Узбекская Фрося Бурлакова

Анастасия Павленко
     Муяссар Раззакова, народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана, сегодня хорошо известна многочисленным почитателям высокого искусства не только нашей республики. Наделенная редким по красоте тембром голоса, Муяссар Кадыровна покоряла сердца ценителей оперы, выступая на подмостках знаменитых театров Италии, России, Франции, Германии, США, Египта и других стран.

     Опера. Кто не знает в наше просвещенное время об этой особой форме музыкального искусства, в котором весь замысел произведения передается посредством пения. вокала. Другое дело, что не все понимают (и, как следствие, не любят) этот высокий жанр, хотя давно известно, что те, в ком развито чувство прекрасного, впервые услышав профессиональное оперное пение, потрясенные до глубины души, выходят из театра со слезами на глазах. Такую бурю эмоций вызывает в них опера! Потрясенные один раз, они уже навсегда остаются поклонниками этого жанра. Но еще раз оговорюсь - речь идет о высоком мастерстве исполнения. Именно таким талантом, сочетающим в себе и неповторимый тембр голоса, и артистический темперамент, и мощную энергетику воздействия на зрителя, обладает наша соотечественница – Муяссар Кадыровна Раззакова, оперная певица номер один не только в Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои, но и в республике в целом.

     Когда звезда мировой оперной сцены Елена Образцова, приезжавшая в Ташкент на творческий вечер и юбилейный концерт народной артистки республики, узнала, каким образом Муяссар Раззакова оказалась в оперном искусстве, то воскликнула: «Так ты же настоящая узбекская Фрося Бурлакова!» Многие читатели, конечно же, помнят фильм режиссера Е. Ташкова с участием Екатерины Савиновой «Приходите завтра», где главная героиня, наивная, но очень талантливая провинциалка, приезжает в Москву, чтобы поступать в консерваторию. Почти такая же история произошла и с Муяссар Кадыровной, уроженкой далекого каракалпакского городка Элликкала.

...В их семье было десять детей. Отец – Кадыр Раззаков, ударник труда, председатель передового колхоза в районе, гордился своими отпрысками, которые хорошо учились в школе, стараясь не подводить родителей. Да и мама занимала ответственную должность – была заведующей детским садом.

Муяссар, пятый по счету ребенок в семье, отмечающая свой день рождения раз в четыре года (родилась 29 февраля), начала петь еще в шестилетнем возрасте. А побудили ее к тому родные сестры, Роза и Ширин, занимавшиеся в то время пением в школьном кружке, так как музыкальной школы поблизости попросту не было. Они как-то прихватили сестренку с собой, чтобы та побыла рядом с ними. Но, как только маленькая девочка стала подпевать сестрам, педагог от удивления чуть не потерял дар речи. Для него было полной неожиданностью услышать в районной глубинке дитя с таким уникальным голосом! Он начал усиленно заниматься с Муяссар. В результате девочка каждый раз побеждала в местных музыкальных конкурсах. Когда же Муяссар исполнилось семь, ее привезли в Ташкент на конкурс "Мархабо талантлар", где она, спев песню М. Мирзаева и Т. Тулы "Олтин сандик", покорила сердца жюри. На этом конкурсе талантливую девочку увидела и оценила ее будущая консерваторская наставница Саодат Кабулова. Но Муяссар еще целых восемь лет пришлось ждать, чтобы вновь приехать в столицу и уже навсегда связать свою жизнь с музыкой. Вернувшись же в родной городок, она продолжала ходить в школу и петь народные песни, а также с наслаждением слушала европейскую классику, которую часто передавали по радио. Надо отметить, что в музыкальной школе будущая знаменитость так и не училась.

В пятнадцать лет Муяссар с твердым намерением стать певицей приехала в Ташкент. Здесь уже учились ее старшие братья и сестры, но они выбрали юриспруденцию. Кстати, и нашей героине прочили то же самое. Однако девушка стояла на своем, и отец согласился с убедительными доводами настырной дочки.

Так как у Муяссар отсутствовало базовое музыкальное образование, она сначала поступила на подготовительное отделение национального пения Ташкентской государственной консерватории. Юное создание любила макомы, но душа рвалась в европейскую классику. И однажды Муяссар, находясь среди своих подружек в группе оперных вокалистов, как бы шутя стала исполнять заданные им партии. В это время мимо класса проходил преподаватель Юрий Барцев. Услышав дивное исполнение, он зашел в кабинет и, схватив недоумевающую девушку за руку, повел на прослушивание. Преподаватель играл на фортепиано, а Муяссар «следовала» за ним голосом. Когда же дошел до ноты «до» третей октавы, остановил игру и удивленно спросил, почему она с таким голосом не учится в группе оперного вокала. И Ю. Барцев начал добиваться того, чтобы Раззакову перевели к вокальное отделение.

Девушка не могла поверить своему счастью, когда попала в столь желанную группу. Мало того, преподаватель пожелал, чтобы с Муяссар занималась именно мастер оперного пения Розалинда Лаут, о которой следует сказать особо. Розалинда Лаут, красивая немка, обладала великолепным слухом и голосом - драматическим сопрано. Имея за плечами высшую оперную школу – итальянскую, она в совершенстве владела всеми техническими навыками, необходимыми в пении. Считалось большой удачей, если студент попадал в ученики «самой Розалинды» - суровой женщины, но истинного профессионала, знающего себе цену. Но с Муяссар почему-то она, ни разу не послушав ее, не хотела заниматься. Возможно, у Лаут было некое предвзятое мнение, что девушки-азиатки не способны исполнять оперу, тяжело запоминают тексты сложных партий. Однако Барцев был непреклонен. Он убедил Розалинду послушать Муяссар. И, когда своенравная немка спросила девушку, почему она не стремится попасть к ней в ученицы, Раззакова ответила: «Вы же не хотели со мной заниматься, и теперь я тоже этого не желаю». Лаут, перед которой все всегда дрожали и заискивали, такой смелый ответ получила впервые, и дерзкая девушка ей... понравилась. После же прослушивания отпали и всякие сомнения по поводу таланта вокалистки-узбечки.

Для Муяссар начались тяжелые годы учебы. Ведь еще Федор Шаляпин считал, что нельзя верить в одну лишь спасительную силу таланта. «Без упорной работы выдохнется самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…», - говорил великий певец. А уж кто-кто, но Муяссар Раззакова знала и что такое пустыня, и что такое настоящий труд. Девушка с упорством шла к поставленной цели – быть первой и лучшей оперной певицей в Узбекистане. И она с успехом ее добилась, получив в 1993 году сначала звание Заслуженной, а в 1999 году - Народной артистки Каракалпакстана и Узбекистана.

Однако еще до государственных наград Муяссар Раззакова становится лауреатом престижных международных конкурсов, проходивших в Латвии, Венгрии и Италии. Здесь она вместе с восходящими звездами мировой оперы выступала перед корифеями оперного искусства, такими как И. Архипова, Р. Скотто и другие, которые по достоинству оценили ее прозрачный тембр и умение держаться на сцене.

В 1988 году Муяссар поступила в оперную труппу театра им. А. Навои, в котором вот уже на протяжении нескольких лет является солисткой, исполняя ведущие партии.

Муяссар Раззакова обладает гибким, красивейшим колоратурным сопрано полного диапазона. Она великолепно владеет мастерством бельканто. Благодаря этому, ей без труда удаются сложнейшие партии, такие как Виолетта из «Травиаты» Д. Верди, Розина из «Севильского цирюльника» Г. Россини и другие. Специально для нее была поставлена в ГАБТе опера Г. Доницетти «Лючия де Ламмермур». Но М. Раззакова не ограничивается классическим репертуаром. Она блестяще исполняет и макомы, а также активно пропагандирует произведения отечественных современных композиторов, авторов симфонической и оперной музыки. "Никогда не надо себя ограничивать в искусстве, в творческих поисках, - говорит певица. - Я все-таки живу и творю в XXI веке, и всегда помню об этом".

Помнит она и о том, что является женой и матерью двоих сыновей.

Замуж Муяссар вышла гораздо позднее своих сверстниц, потому что хотела, чтобы ее супругом оказался человек, понимающий искусство и полностью разделяющий стремление жены работать в театре. С будущим супругом Раззакову познакомил народный артист республики Исмаил Джалилов – партнер по сцене и ее давний друг. Сам он давно был женат и очень беспокоился за нее, да так, что вернувшись однажды с гастролей из Москвы, привез и своего друга – Арслана Джаббарова. Оперную диву покорили не только его галантность и манеры настоящего джентльмена. Москвич родом из Хорезма прекрасно разбирался в музыке и особенно - в опере. Оставалась последняя проверка. Муяссар Раззакова и быт – вещи несовместимые, о чем она и сказала очарованному ею Арслану. «Для этого существуют домработницы», - спокойно ответил он, напомнив ей влюбленного героя из бессмертного фильма с Мэрилин Монро "В джазе только девушки". Свадьбу сыграли сразу после возвращения артистки из Италии, где она давала концерт.

Рождение детей проходило между гастролями и репетициями. Старший Джавлонбек появился на свет семимесячным - сразу после спектакля. Врачи еле спасли жизни матери и ребенка - так тяжело проходили роды. Не легче было и с младшим Джавохиром, с которым певице пришлось два месяца пролежать в больнице.

- Это результат моей любви к искусству, - говорит Муяссар Кадыровна. – Ведь для меня опера иной раз затмевает всё на свете. Это совсем другой мир, откуда так трудно возвращаться в реальную жизнь. Но я очень люблю своих детей – мне они дались дорого.

М. Раззакова широко известна в нашей стране и за рубежом как выдающаяся исполнительница с сильным голосом, способная брать самые высокие ноты, колоритно и ярко передавая на сцене образы и характеры своих героинь. Ее постоянно приглашают для участия в теле- и радиопередачах, различных крупных общественных мероприятиях. Более того, с 1999 по 2004 год Муяссар Кадыровна являлась депутатом высшего законодательного органа страны - Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На этом политическом поприще она много сделала для простых избирателей, отстаивая их интересы. Благодаря ее усилиям оперное искусство стало пропагандироваться в широкие массы. С концертами она изъездила всю страну, исполняя порой оперные арии в районных домах культуры.

- Знаете, были моменты в самом начале моей деятельности, - рассказывает народная артистка, - когда люди, не имевшие ни малейшего представления об опере, свистели на моих концертах, а потом просто выходили из зала. Так они выражали свое отношение к чужой и непонятной им культуре. Сегодня культурный уровень населения стал намного выше, но и этого не достаточно. Одно из моих главных желаний, чтобы оперное искусство Узбекистана по-настоящему процветало, становилось все более известным во всем мире.
А для этого она приглашает звезд мировой оперы и своих друзей, таких как Елена Образцова и Зураб Соткилава, которые при всей своей занятости и очень плотном гастрольном графике находят время и приезжают в Ташкент.

М. Раззакова сама много гастролирует. Однажды после сольного концерта в Санкт-Петербурге, на который Муяссар Раззакову пришли послушать в числе прочих зрителей и профессора консерватории, и солистки Мариинского театра, к певице подошли выразить свою признательность летчик-космонавт Георгий Гречко с супругой. «Вы замечательно поете, - сказал он, - а когда исполняли арию на узбекском языке, я, не зная этого языка, по вашему исполнению понял, о чем это произведение, и заплакал. Спасибо за талант, который вы дарите людям». А затем, обращаясь к представителям узбекской прессы, сопровождавших народную артистку, добавил: «Вы должны гордиться, что у вас в стране есть такая певица».