Почему?

Александр Старый
ПОЧЕМУ?
Или запоздалый ответ на рецензию Феликса Бобчинского на «Конец русской сказке».

Вот эта рецензия, привожу поностью:
---------
«Саня!
Да со всем в твоей статье я согласен!
И под каждым предложением готов подписаться!
Только...
Извини...
И политика, и экономика, конечно, важные сестрицы.
Только главнее их - ВОСПИТАНИЕ!
ИМЕННО НЕВОСПИТАННЫЕ, ДУШЕВНОНЕОБРАЗОВАННЫЕ люди творят сейчас и экономику, и политику.

Знаешь, в восьмидесятом по турпутевке попал в Болгарию.
В воскресенье была запланирована экскурсия на Шипку.
Там было много школьных экскурсий.
Что меня поразило.
Дети обедали захваченным из дома, расположившись на склоне холма.
Пока нашу тургруппу кормили в ресторане, они закончили свою трапезу.
Вышли мы из ресторана.
Поразило до глубины души.
Вышли мы, а на склоне, где еще недавно расположилась ребятня - ни бумажки, ни огрызочка, ни объедка - только зеленая слегка примятая травка.
Прикинь, что было бы после наших?
Пока мы после себя оставляем только срам, выходя на уборку только в кампанию по сбору макулатуры.
Подумаешь, сегодня бумажку бросил? Завтра, так же, не заметив, плюнет уже в душу.
А какая разница?»
---------
 Не успел я вовремя ответить Феликсу, прочел ее спустя два месяца после публикации.
Благодарен ему.

 Зароились у меня в голове вопросы, мучительно искал для себя ответы, но не нашел однозначных.

 Большинство из нас люди уже взрослые и не все мы в ладоши хлопаем, когда смотрим на мир окружающий. Понимаем, что изменяется мир стремительно, но не всегда в лучшую сторону.
 
 Не пытаюсь я лезть в классику, «Кто виноват?» и «Что делать?» спрашивать.
 
 Для себя хочу постичь вопрос не менее каверзный – ПОЧЕМУ?
 
 Вот пишешь ты, Феликс, что главнее всего ВОСПИТАНИЕ, ан не согласен я с тобой.
Да, воспитание понятие емкое, бывает оно разное и изменяется со временем.
 Вот себя возьму, чтоб не обидеть кого.
 Получил я дозу своего воспитания, где ремень, где книги, где улица меня сделали, нельзя меня назвать несформировавшейся особью.
 Так скажи мне ПОЧЕМУ? Если раньше я без оглядки мог хаму в лицо сказать, что он хам, мог с начальником поспорить, даже в ущерб себе, а ПОЧЕМУ сейчас прохожу молча?
 
 Почему в редком случае я хлюсту «по фене ботающему» сделаю замечание?
 Что - боюсь?
 Да нет вроде, силой Бог не обидел, еще смог бы, при атаке, его на пол уложить. Не этого боюсь, а молчаливого равнодушия.
       Значит, мое воспитание дает трещину или получило извне порцию антивоспитания.
 ПОЧЕМУ я это равнодушие впитываю?
 Я, уж пожеванный жизнью, а что говорить о подростках, они другого почти не видели.
 
 Почему, обманутый нагло, лохом зовется и получает порцию снисходительного смеха? Даже от друзей, с которым он пуд соли съел, он обманутый осуждается больше, чем тот пройдоха сумевший объегорить честного.

 ПОЧЕМУ такое смещение нравственности?

 Или вопрос про то, почему лес жгут. Ведь двадцать лет не прошло, как они все скопом выходили тушить его.
 Что изменилось?
 Изменились условия. Среда обитания. Здесь тебе и экономика, здесь тебе и политика. Выживать нужно вот и выкручиваются, подтверждая важность ЭКОНОМИКИ, и ПОЛИТИКИ, допустившей такие экономические отношения.

Но и это не главное.
 Главное как стремительно изменяется человеческие отношения.

 Вспомним старое. Не ратую я, чтоб вернуться назад, а понять хочу ПОЧЕМУ? Почему раньше если надо хату мазать, так одним разом за один день собирались все и все делали?
 Может, скажет кто, что все дружны были, нет, и тогда не все были братьями, но тогда были другие условия.
 Если ты сегодня не пришел, завтра не придут к тебе. Условия жизненно важные для каждого.

 Как же так, разве с улучшением бытовых, потребительских условий мы должны принести в жертву нормальные человеческие отношения и ходить бирюком, ни на кого не глядя?
 Ведь все понимают, что это плохо, но поделать ничего не могут.
 Порой не только не знают, кто через этаж живет, но и на одной площадке не всегда. Не говоря о том, чем болеет старушка в 11 квартире, если я живу в 23.

 Так значит, опять ошибались теоретики коммунизма?
 Значит, не определяет бытие сознания?
 Значит, чем больше у нас будет, тем хуже мы станем?
 
 Нет! Не согласен я с такой перспективой. Правы классики.
 Бытие определяет сознание, только мы понятие «БЫТИЕ» спутали с понятием «ТРЯПКИ, ЖРАТВА».
 Кто и когда, какими пряниками,проивел эту подмену в нашем мозгу?
Бытие это не то, что и сколько мы едим, а Бытие духа,Величие Духа, великое сознание Человека чувствовать себя частью Человечества, в котором мы все едины, плохие и хорошие, больные и здоровые.
 
 И опять всплывает это ПОЧЕМУ.
 ПОЧЕМУ мы не совершенствуем Величие Духа?
 
 А потому, что государствам, всем без исключения, это не выгодно. Именно государство, сиречь правящая элита, как инструмент подавления, не заинтересовано в этом, проще управлять разрозненной толпой, чем массой родственных душ. Потому и принимает оно все меры, чтобы я ухватился за «мое» и наплевал на «наше».

Не претендую я на овации, но и от своего ПОЧЕМУ - не откажусь.

Вот, так вот, Феликс. Готов принимать кирпичи на свою голову.