Слушая стихи латышских поэтов

Татьяна Лестева
На очередном заседании литературного объединения «Чайка», работающего в санкт-петербургской библиотеке им. А.П. Чехова Фрунзенского равйона о своём видении и впечатлении от латышской поэзии, как отражении души латышского народа, рассказала Леда Павловна Авотина.
Говоря о себе, она сказала, что её отец – латыш, правда, он не жил в этой семье, но когда она с ним встретилась, в ней заговорил голос крови, захотелось побольше узнать о латышском народе, о латышской поэзии.
В сообщении она отметила, что в советской Латвии наиболее известна была поэзия Яниса Райниса, официального поэта. Далее Леда Пвловна читала стихи поэтов современной Латвии, преимущественно воспевающих природу. Говоря о характере латышей, она отметила, что это очень мирный и доброжелательный народ и что представление о нём, как о народе воинственном, жестоком не соответствует истине.
Мне почему-то сразу вспомнился катрен из стихотворения неизвестного автора, бытовавший в университетской среде семидесятых годов прошлого века:
« И ярко светит солнце,
Зато в ночной тиши
Стреляют в нас эстонцы,
А также латыши».
А докладчик, коснувшись латышского национализма, сказала, что на бытовом уровне национализма в Латвии не было и нет. Конечно, в советское время трудно было говорить о национализме латышей в республике, где 51 % населения составляли русские. Однако и тогда экскурсоводы, рассказывая о памятнике Родине в Риге, всегда обращали внимание на то, что она стоит спиной к России и смотрит на запад. Но, как только начались процессы распада СССР, национализм в Латвии стал государственной политикой, расцвёл пышным цветом.
Мой дядя, военный врач, переехал в Ригу, поменяв свою квартиру в Ленинграде, после того как его дочь, тоже Татьяна, вышла замуж за рижанина. Много лет работал он
врачом скорой помощи в Риге. Там же работала и его жена, медсестра.
Привожу фрагменты двух его последних писем 2001 года.
«… я сижу дома. Иногда выхожу на улицу ( на почту) погулять. Мне в октябре стукнуло 83 года. Оказывается, я пережил несколько революций: октябрьскую, хрущёвскую, горбачёвскую (чтоб он сдох, паразит) и теперь алкоголика. Хочешь – не хочешь, а политика нас задевает. 75 лет был человеком, а стал «негром» (т.е. не гражданином). Марина и Катя работают за гроши. Таня тоже где-то трудится. В общем, концы с концами сводим. ….
….Я прекратил работу, когда мне стукнуло 75 лет. И не потому, что не мог работать, а по другим причинам. Я не знал, да и не хотел государственного языка. А в то время моему начальству грозил штраф за то, что у ней работает русскоязычный. Это значит, что ещё в 1991 году появились ограничения в правах у не латышей. Наверное, ты из печати знаешь о различии в правах у «негров» (так называют не граждан). Что происходит у нас, наверное, ты знаешь. Промышленность ликвидирована полностью, а значит, и денег у государства нет. Сельское хозяйство захирело (заросшие поля). Магазины и рынки заполнены импортом (нам суют то, что сами иностранцы не употребляют из-за вредности и устарелости. Вот такая внешняя обстановка (вокруг нас). Наши дела по-прежнему Как поживает Таня (питерская)? Нашей в этот год стукнет 55 лет, а до пенсии не дослужила пока. В Латвии для женщин срок 62 года (то же и для мужчин)».
Вот это, как оказалось, и была демократия в действии миролюбивого и доброжелательного латышского народа.
В этом году летом нас навестила знакомая, приятельница сестры, оказавшаяся в Латвии в начале шестидесятых годов по распределению после института. Они с мужем купили квартиру в двухэтажном доме в Юрмале, где спокойно и мирно жили много лет. В обретшей национальную независимость Латвии сразу же появился наследник хозяина этого дома, живший где-то на хуторе в Литве, который тут же выселил всех жильцов. Её пока оставили, но квартплата взнеслась до невиданных дотоле высот. А если учесть, что жители рижского взморья лишились курортных доходов от россиян, любивших отдыхать на балтийском побережье, то резко упали и их доходы. Вернуться в Россию ей не к кому, так что приходиться доживать свой век в постоянном страхе оказаться в любой момент на улице.
Вот такие ассоциации вызвали у меня дойны и стихи латышских поэтов, которые читала Леда Павловна.
На следующий день после сообщения на форуме Самиздат в Литературной газете сразу бросается в глаза заголовок «Прощание с Латвией». Открываю текст. Это стихи нижегородца Юрия Стоюшкина о Латвии « Рижские этюды». Читаю. Красивые лирические стихи пропитаны тихой грустью о родной в прошлом земле. Некотрые из них я привожу.

***
Моя золотая пропажа,
Начало моё и итог...
Пустынные рижские пляжи,
Холодный промокший песок.

Глотаю студённое утро
И словно прибавилось сил,
Как в детстве латышскую путру ,
Которую так не любил.

***




Паустоувскому

Как пленительна ваша романтика,
Но, когда уж и это не лечит,
Вдруг, всем сердцем потянет в Прибалтику,
Так спешат на последнюю встречу.


Лишь об этом желании думаю,
Поскорее, а то не найду.
Электричкой доеду до Дубулты
И знакомой тропинкой пойду.


Здесь светло, как над вашими книжками.
Даже ветер за дюнами стих.
Вот поляна с еловыми шишками.
А за елями Дагни и Григ.

Прощание с Латвией.

От чего этот дождь после Лиго
Навевает такую тоску
И губами промокшая Рига
Прикоснулась к седому виску.

Потому что рассказаны сказки,
Потому что костры сожжены
И бумажные шляпы и каски
Никому теперь не нужны.

Оставляем вам мост наш Вантовый
И родительские гробы.
Только где ещё «оккупанты»
Жили хуже, чем их рабы?

Вас смущали наши объятья,
Вся Россия была для вас.
Мы-то верили, что вы братья,
Вы как каины, в трудный час.

Счастья вам на пути неведомом,
И удачи тем, с кем я рос,
Ну, а то что «неграждан» предали,
Пусть вам это простит Христос.

***
Вот и в стихотворениях Юрия Стоюшкина прозвучали те же мотивы обиды за трагически несправедливую оценку деятельности русских в послевоенной Латвии, за превращение их в «негров», которые создали её промышленность, развивая окраины за счёт коренного населения страны. Прозвучала обида, боль, но не проклятие братьям- латышам, а наоборот просьба, обращённая к Христу простить предательство. Типичное проявление национального русского характера, о котором писал ещё Гавриил Романович Державин почти двести лет тому назад.
«О росс! О добльственный народ,
Единственный.великодушный,
Великий, сильный, славой звучный,
Изящностью своих доброт!
По мышцам ты неутомимый,
По духу ты непобедимый,
По сердцу прост, по чувству добр,
Ты в счастье тих, в несчастье бодр…»
Леда Авотина в своём сообщении сказала, что она посещает собрания санкт-петербургского латышского землячества, которые проходят в атмосфере тихой семейной жизни с детьми и родителями. Я распечатала и передала ей стихи Юрия Стоюшкина с тем, чтобы она прочитала их на одном из собраний. Мы с интересом послушали латышскую поэзию. Пусть и они послушают поэзию оккупантов, превратившихся в негров. Может быть, Латвия услышит?