Иерусалим

Vikingnz
СуккА. Не подумайте чего плохого. Просто, язык другой. А в разных языках можно втретить столько интересных разностей. Да, и ударение в этом слове - на второй слог.
«СуккА - это шалаш, хижина, временная постройка, подобная тем, в которых жили наши предки во время сорокалетних странствий по пустыне после Исхода из Египта».
Вот откуда произошло название праздника. Сегодня первый день Суккота. Наше посещение Иерусалима выпало на этот день и, спасибо ему, нам надо быть на месте встречи группы с автобусом на целый час позже, чем случилось бы это в будни. В пять утра экскурсанты уже садились в автобус, сонные и готовые доспать предстоящие четыре часа пути в нем.
От Арада через несколько городов, в которых происходили перетасовки пассажиров и экскурсоводов, мы ехали в Иерусалим. Дорога - через пустыню, остановки в городах - минут на пятнадцать. Изумительные чередования желтой равнины и цветных городов. Воздух жаркий и очень влажный. Дышать нелегко. Обещают, что день будет еще жарче.

Везде видны шалаши: во дворах, на балконах жилых домов, около кафе и ресторанов. Они разных размеров, но все покрыты ветками растений и очень красиво украшены.
«Минимальная площадь суки шестьдесят на шестьдесят сантиметров. Высота - не менее восьмидесяти сантиметров.»
Представили себе возможный размер жилища, шалаша, шалашика, в котором надо провести n-ное количество времени? Причем, для мужчин это обязательно, а женщины только по желанию могут проводить эту неделю в шалаше. Таких крошечных сукк в пути не встречалось, все были довольно приемлемыми для проживания в них короткое время.

В городах, во время остановок, часть пассажиров переходит в другой автобус, часть приходит в наш. Очень хорошо налажена система доставки людей в нужные им места на экскурсии. Только однажды случилась оплошность. Часа через три пути, после всех перетасовок, кто-то из пассажиров начал возмущаться, двигаясь по проходу к водителю Жене и экскурсоводу Соне. Наконец-то мы знаем имя нашего экскурсовода, она села в автобус перед последним участком пути в Иерусалим, представилась и сразу начала свое повествование. Буквально через несколько минут после начала ее рассказа раздался возмущенный мужской голос:
- Какой Иерусалим, куда вы нас везете. Мы должны ехать на Мертвое море!!!!
- Мужчина, успокойтесь, попадете вы на свое море. Никто еще не уехал туда, куда не хотел. Сидите и слушайте, совсем не вредно узнать что-то новое.
- Женя (тихо водителю), свяжись с диспетчером, организуй им пересадку.
Тут же Женя договаривается с диспетчером, и уже ясно, что будет еще одна остановка, чтобы пересадить этих, в майках, шортах и с полотенцами через плечо возмущенных людей, в другой автобус. Все попадут, куда им надо.
Наша экскурсия называется «Иерусалим – город трех религий». Это была гениальная задумка: за один световой день окунуть народ в прошлое на века. Этаким галопом по...времени назад.
Первая остановка на смотровой площадке. Перед нами панорама Иерусалима. Слушаю и стараюсь мысленно проводить те ниточки между видимыми храмами или дворцами, о которых говорит Соня, чтобы связать одно время или событие с другим. Получается не очень удачно. Не хватает собственных знаний и мешает тот самый галоп, в ритме которого нам преподносят историю.
Короткий экскурс в предстоящий день и мы отправляемся в Старый город.

Старые, массивные, тронутые временем, стены, стоящие веками... Смотрю на них и вспоминается любимая поговорка – мой ответ на вопрос:
- Как ты, устала?
- Нет, я не устаю. Устают стены, они стоят веками...
Очень узкие улочки, кажется , протяни руки в стороны и дотронешься до стен противоположных зданий. Такую именно узкую улочку я встретила в Стокгольме много лет назад. Развела руки в стороны и коснулась стен домов на противоположных сторонах улицы. Стояла тогда и думала, каким видом транспорта можно было здесь пользоваться, прошла бы телега...? Здесь, в Старом городе улицы чуть шире.
В этой массивности и тесноте, опаленных солнцем, не покидает ощущение тайны. Пройтись бы здесь в одиночку. Тихо. Молча. Услышать шепот стен, мостовой... К сожалению, это – невозможно. Поэтому просто смотрю по сторонам, слушаю рассказ экскурсовода и приглядываюсь к людям.
Что же рассказать?

В церкви Св. Анны тихо и прохладно. Послушав историю об этом месте, разбрелись по храму. Желающие берут около аналоя свечи, зажигают их и ставят в подсвечники. Не слышно бряцания монеток. А свечей уже горит много. Спешит служитель и раздраженно укоряет людей:
- Свеча стоит один шекель, опустите монету сюда, - показывает на копилочку.
- Сегодня же - Сукот, сегодня - бесплатно.
- Нет!
И встал, как часовой у свечей...А люди...люди сразу разбрелись, им стало не интересно зажигать свечи за шекель.
...................
В синагоге позаботились о туристах. При входе лежат специально сделанные из бумаги шапочки, чтобы покрыть голову. Слушаю удивительную историю о том, что в этом же здании была когда-то мечеть и именно поэтому видны на стенах следы от заделанных арк, присущих мусульманским мечетям. Но еще раньше в этом же здании была православная церковь, и поэтому такие странные своды у этой синагоги. Необычное место. На одном и том же кусочке земли, в одном и том же здании нашли приют себе для моления, для совершения обрядов три религии, одна за другой.
При выходе из синагоги увидела шалаш из белой материи, покрытый ветвями, довольно большой. Как я не заметила его раньше, когда входила. Одной стены, передней, нет. В шалаше, в белых одеждах сидит мужчина за большим столом, не обращая ни на кого внимания, читает...

«СуккА должна иметь по меньшей мере три стены. Четвертая сторона может оставаться открытой. Стены разрешается изготовлять из любого материала, включая материю, которую следует хорошо закрепить, чтобы она не хлопала на ветру.
Полагается украшать сукку красивой мебелью, нарядной посудой, коврами. Принято подвешивать к схаху (кровля) всевозможные плоды, развешивать на стенках картины, вырезки, аппликации. Участие всей семьи в постройке сукки и ее украшении делает этот обряд долгожданным событием года».
......................
Довольно большая площадь, фонтан с питьевой водой, что не маловажно по такой жаре. Передо мной - Стена Плача или, как ее называют во многих традициях – «Западная стена». Она разделена на две части: женскую и мужскую. Постояв у стены, помолившись, пообщавшись с Богом, оставив в щелях записочки, мужчины разворачиваются и отходят от нее, редко кто отходил, пятясь. Пожалуй, только ортодоксы. Женщины же, исполнив этот ритуал, все до единой до определенного момента медленно пятились и только потом разворачивались и шли, как обычно, вперед. Интересно...
...................
«Храмовая (Масличная) гора в Иерусалиме - священное место трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Она же - самая болевая точка и для евреев и для арабов, это перекресток религий, а посему сосредоточение всех конфликтных ситуаций».
В этом году на Храмовую гору начали пускать экскурсантов. В течение нескольких лет мусульманами было запрещено посещение этого места. Соня предупреждает:
- Вас ждут две проверки: "Внизу - израильский бетахон, скорее всего мы его пройдем без проблем. А вот на середине подъема уже мусульманская охрана, и если кого-то не пустят по причине, скажем, неправильной одежды или какой другой, которую вам даже не объяснят, очень, очень советую, не спорить и спуститься вниз. Встретимся все на той же площади".
Начали подниматься на гору. Женщины, те, у которых плечи были открыты, набросили на себя прихваченные заранее накидки, легкие косынки. Я же про себя решила просто:
- Если мне суждено попасть туда, то несмотря на мой наряд неподобающий: брюки и легкая блузка с открытыми руками, я пройду эту мусульманскую охрану.
Вижу впереди заворачивают одну девушку и ее спутник идет наверх один, не стал разделять с подругой ее «участь».
- Если тебя не пустят, мы вернемся вниз вместе, я не хочу идти без тебя. И не спорь! – слышу я в ответ на мое сопротивление.
Мы подходим к пропускному пункту, на меня смотрят очень строгие глаза охранника, и даже не просто строгие, очень жесткий взгляд у него:
- Вам нельзя!
Я молча разворачиваюсь и собираюсь спускаться вниз и со мной готов идти обратно мой спутник. В это же самое время мне на плечи ложится легкая косынка, прикрывая их, и ко мне тянутся еще руки с большим платком. Кто-то мягко поворачивает меня опять лицом к охраннику, и теперь я уже смотрю в его глаза.
- Проходите, - говорит он и отворачивается.
............
- В самом центре Храмовой горы стоит мечеть Омара. Красивейшее здание, покрытое золотым куполом, - рассказывает Соня...

Но уже вернувшись домой и «гуляя» по интернету, я узнаю, что мечеть Омара на самом деле в другом месте. А это – Наскальный купол – самая важная точка Храмовой горы, под ним находится Краеугольный камень. Мечеть же Омара находится недалеко от Храма Гроба Господня.

Сюда – нельзя, туда тоже – нельзя. Внутрь мусульманских мечетей нам - не мусульманам, а уж женщинам, и подавно - нельзя. Можно по площади побродить и полюбоваться внешним убранством, да посмотреть другие постройки.
Слышна какая-то перебранка, шум, ругань. Оборачиваюсь. Молодой продавец воды о чем-то спорит с пожилым человеком в белах ритуальных одеждах, у которого в руках тоже сумка с бутылками воды. Спор становится громче и грубее, в ход идут уже кулаки, назревает драка...Несколько человек пытаются разнять драчунов. А причина банальна: один залез продавать воду на территорию другого, да у кого-то из них вода была не из холодильника.
Экскурсанты смотрят заинтересованно на это приключение: Старый город, Храмовая гора, современные разборки...
...............................
Обед было предложено провести в трапезной мужского монастыря. Расположились, кому где было удобнее. Кто в трапезной, кто во дворе в тени под деревьями. Небольшой отдых был уже необходим, честно говоря. Шесть часов на ногах по жаре в сорок градусов это - не так легко. А впереди еще продолжение экскурсии.
В трапезной полумрак, но ничуть не прохладнее. Народа довольно много. Монастырские люди готовят еду для экскурсантов, монастырь имеет с этого небольшой доход, да и туристам хорошо...
................................
Остался последний храм, который нам надо посетить – Храм Гроба Господнего.
Вот с этого места бы начать всю экскурсию. Да рассказать о нем побольше. Но еще до входа в Храм нам предложено посетить магазин, связанный, очевидно, «меркантильными» интересами с экскурсионной фирмой, благодаря которой мы приобрели путевки в эту поездку. Ни в один другой магазин или лавочку нам просто не разрешали зайти, обещая, что впереди нас ждет нечто особенное.
- Доляр пополям, доляр пополям, - кричат продавцы, зазывая.
Какой там «доляр пополям», за такой товар и цента жалко отдать. Все, что выставлено на улице, покрыто слоем пыли и выгорело. Продавцам лень по такой жаре придавать товарный вид книгам, видеофильмам, открыткам и прочему, а может они просто не знают о таком понятии, как товарный вид. Все оценивается в долларах, американских, причем добавляется, что «пополям», в два раза дешевле. Ради интереса спрашиваю цену видеофильма об Израиле:
- Двадцать...
- Это – пополям?
- Пополям-пополям, - радостно сообщает мне продавец.
- А чего твой пополям такой пыльный?
- Жарко, понимаешь? Пыльно у нас...
В самом магазине взгляд если и останавливается на чем-то, то этот «пополям» явно не оправдан, он больше похож на накрутку в сто пятьдесят процентов. Народ покупает в основном свечи, которые собирается освятить в Храме и привезти, как сувенир, домой.

Продолжение следует.