Евгений Николаевич Силов

Юрий Басин
       Я всю свою жизнь был и до сих пор остаюсь радиолюбителем. Из тех, которые проводят радиосвязи на коротких волнах с такими же увлечёнными, и с точки зрения обывателя не совсем нормальными людьми.
       Из истории известно, что радиолюбители часто первыми слышали в эфире сигналы бедствия. В 1912 году нью-йоркский радиолюбитель Давид Сарнов первым услышал SOS "Титаника". В 1928 году вологодский любитель Николай Шмидт первым принял слабые сигналы бедствия аварийного передатчика экспедиции Нобиле на дирижабле "Италия". А сигналы SOS Кренкеля с парохода "Челюскин" в 1934 году первым принял томский радиолюбитель Евгений Силов. По крайней мере, мне так говорили в Томске, где я учился заочно в Томском Политехническом институте на радиотехническом факультете. Потом я выяснил, что дело обстояло не совсем так, но Силов действительно принимал активное участие в спасении челюскинцев в качестве полярного радиста, и был награждён за это орденом Трудового Красного Знамени.
       Во время моей учёбы в институте Силов был заведующим кафедрой электро- и радиоизмерений. Он всегда сам принимал у студентов экзамены по этому предмету, и слыл среди них зверем. Больше всего боялись его вопросов по теории ошибок измерения, тут он вынимал всю душу. Когда я был на сессии в Томске и должен был сдавать экзамен по измерениям, Силов простудился и захворал. В нашей группе почти все были томичи или жители области, и только трое (в том числе я) жили далеко. Мы пошли в деканат и объяснили, что не можем ждать выздоровления Силова, у нас заканчивается учебный отпуск, и нам нужно ехать по домам. Нам назначили в экзаменаторы молоденькую аспирантку, которая стеснялась задавать неудобные вопросы взрослым дядям. Когда мы довольные выходили после экзамена в коридор, помахивая зачётками, навстречу нам попался неожиданно пришедший Силов с перевязанным горлом. Узнав причину нашей радости, он угрожающе прохрипел, что нам скоро придётся защищать дипломный проект, а он член дипломной комиссии, так что мы с ним ещё встретимся.
       Темой моего диплома был "Измеритель импульсной проходящей мощности", т.е. прибор как раз по ведомству Силова. После моего 15-минутного доклада по сути проекта первый вопрос задал Силов: "Как Вы считали суммарную предельную ошибку измерения?" Я не готовился специально к такому вопросу, более того - за множеством преддипломных дел я о Силове просто забыл, но ведь у меня был измерительный прибор, и оценку погрешности измерения я сделал добросовестно. В общем, я решил не экономить время дипломной комиссии, и ещё минут десять рассказывал в деталях, какие наиболее существенные частные ошибки измерения я выделил для расчёта, какие законы распределения для них предполагал, и почему именно эти, а не другие законы, и т.д. и т.п. Силов меня не прерывал, другие члены комиссии тоже молчали. Когда я закончил, председатель комиссии профессор А.Б.Сапожников спросил Силова: "Евгений Николаевич, Вы удовлетворены ответом?" "Да", - коротко сказал Силов. Больше вопросов не было, и профессор поздравил меня с успешной защитой ДИССЕРТАЦИИ. Ему напомнили, что это не учёный совет, а дипломная комиссия. На что он сказал, что не так уж сильно ошибся, и если бы дипломант подработал математику, представив импульсный сигнал интегралом Фурье вместо степенного ряда, то это была бы уже почти кандидатская.
       Здесь можно прочитать о Силове: http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=2391,  http://www.tvtomsk.ru/rnews.html?id=4261, http://avt.tusur.ru/main.php?viewnode&nodeid=373