День отлета-день прилета

Андрей Распопин
Хорошее произведение, как хорошее вино должно настояться. Май 2002 года по заданию центра мы будем производить плановую замену своих в Чечне. Кто – то наверху решил, что над мятежной Республикой лучше летать, чем ездить, а по сему дан приказ нам до Моздока, ну а дальше как погода или летчики решат. Попрощались с родственниками, министр на прощание пожал нам руки и всё вперёд труба зовет, пехота двинулась в поход.
Прибыли в Моздок, сидим по автобусам, скучаем. БТР пошёл своим ходом, кто-то бренчит на гитаре, кто перекидывается с соседями в козла. Напряженное ожидание, вглядываемся в стоящие на взлётке два огромных вертолёта в просторечии названные «коровами». Один из рядом сидящих бойцов вспоминает, что предыдущая смена просидела на полосе в ожидании отправки целый день, так никуда и не вылетев, потому что кто - то из наших прилюдно обозвал при летунах эти вертушки «коровами».
- Вот так, братцы, они и не улетели, пришлось ждать следующего дня и рейса.
А у меня в голове вертится совершенно другое. Совсем казалось недавно, месяца три назад командир наш с первым замом министра должен был лететь на проверку нашего подразделения в Новогрозненское, да так никуда и не полетел, места в вертолете не хватило. А вертолет тот сбили, где – то над Щелковским районом, погибло два генерала, бойцы из РУБОПа, вот и летай после этого самолетами Аэрофлота. А сердечко то щемит, толи червяк от голода проснулся, толи страшно.
Наконец команда поступила. Всем по местам строиться и по подразделениям. Каждый сгрёб в кучу свои причиндалы и неторопливо направился в сторону горделиво возвышавшихся вертолётов. Только подойдя поближе начинаешь ощущать, какая эта махина. Такие самолёты как ЯК – 42, АН – 28 в сравнении все равно, что воробей и ворона. Лётчики любовно хвалятся, дескать, это самый грузоподъемный и вообще самый, самый… Правда только из капремонта, ещё не летал, но на вас попробуем.
Подогнали «КАМАЗ», груженный мукой, нарзаном и другими припасами. Народ стоит и молча смотрит, как тот заедет внутрь, места вроде как с лихвой. На что поступает команда. « Всем разгружать!» Начали носить нежно, два человека по одному мешку муки. На что командир, не выдержав, останавливает Камбота.
- Эй, сынок, так не пойдет, мешок в зубы и на плечи, вперёд!
Загрузились, быстренько покидав упаковки с водой, расселись по сидениям вдоль бортов вертолета. Как говорят в таких случаях: «Ну, с богом. Аминь, аллах. Прощай земля!» Винты начали своё движение, над головой начала крутиться балка привода, такая же, как и на всех наземных машинах. Вертолет медленно покатился к месту взлёта. Остановившись, как вкопанный он достиг своими винтами нужной степени ускорения, а затем начал подниматься над землёй. Вот тут стало ясно, что здесь что – то не так, ну не может эта штука крутиться над головой, издавая звуки биения, болтая корпус воздушного судна из стороны в сторону. Покружившись два раза вокруг своей оси, мы горделиво опустились на грешную землю. На что связист заметил саперу: «Поздравляю, мы сегодня на 50 метров были ближе к небесам».
Откатившись обратно к месту загрузки, остановился. Как говорят в таких случаях, всё скидывай сапоги, приехали. Отряд с оружием покинул вертолет, послали машину за техниками. Амур с сотоварищи начал гонять по взлётке футбольный мяч, кто блаженно откинулся на травке, лишь сапер начал нарезать непонятные круги вокруг командования. Получив из уст командира непонятное напутствие, а может нравоучение, он неторопливо отправился в сторону стоявших за ограждением автобусов.
- Куда это он?
- Не иначе, как вчерашний день ищет.
Вернувшись через полчаса, тот пояснил, что забыл в автобусе берет, про который вспомнил в вертолете. Техники, прибывшие к месту, раскрыли многочисленные люки, явив нам внутренности стальной машины. Один из них ковырялся снизу, второй лазил по верху поближе к винтам. Пилоты, выглянув наружу и осознав, что это дело гиблое, начали раскладывать нехитрую снедь посреди кабины.
- Братцы, нарзанчиком не угостите, а то мы посуху не полетим.
- Бери, не жалко.
- А можно упаковочку?
- Можно и упаковочку.
Техники после получасового ковыряния, посовещавшись, решили, что в области винтов всё в порядке, но вот внизу. Конечно, это дело поправимое, как пояснил один, там нужен ключ, который буквой зю. А ключ сей, мол, довольно редкостный предмет, когда он нужен, то его обычно нет.
Пилоты тем временем, разлив по пластмассовым стаканам желтую жидкость, напоминающую явно не лимонад, приступили к трапезе. Сей факт был замечен провожающим нас от МВД полковником, который понятное дело начал проявлять беспокойство.
- Ребята, вы, что вот так и летаете?
- Обижаете, товарищ полковник, наше дежурство кончилось. Вон идет экипаж, с которым вы и полетите. А мы всё, гейм, как говорится ова. (game over)
Прибыла смена пилотов, обменявшись рукопожатиями и дежурными фразами «сдал» – «принял», приступила к работе, а вернее заняла место в кабине.
- Братцы, нарзанчиком не угостите?
- А то вы посуху не полетите? Ладно, берите. Всё одно вода водой.
Начало потихоньку смеркаться, не успели оглянуться, солнце клонится к земле. Вован с Нохчей и Чуком разбудили сапера, который блаженно спал на траве. Командиры доложили в министерство, что вылет скорее всего не состоится по техническим причинам. Получив добро на возвращение и перегрузив муку в «КАМАЗ», выезжаем обратно в Нальчик. По пути через Прохладный с удивлением обнаруживаем наш БТР, который тоже по техническим причинам не доехал до места. Попытка не пытка, как говорил товарищ Берия. Пусть сегодня она неудачная, но зато без жертв.
На базе грустные лица встречающих. Вы не ждали, а мы вернулись. Ничего завтра будет все по-новому, и вы обязательно встретитесь. Завтрашний день оказался более прозаическим, летчики перевезли наш отряд в 45 человек за три ходки на рабочей лошадке всех последних воин и конфликтов МИ – 8. И когда, обосновавшись на новом месте временной дислокации, все услышали ночью залпы минометной батареи через заданные промежутки времени по заданному квадрату, в голове появилась мысль: «Здравствуй Чечня, мы вернулись!»