Если нельзя купить... вместо аннотации

Татьяна Кожухова
       Заметки из хроники бытия А.В.Хуторского по мотивам участия в телепередаче Авторского телевидения на тему "Про частные школы".
http://khutorskoy.ru/be/2008/1007/index.htm

       Вопрос «Можно ли купить образование?» сразу мысленно пал перед глазами обилием бесполезных решебников, обнадёживающих родителей на успешное обучение детей с их помощью. Есть даже решебник к задачнику Сканави!

       Отмечу некоторые моменты, подчёркнутые автором:
1. В России частных школ - более 1000, и это мало (всего в России около 60 тыс. школ.), не отличаются они и многообразием смыслов. Если в 90-х годах создаваемые частные школы были непременно авторскими (школа свободного развития, диалога культур, вальдорфская и т.д.), то теперь почти в каждой частной школе «обычный набор дополнительных предметов, усиленный английский, компьютеры, ... и т. п.» Отличия есть, но не в смысловых ориентирах.
2. Неопределённость на государственном уровне по отношению к образовательным стандартам, а ЕГЭ замещает собой человекосообразные цели и смыслы образования. Реальная жизнь требует от человека владения компетенциями другого порядка, а именно – умением ставить и достигать цели, взаимодействовать с людьми, оперировать информацией и применять телекоммуникационные технологии и т.д.
3. «Купить образование за деньги невозможно. Но с помощью денег можно приобрести условия и средства для образования.» - Отмечает автор, добавляя, что многие родители искренне верят, что образование можно «дать».
 
В заключение А. В. Хуторской приводит советы для родителей при выборе частной школы, они полезны и при обычном выборе. Вот один из советов: «Прочувствуйте атмосферу школы. У каждой школы есть свой дух, постарайтесь его уловить.» Это так!

Заметки не могут оставить читателя равнодушным. Родитель он или педагог.

Параллельно перед глазами встала весенняя статья в местной газете – отчаянный родительский крик «Просто мамы» (газета «Красная звезда» четверг, 24 апреля 2008 года) «Разумное, доброе, вечное, где ты?»

Мамочкой отмечены:
1.Противоречие между с одной стороны – яркие отчёты о насыщенных конкурсах, о проектах, презентациях и пр. людей от образования, с другой стороны, отдалённость большинства детей от этого праздника жизни.
2.Тенденции индивидуального подхода к обучающимся, на практике выливаются в разделение детей на первый и второй сорт, начиная с первого класса.
3.Обозначены задачи среднего образования, среди которых главное – знания. Большая часть кругозора складывается в юном возрасте, на уроках биологии, географии, истории, истории, литературы. Современные дети очень мало читают, следствие – косноязычие, неумение ясно выразить мысль, грамотно составить конспект.
4.Сопоставлены черты старых и новых учителей. Старые учителя – это сверхчеловеки без слабостей, нервов и личной жизни, главная ценность которых – мы, такие разные. Современные учителя – в современной системе обучения, приближенной к высшей школе не справляются с классными хулиганами, мешающими учиться, и как следствие, с лёгкостью расстаются с целыми классами.
5.Отсутствие контакта «учитель – родители». (Чистые дневники).
6.Трудовое воспитание и физическая культура – дети практически не принимают участия в соревнованиях, спартакиадах, не умеют разжечь костёр, поставить палатку – не умеют держать удар, радоваться победе, и испытывать горечь поражения...
7.Видимость спокойствия и порядка – дети сидят во счастливыми лицами у пыльных мониторов своих любимых компьютеров.

Всё, перечисленное мамочкой, сводится к одной единственной проблеме - современная школа не учит детей приобретать знания, и как следствие – они выходят из школы, в большинстве своём, не готовыми ни к решению жизненных проблем, ни к приобретению узкой профессии.
Две статьи, одна – «просто мамы», не видящей выхода из тупика, другая – педагога, реализующего на практике идеи человекосообразного образования, делающего мир эвристическим.

И как ученику научиться хотеть "взять образование", если нельзя - купить?