Объясните этой вишне

Мария Выдуманная
Простите, герр Шпенглер.
       Не воспринимается. То ли не дозрела, то ли перезрела.
       Печально.

С предвкушением удовольствия и мыслью: все-таки огромная разница между чтением литературы по собственному желанию и штудией ее для отчетности, уселась я в кресло с Вашим знаменитым шедевром …
Увы. «Ошеломительного чтения», обещанного редакторами, содержанием, преподавателями – не получилось.

Бездонной тоской повеяло вдруг откуда-то из глубин существа от когда-то очаровывавших «макрокосмов», «гештальтов», «категорий», «корреляций» и прочей словесной магии высоких материй.
И всплыло совершенно ненаучное: «надо б заново придумать некий смысл бытия… На фига?»

Гигант мысли Освальд Шпенглер, надо полагать, не сильно огорчился, и творение его не стало менее эпохальным от такой реакции.
А я в некоторой растерянности села к компьютеру и набрала привязавшийся кусок из песни: «надо б заново придумать…На фига?»
Разумеется, грамотная машина немедленно подчеркнула последние слова зелененьким.
       И чем Вы недовольны, дитя НТР?

«Если это слово обозначает не фиговое дерево или его плод, то оно имеет разговорный и даже грубый характер».
       Вот такой вам «сервис» по части правописания.

Это разговорное и даже грубое выражение, конечно, можно заменить вполне пристойным словом «зачем», которое оно, собственно, и означает, но…
       А что – но?

Почему авторы предпочли вульгарное слово культурному?
Потому что принадлежат к «низам» общества?
И с чего это вдруг «низы» озаботились поисками смысла бытия?
Кто они , кстати, – озлобленные «низы» или пресыщенные «верхи»? Вроде бы кто-то говорил, - ребята из УрГУ. Или УПИ?
       А, какая разница.
В любом случае, «наука наук» их уши не миновала, так что знакомство с философской терминологией не странно.
       И ни о чем не говорит.

Но. Процитированное авторское выражение, в отличие от сугубо практичного смысла вопросительного слова «зачем», уже содержит в себе ответ. Отрицательный. Не имеет смысла смысл искать.

Можно назвать это безнадежностью, можно пессимизмом, что по сути одно и то же, поискать его корни… Но все эти определения имеют целью, в конечном счете, убедить «пессимистов» в том, что они неправы, и помочь им обрести веру в то, что они отрицают.

       А может, не стоит? Может, они не так уж неправы?
Может, это и есть новая свежая мысль? Новый смысл бытия?
НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА СМЫСЛ БЫТИЯ… ПРИДУМЫВАТЬ.
Он существует изначально...

       Вот уж воистину «свежая мысль»!
Библия, Древо Жизни, Древо Познания…
Фауст – «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»…


Кстати, о древе.
А не пойти ли мне лучше плоды древа вишни собирать?
Переспевают уже.
       Дар Божий пропадает в изобилии, пока я тут глаза порчу у этого электронного плода Древа Познания.

Ах, какие ягоды! Темные, толстенькие, трескаются уже, бликами солнечными сияют, как шары на новогодней елке. Аж ветки под тяжестью их гнутся.

День солнечный, теплый, облака легкие плывут…Птички маленькие в верхушках деревьев где-то там, среди листвы, суетятся…
       Чем не Рай?
Стена ирги, топинамбура и крапивы от внешнего мира отделяет, только голоса извне доносятся.

Расскажите-ка этой вишне, что где-то там европы какие-то закатываются…
       Нехай себе закатываются, мы не Европа, мы Урал..?

А где-то там, в незаконченной моей «альма-матер» толпы абитуриентов убиваются за свои баллы, чтобы, в конце концов, после долгого путешествия увидеть 5000 роз в одном саду и почувствовать себя ограбленным…
       И хорошо, если вот тут появится мудрый Лис.


И зачем мне тогда понадобилось именно это дальнее яблоко?
Вот они, яблоки, рядом, под руками…Но мне не нужны те, которые под руками. Мне очень неудобно, но я стараюсь достать большое яблоко, растущее на другой стороне дерева.
Дотягиваюсь, тащу его к себе – но, оказывается, второй своей половиной оно вросло в землю. И когда я поднимаю его, вместе с ним поднимается толстый слой земли, на котором стоит наш двор, дом, сад… А под ним – бездна.
Просыпаюсь от животного ужаса.

       А ведь это было предупреждение.

Чем, по сути, отличается торжественное: «Природа для меня загадка. Я на познанье ставлю крест. Чуть вспомню книги, злоба ест» Фауста от вульгарно-тоскливого «На фига?..» сегодняшних «мучеников науки»?

       Тем, что Фаусту надо было потратить на науку всю жизнь, чтобы под старость придти к откровению эдемского запрета?
       А сегодня детей бросают в «образование», как котят в воду, с первых лет жизни, и к 25 годам они высушены не меньше, чем те средневековые фаусты.
       И в итоге бросаются туда же, куда и прозревший доктор, все за тем же «новым» учителем жизни. И в языке - тоже.
И все за тем же познанием, только уже не новых истин, а новых ощущений.

Так ли уж удивительно, что заучившееся и оглохшее от все растущего потока «информации», которую уже не успевает переваривать, человечество толпой мчится по пути разочаровавшегося Фауста?

Год уже, как нет той яблони. Сломали любители попирать неприкосновенность частной собственности.
И березы нет. Спилили все-таки, как раз перед…
Не надо было ее пилить!


А в Европе, говорят, вишни не хуже.



29.08.2005.