы в эпоху викингов. Очень долгое время это объяснялось влиянием христианства. Однако потом сходные обычаи были зафиксированы у народов, никогда даже не слышавших о христианстве!
Учёные видят здесь отголосок древнейшего ритуала приобщения нового человека... Космосу. Да-да, ни больше ни меньше. Как это делалось? Отец—глава семьи — торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу (не садящемуся, но обязательно восходящему—на долгую жизнь!), Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду (или обрызгивал, если было холодно). Таким образом малыша «представляли» всем Божествам Вселенной, всем ее стихиям, отдавая под их покровительство.

Крестины и имя.
Серия ритуальных действий, связанных с наречением имени новорожденному и стремлением обеспечить его благополучие. С большим вниманием относились к имянаречению ребенка.
 
1. Согласно народным представлениям, имя воплощало в себе рождение новой души. Младенец только после получения имени становился человеком.

2. Сакральность имянаречения находит свое выражение и в народных верованиях, связанных с крещением. Ребенок до крещения, т.е. до получения имени трактуется как существо нечистое, демоническое.

3. По христианской традиции, ребенку давали имя святого, которому посвящен праздник в ближайшие дни. Типичным для местных семейно-родовых и церковно-христианских традиций был обычай, согласно которому повитуха (с исчезновением повитух это делала свекровь) после принятия родов шла к священнику, чтобы он помолился за ребенка и сообщил его имя.
Имя, обычно, давали на день появления нового человека по Святцам. Иногда могли прибегать к более широкому диапазону. В таких случаях, мальчику давалось имя святого при отсчете 8 дней только назад по календарю от реального дня рождения, а девочке - исключительно вперед. Согласно народным представлениям, если ребенка не назвать в честь святого, это может навлечь на новорожденного беду. Важность такого принципа наречения имени обусловила широкое распространение таких принципов по разным историко-этнографическим группам старообрядчества.

4.Кроме календарного имени, в особых случаях применялся другой принцип выбора имени. Если ребенок рождался слабым и болезненным, повивальная бабка могла совершить крещение новорожденного путем троекратного погружения его в воду и дать ему имя. В таком случае зачастую мальчика называли именем отца, а девочку - именем матери. Таких детей называли "погруженными".
Ребенка старались окрестить как можно скорее, через 3-5 дней (либо 8-12 сроки варьируются в разных локальных вариантах) после родов. На крещение в церковь шли крестные, отец ребенка и раннее - повитуха. Мать младенца ввиду запрета на 6 недель выходить со двора на крещении не присутствовала.

Крещение - чисто религиозный обряд.
Появление ребенка на свет сопровождалось рядом магических действий, которые должны были обеспечить ему долгую жизнь и крепкое здоровье. Сразу после рождения бабка-повитуха брала младенца на руки и обходила баню, где обычно происходили роды. Одновременно она произносила заговор.
Несмотря на то, что крещение является чисто религиозным обрядом, посредством которого ребенок или взрослый становится христианином и в то же время получает имя, которое будет носить всю жизнь, обряд этот, тем не менее, издавна окружало множество суеверий и связанных с ними поступков.

Некоторые из них можно вывести из практиковавшихся нашими праотцами-язычниками дохристианских обрядов именования, многие из которых включали в себя очищение воды и ритуал допуска. Но большинство из них можно вполне удовлетворительно объяснить тем, что крещение - первое важное событие в жизни ребенка и, как и всякий первый шаг, должно было сопровождаться применением всевозможных мер предосторожности - и для того, чтобы защитить младенца, и для того, чтобы обряд имел полную силу.
Современный обычай оттянуть крещение на несколько недель, а то и месяцев, в былые времена был неведом и считался бы крайне опасным.

 Пока младенец не крещен, он, как полагали, находится в постоянной опасности со стороны ведьм, фей и злых духов. Его следовало оберегать всевозможными заклинаниями: осенять огненным крестом, произносить магические формулы, класть в колыбель утюг, соль, чеснок или части родительской одежды.

Это и многое другое было общепринятыми мерами предосторожности, но, вообще говоря, лучше всего было как можно скорее после рождения совершить крещение. В течение этого промежутка времени выбранное для ребенка имя следовало скрывать от всех, кроме самых близких родственников, а порой даже и от них - дабы его не могла узнать и использовать в свом колдовстве какая-нибудь ведьма. Также и при общении с младенцем его имя нельзя было произносить до тех пор, пока оно не будет освящено и официально присвоено ему Церковью. Цель любой религии – приобщение к Церкви или религиозной общине, а не «польза» здоровью ребенка.

Если ребенок рождался "в рубашке" (плодной оболочке) - это считалось хорошей приметой. "Рубашку" тщательно хранили (закапывали или берегли в сундуке), полагая, что это залог многих лет будущей жизни младенца, В отдельных районах России был распространен обычай печь ржаные хлебы с оттиском ступни и ручки новорожденного и рассылать родственникам, живущим в других деревнях. (У мусульман Средней Азии было в обычае хранить засушенной пуповину до свадьбы молодых) (?)

Ритуал крещения христиане заимствовали из более древних религиозных систем. Аналогичные обряды были известны у многих народов с глубокой древности в том числе и в язычестве. Смысл их сводился к тому, что при наречении имени ребенок становился членом общины и получал общинную защиту от любых возможных врагов и злых сил (прежде дитя только своих отца и матери, с этого момента он становился в то же время ребенком общины, которая принимала на себя ответственность за его жизнь и благополучие). Именно поэтому и в христианском обряде не участвуют родители.

До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение. Кроме выбора, существовал и обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Какое называлось, такое и давалось и новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье.

Называли детей и по времени и по обстоятельствам появления их на свет. В старинных рукописях можно встретить имена: Зима, Дорога, Полетко и так далее; называли и по профессиям: Кожемяка, Быкодыр; по именам разных животных, птиц, рыб; по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин. С принятием христианства каждое имя имеет своего покровителя, то есть святого, чья память ежегодно отмечается Церковью в один и тот же день, который в быту называется именины. Имя давалось по святому, чья память выпадала на день крещения, день рождения или день наречения имени (восьмой день от рождения).

Если мальчиков и девочек крестят одновременно, мальчики пользуются приоритетом, иначе они останутся безбородыми, тогда как у опередивших их в купели девочек, наоборот, будет расти борода.

Если ребенок чихал во время совершения обряда, это считалось плохой приметой, а если не плакал, когда ему на лицо попадала вода, - еще хуже. Плач был знаком того, что нечистый отогнан; отсутствие же плача было крайне несчастливым явлением и иногда рассматривалось как знак того, что дитя долго не проживет.

Считалось неразумным отирать крестильную воду с лица младенца. Следовало дать ей высохнуть.

Вплоть до начала нынешнего века один из участников крещения (обычно, хотя и не всегда, женщина) приносил с собой хлеб, сыр или пирожное и дарил первому встреченному по пути в храм (иногда из храма) человеку противоположного крещаемому ребенку пола. Отказ принять дар приносил несчастье ребенку - нередко приходилось объяснять этот обычай напуганным незнакомцам, которым совершенно не известные им люди ни с того ни с сего всучали пищу. Этот обычай был в свое время весьма широко распространен в Англии и дольше всего сохранился, похоже, в северных и западных графствах.

Существует любопытный термин "полукрещеный" - им до сих пор время от времени старики обозначают человека, который был крещен дома, на частной церемонии, но не был официально принят Церковью. Такого ребенка и называли "полукрещеным" до тех пор, пока он не был таким образом принят Церковью. Если же, как иногда случалось, приема и вовсе не происходило, человек так и оставался на всю жизнь "полукрещеным".(http://www.wisecraft.ru/)

Сакральность имянаречения.
С большим вниманием относились к имянаречению ребенка.
1. Согласно народным представлениям, имя воплощало в себе рождение новой души. Младенец только после получения имени становился человеком.

2. Сакральность имянаречения находит свое выражение и в народных верованиях, связанных с крещением. Ребенок до крещения, т.е. до получения имени трактуется как существо нечистое, демоническое.

3. По христианской традиции, ребенку давали имя святого, которому посвящен праздник в ближайшие дни. Типичным для местных семейно-родовых и церковно-христианских традиций был обычай, согласно которому повитуха (с исчезновением повитух это делала свекровь) после принятия родов шла к священнику, чтобы он помолился за ребенка и сообщил его имя.

Имя, обычно, давали на день появления нового человека по Святцам. Иногда могли прибегать к более широкому диапазону. В таких случаях, мальчику давалось имя святого при отсчете 8 дней только назад по календарю от реального дня рождения, а девочке - исключительно вперед. Согласно народным представлениям, если ребенка не назвать в честь святого, это может навлечь на новорожденного беду. Важность такого принципа наречения имени обусловила широкое распространение таких принципов по разным историко-этнографическим группам старообрядчества.

4.Кроме календарного имени, в особых случаях применялся другой принцип выбора имени. Если ребенок рождался слабым и болезненным, повивальная бабка могла совершить крещение новорожденного путем троекратного погружения его в воду и дать ему имя. В таком случае зачастую мальчика называли именем отца, а девочку - именем матери. Таких детей называли "погруженными".

Ребенка старались окрестить как можно скорее, через 3-5 дней (либо 8-12 сроки варьируются в разных локальных вариантах) после родов. На крещение в церковь шли крестные, отец ребенка и раннее - повитуха. Мать младенца ввиду запрета на 6 недель выходить со двора на крещении не присутствовала.

Суеверия.
С древности с именем связывалось множество суеверий.
 Нельзя давать новорожденному имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы; можно назвать именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы, так как судьба передается через поколение, или просто удачливого предка.

Говорят, что имя может повлиять на судьбу человека. На именины родственники приходили без приглашения, непременными участниками торжества были крестный отец и крестная мать, пекся знаменитый "именинник" - так назывался именинный каравай, который в допетровские времена рассылался по утрам знакомым и служил напоминанием о празднике, а к началу нынешнего столетия превратился в торт.

Первый год жизни ребенка заканчивался обрядом первого пострижения, что являлось знаком перехода младенца в новый возрастной период.
Согласно обычаю крестные в первую годовщину жизни выстригали крестнику прядь волос или две пряди волос крест накрест, после чего его первый раз стригли. Обряд первого пострижения в трансформированной форме сохраняется до сегодняшнего времени, родители придерживаются правила не стричь волосы ребенку до исполнения года. Несмотря на то, что утерян исконный смысл этого ритуала, его продолжают совершать.
Аналогично обстоит дело и с ногтями. Бытовал раннее устойчивый запрет на их обрезание до года. Если же возникала такая необходимость, то мать могла "откусывать" ногти ребенку.

В других же культурах, напротив, принято туго пеленать, дать ребенку покричать и поплакать, "чтобы его легкие были сильнее".
 Последний способ ухода, по мнению Э. Эриксона, характерен для русской культуры. Им объясняется, как считает Э. Эриксон, особая выразительность глаз русских людей. Туго запеленатый ребенок, как это было принято в крестьянских семьях, имеет основной способ связи с миром - через взгляд.

Русские народные традиции ухода за маленькими.
Чтобы младенец спал спокойно, не надо качать его колыбельку пустой.

Для нормального роста в старину не стригли ноготки и волосики меленьким детям до года.

Чтобы у малыша не было запозданий с разговорной речью, в старину не принято было давать ему смотреться в зеркало.

Чтобы ребенок научился ходить вовремя, без опозданий, не надо подметать около него, когда он сидит на полу.

Залогом того, чтобы ребенок был аккуратным, считалось такое правило: его мать должна была всегда перед тем, как затопить печь, сметать с загнетки золу.

Чтобы ребенок не умер во младенчестве и вообще жил долго, его не показывали спящим тем, кто до этого времени его не видел.

Способов наведения порчи много: сыплют соль под порог, бросают разные "наговоренные" предметы; делают порчу на след; навевают на ветер с помощью золы, песка, воды; дают человеку "наговоренную" во вред еду и напитки. Порча может передаваться при помощи взгляда, касания, через фотографию.

По старым поверьям, от сглаза защищает серебряный крест на серебряной цепочке, освященный в один из церковных праздников. Но носить его желательно постоянно. Есть и другой способ - взять английскую булавку и приколоть ее к одежде поближе к сердцу так, чтобы не было видно. Головка булавки должна быть направлена вниз. Белая магия рекомендует от сглаза постоянно носить на левой руке красную нитку.

Монтень, "Опыты", т. 2, глава 8 "О родительской любви":
...Между тем легко убедиться на опыте, что та естественная привязанность, которой мы придаем такое огромное значение, имеет очень слабые корни. Мы постоянно заставляем женщин за ничтожную плату бросать кормление своих детей, чтобы выкормить наших; мы заставляем их передавать своих детей какой-нибудь хилой кормилице, которой мы не хотим отдавать наших детей, или даже просто козе; мы запрещаем этим женщинам не только кормить грудью их собственных детей, как бы вредоносно это для них ни было, но и вообще сколько-нибудь заботиться о них, чтобы это не мешало кормилице полностью отдаваться нашим детям. И в результате у многих из это их женщин в силу привычки появляется более сильная привязанность к выкормленным ими чужим детям, чем к своим собственным, и большая забота об их благополучии. Что же касается упомянутых мною коз, то это довольно распространенное явление в моих краях, где деревенские женщины, когда они сами лишены возможности кормить своих детей, пользуются для этой цели козами; у меня в настоящее время работают двое слуг, которые в младенчестве всего лишь неделю пробыли на женском молоке.

 Козы очень быстро приучаются давать вымя малышам, узнают их по голосу, когда они плачут, и спешат сами к ним. Если вместо их питомца им подкладывают другого, они отворачиваются от него, и так же поступает ребенок, когда к нему подводят другую козу. Я видел недавно ребенка, у которого отняли его козу, потому что его отец не мог больше получать ее от соседа; ребенок не смог привыкнуть к другой приставленной к нему козе и умер, несомненно, от голода. Животные с не меньшим успехом, чем люди, способны отклонить естественную привязанность от ее обычного пути...

Зачем нужна традиция?
Почему во всем мире так велик интерес к воспитанию детей у примитивных народов (африканские племена, народы Австралии и Океании, и т.д.). Потому что до 3-ех лет их детишки значительно опережают в развитии своих сверстников европейцев, у которых есть все блага цивилизации.
Торчинов Е.А. В первые годы жизни уход за малышами у нецивилизованных народов подчинен строгой системе религиозных запретов и требований, основанных на биологических и физиологических законах, которые позволяют младенцу максимально развить свой потенциал. Современное общество утратило эти знания, а новых еще не приобрело. Какие-то приемы "народного" воспитания сохранились лишь в многодетных семьях с сохранившимися традициями, где наличие большого количества "опытного материала" позволяет отбрасывать методы "не работающие" на практике. Простое копирование некоторых приемов (заполонившие западный рынок сумки-кенгуру) на самом деле не дает такого эффекта, как изучение традиционного подхода к воспитанию в многодетных семьях.

В настоящее время во время церемонии инициации в Африке после процедуры обрезания производится операция по нанесению небольших ранок по всей поверхности черепа вплоть до появления крови. Первоначальная цель этой операции явно заключалась в том, чтобы проделать в черепной кости отверстие.

 Известны также примеры обычаев изменять форму черепа, что также позволяет моделировать мозг. Так в литературе упоминаются обычаи некоторых народов Америки с помощью дощечки открывать черепные швы у новорожденных с целью направить мозговое вещество вверх. В зависимости от кастовой принадлежности затылок делали плоским или удлиняли.
 Голова наследника престола Великого Инки деформировалась, с тем чтобы его лицо приобрело как можно более правильные, симметричные черты. Араваки имели головы сплющенной формы. Это наблюдение испанских конкистадоров было подтверждено исследованием черепов, эксгумированных недавно на Гваделупе. На северо-западе Америки обитали индейские племена, называемые "плоскоголовые", представители которых искусственно сплющивали себе черепа, добиваясь того, что лицо становилось широким, а лоб низким. В Перу в гробницах параков были найдены черепа конусообразной формы.

Аналогичные ритуалы встречаются в Африке. Так в некоторых негроидных племенах Нигера на лоб младенцев надевается тугая повязка, в результате чего он впоследствии становится сильно выступающим вперед.

Религия и деструктивная магия. Религиозные обряды.
В конце 1996 года в предновогоднем интервью Артур Кларк поделился своими взглядами на начало следующего тысячелетия. Одним из важнейших событий он назвал предание всенародному суду всех религий за антигуманизм.
История возникновения современных религиозных конфессий уходит далеко в прошлое, в герметизм Древнего Египта. Оккультные знания, по мнению Гермеса Меркурия Трисмегиста, должны были принадлежать не только инициированным, но и профанам - людям, не прошедшим культовую инициацию.

В большинстве своем люди, если что-либо не понимают, начинают бояться, обожествлять, придавая непонятному явлению некий предначертанный свыше смысл. Или же, наоборот, стараются уничтожить, избавиться от этого, если у них хватает на это сил.
Религии - все до одной - нелепы: их мораль рассчитана на детей. Их обещания эгоистичны и чудовищно глупы. Идеи культов Приапа и Исиды, заимствованные ортодоксами от христианства у древних египтян, возникли на несколько тысяч лет раньше, чем произошло "отпочковывание" самого христианства от этих эзотерических кланов.

Идеи магического клана, называемого христианством, импонировали власть предержащим и зачастую были чужды простому народу. Ведь правители, согласно христианским канонам, провозглашались наместниками Бога на Земле и, соответственно, имели полное право безнаказанно вершить суд над всеми от имени Бога. Именно поэтому тысячу лет назад через крещение прошла Русь.

Все религии вышли из эзотерики герметизма, и ничто магическое им не чуждо. Изначальная идея культа Исиды заключалась в следующем. Когда злые атланты убили и разрубили на 14 частей Осириса -мужскую половину богини Исиды - и разбросали его по всем сторонам света, она сама пошла собирать эти части. Удалось собрать все, кроме половых органов, которые проглотил крокодил - Злой Дух, обитающий в Ниле. Для этого, собранного по частям и магически оживленного мужа Исида приказала изготовить искусственный золотой лингам, он же - фаллос, животворящую силу которому должны были возвращать ежегодные человеческие жертвоприношения.

Христос принял крещение в глубоко сознательном возрасте. Тот же обряд, который совершается сейчас в храмах и церквах, хорошо описан не в Библии, а в различных книгах по магии, наводнивших рынок.

 С головы в форме креста срезают волосы, закатывают в восковой шарик, кидают в купель с водой или же сжигают. В магии это действо называется энвольтированием. Кроме того, так как этот магический ритуал приобщения в христианский эгрегор совершается помимо воли младенца, он может быть расценен как зомбирование (опять это касается всех религиозных направлений).

 Вы нигде в Библии не найдете ритуал приобщения крестных отцов и матерей. Эта хитроумная магическая уловка позволяет легко осуществлять кармические перебросы и тиражирование псевдо-кармических программ.

Все становится понятным: круг, крест и пентаграмма - неизменный обязательный атрибут всех магических ритуалов на протяжении тысяч лет! Именно поэтому пятиконечные звезды являются символикой всех армий мира. Пентаграмма острием вверх, как на башнях Кремля, в магии применяется для зомбирования, подчинения чужой воли; острием же вниз - вызов демонических сил. Вот и происходит в последнее время плотное сращивание креста и пентаграммы.

Ведь, согласно слов Христа, власть - мера ответственности за выполняемую работу. Обратите внимание: мера ответственности! Но магия всегда была на службе власти. Точнее: магия и власть - две стороны одной медали. Вот и привнесли в христианские ритуалы соответствующие магические действа.

В ряде восточных стран обряд венчания совмещен с инициацией женщин в религиозные эгрегоры. Вместо христианского отождествленного кулича-фаллоса невеста на востоке при венчании должна съесть свадебный пирог, в который добавляется высушенная и перемолотая крайняя плоть, оставшаяся после обрезания мальчика.

Одомашнивание человека.
Юнг писал: «Фрейд – великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого. Он освобождает от тлетворного влияния прогнившего мира старых привязанностей. Заслуга Фрейда в том…что он низвергает кумиры и безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников».

Культивировали, одомашнивали, в институте Цитологии и Генетики в Новосибирске диких лисиц по признаку подчиненности человеку, - это привело к появлению безвольных созданий, с исчезновением покровительственной в природе окраски, с расплывчатой менопаузой, - они начали размножаться, как и люди, вне сезона и весь год! Исчез как бы стержень вида, непредсказуемость поведения приводила к подчинению существа человеку, как человека – социуму, и полной от него зависимостью, нарушились внутривидовые связи, что приводило к деградации всего вида. Регулирующие сообщество диких лисиц образцы поведения и позы нарушились, хвосты закрутились и уши обвисли, как у дурных лаек, и перестали быть средством коммуникации в сообществе, что приводило к случайным агрессивным в отношении друг друга действиям.

Да, человечество выработало правильные понятия – добро, милосердие, любовь…, но оно никогда не жило ими, социум их только использовал, и это казалось достаточным, но эти понятия, данные людям в сознании – никогда не действовали! Социум, подчиняющий человека тоталитарным технологиям, отнимает у человечества будущее.
Попытки отдельных мыслителей привнести этику в социум, тонули в экспрессивной и экспансивной среде, люди задыхались от превосходства и могущества над миром физическим, человеческим и биологическим. Нашлись даже мыслители, выработавшие антитезу этическим понятиям, - назвав сие - прагматизмом, хотя они понимали эфемерность своего труда. Они не прослеживали этику в эволюции, показывая для человека сиюминутные выгоды и работоспособность своих теорий в краткой жизни человека, не сравнимой с вечностью.
Не остается места для эволюционной природы человека, для свободного разума, в социуме нет места чистому сознанию и правильным эволюционным инстинктам!
Социум упорно отрицает, что существует генетическая передача нравственных признаков, в угоду ложно понятой гуманности, а ведь человечество давно живет по расовым признакам, и каждая раса выработала свой жизнеспособный генетический тип, и не всегда смешивание приводило к положительным результатам.
Тарантул В.З. Закон эволюции требует от нас сознательного роста, преобразования собственной природы. Созданная учеными–генетиками Энциклопедия человека должна стать важным подспорьем в этом деле.


Список литературы:
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. - Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.
Юнг К.Г. СС, т.15. Феномен духа в искусстве и науке. /пер.с нем. – М.:Ренессанс, 1992.
Фрейд З. Психология бессознательного. М. Просвещение, 1990. -/ Составитель и ред.М.Г. Ярошевский.
Торчинов Е.А. Религии мира. С-Пб,1998.
Бенджамин Спок. РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ, С-Пб, 1993.
Тарантул В.З. Энциклопедия написанная четырьмя буквами. – М.:Языки славянской культуры, 2003.