Художник по имени Луч

Анастасия Павленко
Его картины – это музыка и поэзия Востока, воспевающие любовь, чистоту помыслов, высокую духовность. Они наполнены особой аурой, от которой становится легко на душе. И несмотря на то, что работы мастера глубоко философичны и наполнены символами, они понятны каждому на интуитивном уровне. У Акмаля Нура своя, сугубо индивидуальная художественная система, основанная на гармонии окружающего мира и человеческой души, вдохновленная национальными традициями.

Да, А. Нура смело можно было бы назвать модным художником, а его работы своеобразным узбекским брендом, пользующимся популярностью на мировом рынке искусства, если бы не одно «но». Акмаль Нур, один из самых «продаваемых» художников в нашей стране, никогда не пишет картины для продажи. Цель его творчества – самоотдача. Это потом, когда он уже полностью отобразил душевный порыв на холсте, вложив в созданные образы частичку своего сердца, ему приходится расставаться со своими работами. И хотя чувство грусти не покидает его в момент разлуки со своим «детищем», художник уже выполнил свое предназначение – послал в мир луч света своей души…

Яркий представитель современной богемы, чье имя часто можно услышать на светских раутах и приемах, в жизни очень простой и доброжелательный человек, не любящий шумихи вокруг себя и старающийся избегать звездных тусовок. Все это абсолютно чуждо тонкой натуре живописца. «Я – художник. А для создания картин нужны тишина и одиночество, - говорит Акмаль Нур и тут же поправляет себя, - нет, не мертвая тишина и не полное одиночество. Хочется скрыться от городской суеты, от надоевших ненужных разговоров, в которых за умными фразами так много напускного, лицемерного, пустого». И в поисках покоя и искренности Акмаль раз в год отправляется в Шахрисабзские горы. Там, в 70 км от города, в высокогорной деревушке, куда практически не доходит технократическая цивилизация, художнику предоставляется возможность запечатлеть моменты безыскусного бытия простого народа, не умеющего скрывать за «улыбкой Карнеги» корыстные намерения. Здесь все по-другому: дышится свободнее, пишется лучше, чувствуется глубже и сильнее. Результатом же являются прекрасные полотна Нура. И даже самое грустное из них с изображенным закатом, символизирующим увядание природы и человека, при более детальном рассмотрении внушают лицезреющему картину необыкновенную гармонию, царящую в ней. А покосившийся домик со стариками у крыльца уже не вызывает тоску и безысходность.

В городе у Акмаля Нура тоже есть островок гармонии, света и свободы – его мастерская, находящаяся в мансарде 9-этажного жилого дома недалеко от станции метро «Ипак йули». Примечательно, что рука художника, прикоснувшись к чердаку, обращенному жильцами в мусорную свалку, превратила его в священное место, где рождается настоящее искусство. И мастерская, когда в ней творит Акмаль Нур, как бы отрывается вместе с ним от земли и начинает парить над зеленым городом с его житейскими проблемами и заботами.
К Акмалю в мастерскую часто приходят друзья, знакомые и совсем чужие люди. Среди гостей бывают как «простые смертные», так и известные всему миру писатели, артисты, общественные деятели, политики, бизнесмены. Но все они в один голос заявляют об уникальности этого пространства созидания. Им не хочется уходить из рая, сотворенного художником, который счастлив оттого, что может самовыражаться на холсте при помощи света и цвета…

Но «здание» благополучия и счастья известного художника построилось не за один день и даже не за год. Свою популярность и заслуженные лавры он собирал по крохам, завоевывая общественное признание талантом и невероятной трудоспособностью.
15-летним юношей приехал он из родного Намангана в Ташкент с заветной мечтой – стать настоящим художником. В семье Нуридиновых любили искусство. И хотя отец был товароведом в заготконторе, а мать простой домохозяйкой, они старались привить своим шестерым детям понимание прекрасного. Для Акмаля сначала это были музыка – най и рубаб, а потом увлечение традиционной национальной росписью. Однако семья жила в Янгикургане – одном из наманганских районов – и направить, научить пытливого юношу элементарным навыкам рисования было некому. А потому рисовал он, как сам считал нужным, что в итоге оказалось совершенно неправильным.

Поступил Акмаль в Республиканское художественное училище им. П. Бенькова сразу, но, по его собственным словам, «все было сделано отцом через одного знакомого». А когда началась учеба, то стало понятно, что наманганский парень, очень скромный и воспитанный, по меркам ташкентских ребят, сызмальства посещавших изостудии, вообще не умеет рисовать. И преподаватель Иван Яковлевич Соколов даже посоветовал ему вернуться в родной город и попытать себя на другом поприще. Чуть позже он признается, что был не прав. А в тот момент впечатлительного юношу, уже собравшего чемодан, остановил … Равиль-ака, хозяин квартиры, где жил Акмаль. Будучи высокообразованным человеком, он смог внушить парню веру в собственные силы. И теперь каждый его день начинался с показа своих работ Равилю-ака. Впрочем, на рисунках чаще всего и оказывался сам хозяин, изображенный то за столом, то за чтением газет, то спящим.

Второй курс Акмаль Нуридинов уже закончил на «отлично». А после успешного окончания училища юноша с легкостью поступает в Ташкентский театрально-художественный институт (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К.Бехзода). Здесь его учителями оказались Н. Кузыбаев и В. Бурмакин. С 1984г. Начинающий художник становится участником всевозможных выставок. Очень часто демонстрировал свои работы в театре «Ильхом», где сама атмосфера располагала к восприятию зрителем экспериментов в творчестве. Поворотным же событием в жизни молодого художника, выбравшего свой путь, стала его персональная выставка в 1992 году в Дели. Хотя и до этого живописец выставлялся за рубежом (Марокко, Югославия, Голландия, США, Россия), но именно после «ажурной и фактуристой» Индии, став уже Акмалем Нуром, он круто меняет и мировосприятие, и художественный стиль, и личную жизнь…

Одним из самых важных моментов в жизни творческого человека является наличие у него надежного тыла, то есть дома, семьи, жены, способной понять, что рядом с ней человек, живущий несколько иными материями, чем все. И так случилось, что Акмаль, женившись в первый раз, не ощутил рядом с собой верного соратника, разделяющего все его духовные запросы. А раз нет «второго», с кем не был бы одинок, то нет и так нужного вдохновения, нет жизни у художника. Все кажется мрачным, серым и однообразным. Таковы и его работы того периода безвестности и упадка. С женой пришлось расстаться, хотя сердце и разрывалось между творчеством и маленькой дочкой, которая будучи еще совсем крошкой уже понимала, что папе так будет лучше.

       Эпоха возрождения души для Акмаля началась со знакомства с Камолой Акиловой, аспиранткой Научно-исследовательского института искусствознания, которая тогда писала кандидатскую работу о станковой живописи в Узбекистане. Счастье в образе хрупкой девушки, каких он потом будет изображать в большом количестве на своих картинах, само постучалось в дверь художника, да так и осталось навеки в сердце влюбленного Межнуна. Сегодня они счастливая супружеская пара, воспитывающая двух очаровательных дочек. Она – доктор искусствоведения, заместитель председателя по научной работе Галереи изобразительного искусства Узбекистана. Он – народный художник республики, действительный член Академии художеств. Оба не понимают людей, живущих только лишь ради себя, ставящих свои амбиции превыше всего и получающих наслаждение от излияния собственной злости. И когда, к сожалению, такое случается, и одаренный художник слышит в свой адрес совсем не лестные слова, тогда, ответом на все это служит его творчество. В этот момент Акмаль начинает усиленно работать, стараясь доказать в первую очередь самому себе, что то всего лишь пустые фразы, ничего не значащие в действительности.

Акмаль Нур, кроме живописи, занят и общественной нагрузкой. Он председатель жюри в «Келажак овози» - проекте Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», проводит также мастер-классы по рисованию для детей-инвалидов в Центре «Санвикт», кстати, созданном при его непосредственном участии. Порой это здорово отвлекает его от основной деятельности, но, как говорит сам художник, «хотя бы так быть полезным людям, ведь официально я нигде не работаю».
 
Кажется странным, почему знаменитый художник, академик не преподает в институте. Но на это есть несколько причин. Во-первых, катастрофическая нехватка времени. Во-вторых, чисто субъективные взгляды на современную педагогику в художественных вузах. Еще будучи студентом, он часто спорил с преподавателями о том, что художник должен найти свой путь развития. Ведь нередки случаи, когда учитель сам, перестав работать над собой, пустив собственное творческое «я» на самотек, не дает своему ученику поэкспериментировать в композиционном и техническом плане, то есть выйти за рамки сложившихся стереотипов. Так, наблюдая современную ситуацию в художественном образовании, он отмечает следующее:

- Сейчас наблюдается все большая тенденция усиления гуманитарных наук, чем спецпредметов, необходимых будущим живописцам. К тому же студентов каждый год заставляют писать картины на одни и те же темы. Я согласен, национальный колорит должен сквозить в работе выпускников, но он не может высасываться из пальца. Ведь что бы мы ни рисовали, европеец или американец сразу увидит, что писал именно узбек. А на все надевать тюбетейку - думаю, это излишне. Мы больше должны синтезировать, а не замыкаться на собственной исключительности. На начальном этапе нашей независимости это было крайне необходимо – осознать самих себя, понять, откуда наши истоки. А теперь нужно идти дальше. Высокое искусство тем и отличается от ремесленничества, что создает нечто совершенно уникальное, которое воспринимается не как сувенир на память, а как произведение искусства…

В настоящее время Акмаль Нур готовится к персональной выставке в Москве, которая должна пройти в конце этого года. Также художник намеревается выпустить свою первую книгу, где он будет размышлять над собственным творчеством, туда же войдут его стихи. А идею написания подобного труда подсказал ему Президент Республики Ислам Абдуганиевич Каримов. Как-то рассматривая в галерее Национального Банка Узбекистана картины Акмаля Нура, он остановился перед его «Божественными узами». Долго стоял перед полотном, а потом спросил:

- Откуда к вам приходят такие прекрасные идеи?

На что художник скромно ответил:

- Это выражение моего отношения к жизни и, наверное, родительское воспитание.

- Напишите книгу и расскажите в ней, как возникают образы, как работает живописец.

Знаете, у нас много художников, а вот оригинально мыслящих среди них мало,- резюмировал Ислам Абдуганиевич.