Олег Карпов Настоящее кино - некомфортно

Анастасия Павленко
Язык кино - наш природный язык,
только хорошо забытый.
Попытайтесь вспомнить его.
Из постулатов видео-арта

В Ташкенте вот уже четыре года действует уникальный в Центральноазиатском регионе Музей кино. Там нет привычной экспозиции, посвященной истории кинематографа. Но это самый настоящий музей, где экспонатами являются… фильмы, причем всегда отменного качества, которые демонстрируются в небольшом, но уютном зале, собирающем особую зрительскую аудиторию – любящую и ценящую киноискусство.

Расположенный недалеко от станции метро «Узбекистанская» Музей кино – это не только показ старых и новых картин известных и малоизвестных режиссеров с обязательной вводной лекцией о фильме и его создателях перед началом сеанса. Здесь посольствами Германии, Франции, Польши, Италии, Чехии и других государств проводятся кинофестивали с бесплатной демонстрацией лучших лент своего кинематографа. Кроме того, вот уже более года в стенах музея проходят мини-фестивали узбекского видео-арта, собирающим вокруг себя неординарную творческую молодежь, стремящуюся выйти за рамки сложившихся стереотипов в искусстве.
Куратором Музея кино и организатором фестивалей видео-арта является Олег Юрьевич Карпов. Это широко эрудированный человек, с большим чувством юмора, имеющий свою точку зрения на проблемы в современном кино и культуры в целом. Более двадцати лет он занимается пропагандой киноискусства в столице. А насколько это удается, с какими трудностями сталкивается руководство Музея кино, что вообще представляет собой это уникальное место мы узнали, встретившись с Олегом Карповым лично.

- С чего все начиналось? Откуда взялась идея о создании Музея кино?

- Идея создания подобного заведения, в котором бы демонстрировалось мировое кино, не являющееся развлечением, появилось еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Тогда это были киноклубы, где публика просматривала малоизвестную классику кино, а после сеансов бурно обсуждала увиденное. В начале 90-х дело заглохло, но потом в 1996 году мы с кинолюбителем Феликсом Луидором возобновили кинопросмотры для широкого зрителя в Розовом зале Дома кино. Однако по некоторым причинам в 2000-м году оттуда пришлось уйти. А 14 мая 2004 года наше «партизанское образование» начало работать под именем Музея кино и с тех пор благополучно ведет пропагандистскую деятельность.

- Почему партизанское?

- Потому что мы со своими идеями о настоящем кино действуем вопреки существующим стереотипам в массовом сознании, в котором понятие «киноискусство» вообще отсутствует. То, что показывают на теле- и киноэкранах в большинстве своем - обыкновенная развлекаловка, к искусству кинематографа не имеющая никакого отношения.

- А что, по-вашему, настоящее кино?

- Это когда фильм говорит со зрителем всерьез о волнующих его вещах, когда кино помогает решать какие-то внутренние проблемы человека. Искусство - зеркало, глядя в которое можно понять кое-что о своей собственной жизни. А киноискусство - это живопись с помощью кинокамеры. Это фильмы Висконти, Бертолуччи, Линча, Феллини, Вуди Алена, Куросавы, Германа, Сакурова и многих других.

- Но ведь есть и прекрасное развлекательное кино…

- Которое я считаю вроде анестетика, снимающее на время болевые ощущения, но всерьез не лечащее.

- А разве кино может лечить?

- Конечно, если речь идет о настоящем искусстве, лечащее не тело, но сознание. Есть фильмы, помогающие вырваться из некоего тупика, подняться выше того уровня, на котором находишься. Безусловно, возможны и побочные явления. Например, после просмотра некоторых фильмов в человеке, живущем в постоянном страхе, иногда вдруг просыпается агрессия, хочется пойти и набить начальнику или соседу морду. Другой, увидев в фильме себя со стороны, ужаснется и впадет в депрессию. Но дальше после этого у него появится шанс что-то изменить в своей жизни. Да, это может быть больно и нехорошо. Однако, думаю, это все же лучше, чем когда вам в мыльных сериалах и прочей бурде, о которых говорить-то нормальному человеку непристойно, советуют: да не пользуйся ты этим мозгом, попей пиво и все пройдет. Такое убаюкивание и разжижение мозгов – медленная смерть.
       
- Насколько настоящее кино сегодня востребовано у населения?

- Абсолютно не востребовано. Настоящая культура, а кино всего лишь ее часть, вообще во все времена никогда не была востребована. Я до сих пор сомневаюсь в том, что обезьяна сама вдруг стала человеком. Над животным должно было произойти определенное насилие, чтобы она спустилась с комфортного ей дерева и стала на задние лапы, взяв камень и палку. Ведь никто добровольно не расстается с комфортом. Для большинства же людей культура – это внешняя диктатура, которая некомфортна. Раньше государство брало на себя заботу о пропаганде и съемках настоящего кино, но сейчас это даже не второстепенный вопрос.

- Кто посещает Музей кино?

- Когда мы организовывали его, думали, что нас будут посещать студенты театрального вуза. Ведь это, в первую очередь, нужно было им. Но как оказалось, этой братии, за исключением нескольких человек, совершенно неинтересно то, что мы делаем. Зато, к нашему удивлению, классикой кино и видеоартом заинтересовались студенты из архитектурного института и художественного колледжа. А вообще, к нам ходит люди разного возраста и социального положения. Конечно, в фестивальные дни людей значительно больше, чем в обычные. Ведь имена многих режиссеров практически ничего не говорят нынешней публике. Однако оптимизма мы не теряем.

- А каково с культурой у вашего зрителя?

- Нормально. Попкорна у нас нет, как сигарет и спиртного. Это жестоко пресекается, вплоть до выдворения из зала. За все время подобное случалось раза два.

- С какими проблемами сталкиваетесь?

- Проблемы появляются регулярно, но говорить о всех - скучно. Одно время нас вообще хотели закрыть – кому-то не понравилось, что мы назвались Музеем кино. Оказывается, при «Узбеккино» уже существует нечто подобное, представляющее собой комнату, в которой находится старая кинокамера, куски декораций и прочее. Фильмы там не показывают. Сколько я не пытался туда попасть – ни разу не смог. Комната постоянно закрыта. Вот и делайте сами выводы.

- Кстати, в Музее кино представлены ленты только зарубежных режиссеров или отечественных тоже?

- Мы специализируемся на общемировом кино. Что касается узбекского кино, как искусства, то у нас оно, к сожалению, не получило своего яркого выражения, не вышло за рамки развлекательного. Есть отдельные фильмы, но нет явления как такового. Да, я сознаю, что, говоря эти слова, обижаю некоторых наших кинематографистов, но такова реальность. А вот к старому узбекскому кино у нас нет доступа вообще, так как в Узбекистане хранятся лишь копии фильмов (и то не все). Исходный материал находится в Главном архиве в Москве, чтобы заполучить его, переписать на диски, - нужны немалые средства. Для этого необходима целая государственная программа.

- Каким образом у вас пополняется фильмотека?

- Все мировое кино выпущено на DVD-дисках, очень много его в Интернете, просто сеть у нас в республике весьма плохо работает и существует определенная проблема с доступностью Интернет-ресурсов.

- Соблюдаются ли вами авторские права?

- Да простят меня авторы, но если мы будем дотошно соблюдать все авторские права, то их творчество просто никто никогда не увидит. На самом деле, когда говорят об авторских правах в области кинопроизводства, то имеют в виду совсем не режиссера или маленькую киностудию, отснявшую фильм. Защитить авторские права где-то в Африке или Азии и делать прибыль на этом могут только огромные корпорации, выкупившие у автора права на его продукцию. А серьезное отношение в Европе к защите авторских прав привело к тому, что люди в других странах просто не имеют никакого представления о современном кинематографе Франции, Германии, Польши, Чехии, Италии и других государств. Поэтому настоящие авторы фильмов только радуются, что их творения, пусть и таким образом, но видят свет, о них знают и говорят.

- Что такое видео-арт?

- Четкого определения видео-арта нет. По другому его называют любительским, параллельным кино. Я же считаю, что видео-арт – это такой универсальный мостик между профессиональным и любительским кино, между кино игровым и документальным, компьютерным и аналоговым, старым и новым, плохим и хорошим. В конце концов, между кино и жизнью.

- Кто творит видео-арт?

- Те, кто не признает штампы в творчестве и жизни. Профессиональное обучение здесь может только помешать. Сейчас, вообще, кино можно снять с помощью сотового телефона или домашней видеокамеры. Главное, своим фильмом суметь нормально, внятно высказаться, чтобы тебя смогли потом воспринять другие. За последний год, что мы проводим мини-фестивали видео-арта (уже прошел седьмой), к нам пришло более 30 человек, представившие порядка 70 фильмов. На фестивалях, в основном, участники из Ташкента и Самарканда. Это Ваня Маслов, Аркадий Кабулов, Алексей Улько, Дима Ахунбабаев и другие. С работами некоторых из них можно познакомиться на нашем сайте www.videoart.uz

- Что пожелаете зрителям?

- Стараться смотреть настоящее кино. Не бояться того, что фильм с первого раза будет не понятен. Помню, как в первый раз, будучи еще старшеклассником, посмотрел фильм Феллини «Репетиция оркестра». Из зала вышел с перекошенным мозгом – я никак не мог понять, что сейчас увидел. То же самое было с «Обаянием буржуазии» Бунюэля и другими лентами. Конечно, я осознавал, что это великие режиссеры, о которых пишут в энциклопедиях, но в голове ничего не складывалось. Однако несколько лет спустя, после неоднократного просмотра этих и других фильмов, стал получать от этого наслаждение. Произошло просветление сознания – все стало ясным как день. Поэтому, главное не зацикливаться на привычном. И еще я хотел бы посоветовать людям самим пытаться снимать фильмы. Ведь зачем смотреть кино, если вы не собираетесь его снимать. Это то же самое, что учить язык, а потом на нем не разговаривать.