Глава 59. Боруссия

Борис Попов
       (продолжение второго тома книги "Кто мы?" В этой главе собраны все первоисточники, где так или иначе речь идёт о происхождении страны Боруссии, которая в конечном итоге располагалась на территории Восточной Пруссии)

«Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, всё в ней горит и пылает. И нет доступа туда тем, кто там не живёт и не ведёт оттуда свой род. Суртом (Чёрным – Б.П.) называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает. В руке у него пылающий меч, и когда настанет конец мира, он пойдёт войною на богов и всех их победит и сожжёт в пламени весь мир. Так сказано об этом в прорицании вёльвы…
Мировая Бездна на севере вся наполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльхейма…
Когда же повстречались иней и тёплый воздух, так что иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром. От него-то и пошло всё племя инеистых великанов…
Как растаял иней, тотчас возникла из него корова Аудумла, и текли из её вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира...
Она лизала солёные камни, покрытые инеем, и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день – голова, а на третий день возник весь человек. Его прозывают Бури. Он был хорош собою, высок и могуч. У него родился сын по имени Бор. Он взял в жёны Бестлу, дочь Бельторна великана, и она родила ему троих сыновей: одного звали Один, другого Вили, а третьего Ве (Жрец – Б.П.)..
Сыновья Бора убили великана Имира. А когда он пал мёртвым, вытекло из его ран столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны. Лишь один укрылся со всею своей семьёй. Великаны называют его Бергельмиром (Ревущим как медведь – Б.П.). Он сел со своими детьми и женою в ковчег и так спасся. От него-то и пошли новые племена инеистых великанов».
-------- (Исландия. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Видение Гюльви)
 
«Есть в Армении за Миниадой большая гора, называемая Барис. Говорят, что много сбежавшихся на эту гору людей нашли там спасение во время потопа. Говорят также, что кто-то, приплывший в ковчеге, пристал к её вершине и что деревянные обломки этого ковчега долго там находились. По-видимому, это был тот человек, о котором писал Моисей, законодатель иудеев».
----------------- (Византия. Николай Дамаский. История. Книга 96)

«Шли сыновья Бора берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей…Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем, а женщину Ивой. От них-то и пошёл род людской, поселённый богами в стенах Мидгарда. Вслед за тем они построили себе град в середине мира и назвали его Асгард, а мы называем его Троя. Там жили боги со всем своим потомством…»
------------------- (Исландия. Снорри Стурлусон. Младшая Эдда. Видение Гюльви)

«Тот, кого персы называют Бюраспи Аджахаком, – их предок, [живший], при Неброте. Когда языки распределялись по всему свету, то это происходило не беспорядочно и безнадзорно, но как бы по божественному велению были определены начальники и предводители племён, каждый из которых законно и уверенно унаследовал свой удел…
Подчиняясь Неброту, он (Бюраспи – Б.П.) предводительствовал над своим народом не столько благодаря храбрости, сколько – силе и ловкости. Он хотел научить всех общему образу жизни и говорил, что никто не должен иметь ничего в собственности, но всё должно быть общим. И всё у него было открыто – и слова, и дела. Он не имел тайных мыслей, и всё, что таилось на сердце, – при всех предавал гласности [своими] устами. И установил право [свободного] дневного и ночного входа и выхода для друзей. Это и было его упомянутое выше первое неблагое благодеяние».
------------ (Мовсес Хоренаци. История Армении. Из персидских легенд о Бюраспи Аждахаке)

«Обширные развалины двух подобных колоссальных храмов до сих пор ещё сохранились в Бабилоне, и не исключено, что к одному из них относится легенда о бабилонской башне. Один храм находился в самом городе Бабилоне; развалины его и теперь носят название «Бабель». Другой был построен на противоположном берегу реки в Борсиппе, в 8 или 9 милях к юго-западу от Бабилона, и известен под именем «Бирс-Нимруд». Древнее название первого храма было Эсагил, он был посвящён Мардуку. Храм в Борсиппе назывался в древности Эзида и был посвящён божеству Небо… Местное и еврейское предания отождествляют легендарную башню с развалинами «Бирс-Нимруд» в Борсиппе. Из найденной на том месте надписи мы узнаём, что древний бабилонский царь, начавший постройку храма-башни в Борсиппе, не довёл до конца это сооружение, которое осталось без крыши».
------ (Шотландия. Джеймс Джордж Фрэзер. Фольклор в ветхом завете. Часть первая. Глава V)

 «Борей – в греческой мифологии бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звёздного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота... Изображается крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Место его обиталища – Фракия…»
-------------------------------------- (Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1. Стр.183)

«Гипербореи – в греческой мифологиии народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем» и особенно любимый Аполлоном. В некую идеальную страну Гиперборею время от времени отправляется Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы».
------------------------ (Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1. Стр.304)

«Ещё дальше к западу протянулась страна Бофу, или Куафу. Жители этой страны были потомками великана Куафу, некогда состязавшегося в беге с солнцем. Они были очень высокого роста… Недалеко от страны Куафу находилась страна Неэр – Страна длинноухих… Страна длинноухих была расположена у Северного моря – Бэйхай».
--------- (Китай. Бо-и. Книга гор и морей. В кн. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. Стр. 201)

У Северного моря была Страна длинноухих,
в Стране длинноухих шапки были длинноухие.

Тао Гао был главой племени И (восточных иноземцев Китая – Б.П.),
советом вождей он избран преемником императора Юя, который боролся с потопом.
После смерти Тао Гао преемником был назначен его сын Бо-и.
Бо-и научил людей рыть колодцы, и они стали селиться вдали от рек.
----------------------------------------- (Китай. Фань Вэнь-Лань. Древняя история Китая)

«… сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался…»
---------------------------- (Эллада. Геродот. Книга четвёртая. Мельпомена. Фрагмент 36)

«(75) Был у нас (в Египте – Б.П.) царь по имени Тимаос. В его царствие бог, неведомо мне почему, прогневался, и нежданно из восточных стран люди происхождения бесславного, дерзкие, напали на страну и без сражений легко овладели ею. И властителей её покорив, они безжалостно предали города огню и святилища богов разрушили. А с жителями поступали бесчеловечно жестоко – одних убивали, а детей и жён других уводили в рабство. Наконец, и царём они сделали одного из своих, имя его Силатис. Он обосновался в Мемфисе (1674 до н.э. – Б.П.), верхнюю и нижнюю земли обложил данью и разместил вооружённые отряды в наиболее подходящих местах. В особенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев в его царство. Найдя в Сетроитском номе на востоке от реки Бубастит весьма удобно расположенный город, который по древнему религиозному сказанию назывался Аварис…»
-------------------------- (Египет. Манетон. В кн. Иосифа Флавия. Против Апиона. Книга 1)

Так говорил Манетон,
египтянин знаменитый Манетон.

«…город Аварис… Этот город по древнему преданию был посвящён Тифону».
------------------ (Египет. Манетон. История Египта. Книга вторая. В кн. Иосиф Флавий. Против Апиона. Книга 1)

Так говорил Манетон,
египтянин знаменитый Манетон.

«14. Карфаген расположен на некотором полуострове… В центре города находится акрополь, который они называют Борса (;;;;; – Б.П.), довольно крутая возвышенность, заселённая со всех сторон; на вершине её находился храм Асклепия… У подошвы акрополя расположены гавани и Кофон – круглый островок, окружённый каналом, на котором кругом по обеим сторонам находились верфи…»
------------------------- (Эллада. Страбон. География. Книга ХVII, глава II)

Борус – горный хребет на юге Минусинской котловины.

Бор, вождь боруссов, патриарх венгров. Его жена Лю-сзи, дочь Ю-вана, императора царства Чжоу в 781-771 до н.э. Их сын Дама.

«(7) А занимают Сарматию очень большие народы – венеды вдоль всего Венедского залива…
(8) И меньшие народы населяют Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов гитоны, затем финны, затем сулоны; ниже них фругудионы, затем аварины у истока реки Вистулы; ниже этих омброны, затем анартофракты, затем бургионы, затем арсиэты, затем сабоки, затем пиенгиты и биессы возле горы Карпата. (9) Восточнее названных, снова ниже венедов, суть галинды и судины и ставаны вплоть до аланов…(10) И снова побережье Океана вдоль Венедского залива последовательно занимают вельты, выше них осии, затем ещё севернее карбоны, восточнее которых кареоты и салы, за ними и гелоны, и гиппоподы, и меланхлены; за ними агафирсы, затем аорсы и пагириты; за ними савары и боруски вплоть до Рипейских гор».
--- (Эллада. Птолемей. Географическое руководство. Книга III. Глава III. Фрагмент 5)

 
«А биа т… тенде Свенто Региа едино то кнези, иже озборша борусищита на Русколуни а то ие взеньше русколуне а борусе и из мечиша иа, иде на годь од Воронженца… пожа биано годь..»
И было это, когда Свенториг, один из князей, которого избрали борусищи в Русколани, взял русколан и борусов, и с мечами их, и пошёл на готов от Воронежца... и пожа били готов.
--------------------------------------------------- (Русь. Велесова книга. Дощечка 5б)

«1. В то время, как в городе Константинополе (Царьграде) правил царь Анастасий (491-518 – Б.П.)… появился из северных краёв народ, именуемый готами; был это дикий и необузданный народ, во главе которого было три брата, сыновья короля Свевлада, а имена их были такие: первому – Брус, другому – Тотила, а третьему – Остроило.
II. Так вот, Брус, который был самым старшим, сел после смерти отца на престоле и правил после него в родном краю».
-----------------------(Сербия. Летопись попа Дуклянина. Автор к читателю)

«Од Орие то – се обещи нашои оце со борусои – одо Раи риеце до Непренои а Карпанеске држава по родие тои се правити одо родище а веща. А всиак род наимена све родище, кие соуте правищеи».
 От Арея – сей общий наш отец с борусами – от Ра-реки до Непры и Карпатской держава роды те правились родичами и вечем. Всяк род наименовал своего родича, который суть правящий.
------ (Русь. Велесова книга. Дощечка II 6а)
 
«И се Коишек биа велик а моудр. И тои умре, а по не биаще ини, кажедие твориае ниещо благие».
И сей Кишек был велик и мудр. И тот умер, а по нём были иные, каждый творил ещё благое.
-----(Русь. Велесова книга. Дощечка III 25)

 
«А тако ста о русколание а виеньцие, еже сен родиелщесе на двои».
И так стали русколане и венеды разделившиеся на двое.
--------------------------------------------- (Русь. Велесова книга. Дощечка III 8)
 
 «борусе на полноще биа многаиа утрпениа. То б то породице не хтиаи, абои руське родиа соедна.
А Русколуне пр то же два роди…
Ране два виетва таиа именовашасе Велика и Мала Борусене суренже сен, а зва суренжа руса а борусе пра бориа. Тако биа тамо непра боре. А долга врда мезе родиа роздирашети Борусе не нащесте. Тако борусенже не могша стати грьциом».

борусы на полночи многое утерпели. Ибо тогда породниться не хотели, абы русские роды соединить.
А в Русколани те же два рода…
Ранее две ветви те именовались Великая и Малая Борусины, суренжане се, и звали суренжане русов и борусов на борьбу. Такая была там неправая борьба. И долгая вражда между родами раздирала Борусь на несчастье. Так борусы не могли стать греками.
------------------------------------------------ (Русь. Велесова книга. Дощечка II 6в)
 
«грдоиниех борусеньштех,
иакове од ромие падша
колои Данаеве вендле Троиань валу…»
…воины борусинские,
которые от ромеев пали
около Дуная возле Траянова вала…
----------------------------- (Русь. Велесова книга. Дощечка II 7ж)

«Ляхове же, и боруси, и чюдь приседят к морю Варяжскому».
---------------------------------------------- (Русь. Летописи. Нестор. Народы Афетовы)

       (продолжение см. глава 60. Рутения http://www.proza.ru/2008/10/11/157)

(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)