Донкихот районного музея

Татьяна Лестева
       
       
       Впервые я встретила название Долгоруково, разбирая архив деда Лестева Александра Николаевича, директора и учителя школы в селе Долгуша, где он жил с 1904 по 1941 год. От учителя Долгоруковский школы ему пришло письмо, в котором он рассказывал, что они со школьниками были на экскурсии в Москве, где пытались найти могилу своего земляка – начальника Политуправления западного фронта – Лестева Дмитрия Александровича. Учитель просил сообщить в школу, где он похоронен, может быть прислать фотографии. В этом же письме сообщалось, что в Долгоруково работает музей, в котором представлены материалы о Дмитрии Александровиче. Так я впервые узнала и о существовании Долгорукова, и о музее в нём, в котором сохраняется память о старшем брате моего отца. По междугородней со справкой заказываю телефон музея. Трубку снимает мужчина. Представляюсь. В ответ слышу: «Вы не дочь Дмитрия Александровича?» Нет, я не дочь, я его племянница. Как оказалось, трубку снял Иван Александрович Христенко, организатор и директор в течение долгих лет этого музея, а ныне его хранитель.
       Рассказываю, что занимаюсь историей семьи, что у нас в семейном архиве есть фотографии Дмитрия Александровича, воспоминания о нём, что если это их заинтересует, пришлю им эти материалы, что нашла семейный архив в Музее Истории и реконструкции Москвы, что написала стихотворение памяти Дмитрия Александровича, что готовлю книгу «Путешествие по семйному архиву» и что если это их заинтересует, то могу выслать… Я не успеваю договорить: « Конечно, конечно, очень нужно!». Высылаю бандероль. Звонит мне директор музея – Надежда Ивановна Крюкова с взволнованными словами благодарности: «Вы даже не представляете, что вы для нас сделали!». А я-то искренне считаю, что это мы должны быть благодарны за то, что в наше смутное время ещё не закрыты все музеи, ещё сохраняется память, ещё называют улицы в центральной России именами героев войны. Как оказалось в Долгоруково есть и улица Лестева и примыкающий к ней переулок тоже носит его имя.
       Через некоторое время получаю из Долгоруково заказное письмо, вскрываю его и застываю в изумлении: в письме находится красиво оформленная грамота, и Учёный Совет Музея «Край Долгоруковский» присваивает мне звание Лауреата премии А.М. Жемчужникова за увековечивание памяти рода комиссара Лестева в книге «Аутодафе». Оказывается это музей на родине Козьмы Пруткова! Здесь неподалеку от Долгорукова находилось имение матери братьев Жемчужниковых, где они вместе с А.К. Толстым и произвели на свет этого философа-острослова. Прошу И.А. Христенко рассказать об истории создания музея.
       Получаю письмо, написанное Иваном Крестьяниновым ( литературный псевдоним заслуженного деятеля культуры СССР И.А. Христенко), фрагмент которого привожу.

       « Осень 1967 года. Покров день. Первый секретарь Долгоруковского РК КПСС – Н.И. Егоров – вызывает пишущего эти строки и чуть не с порога твердит: « Ты – директор районного краеведческого музея. Чтоб завтра в райгазете «Путь к коммунизму» была об этом статья. Один из кабинетов райкома бери под музей. Вот первый экспонат – сувенир соревнующихся Елецкого и Долгоруковского районов. Выполняй»…
       Снег на голову – это не то. Команда первого больше, чем закон. Всю ночь листаю справочники, что это за штука – музей? Утром в пустом кабинете на втором этаже оставили только письменный стол. На него-то и поставили первый экспонат – сувенир соревнующихся районов в честь Великой Октябрьской социалистической революции.
       Газетная публикация колыхнула школы: несут осколки снарядов. Каски. Привезли мешок земли для диорамы «Поле сражения». Помощник секретаря райкома партии хватается за голову: «Что скажет инженер обкома партии? Сгноишь кабинет!»
Переезжаем в освободившееся здание сельсовета, получаем ранг Историко-революционного музея. Растём и получаем новое нынешнее здание, и становимся филиалом Липецкого областного краеведческого музея.
       Первоплановые экскурсии партийные и сельскохозяйственные. В Эшелоне и Козьма Прутков, «сработанный братцами Жемчужниковыми в родовом имении «Павловка» под Вязовым, где-то в 1849 году. Он всё время за кадром…. Мы заняты семинаром « Научно-технический прогресс села» ( 1970 год), после которого районная комсомольская организация будет награждена Орденом Трудового Красного знамени ( 1974 год).
       Козьма же возникнет и Эпохально схватит за горло 19 августа 1991 года. Только что открытый железо-бетонный монумент будет глазеть от Вязовицкого поворота на шоссе с мчащимися на Долгоруково машинами руководителей колхозов, учреждений на митинг…ГКЧП!
       Мы, методически подчинявшиеся Музею Революции СССР, становимся безликой краеведческой штамповкой. Революционные крылья обрублены… Что делать, Козьма-а-а-а…».
       Да, секретари райкомов не забывали культуру, современные бизнесмены как-то больше не создают не музеи, а церкви, грехи, похоже, замаливают. Но вернёмся к музею.
       Заочное знакомство состоялось. Но уже потянуло в родимые места деда, бабушки. Захотелось посмотреть, где они жили, где рос мой отец, его братья и сёстры.
       И вдруг такой прекрасный повод. Мне звонит директор музея – Надежда Ивановна К Крюкова и сообщает, что через несколько дней Долгоруково будет праздновать 80-летие района. Решение моментальное и однозначное - еду! Звоню сестре – Людмиле Иньковой – в Москву и слышу в ответ: «Конечно, поедем! Посмотрим Долгоруково, и заедем в Долгушу, посмотрим школу, где учительствовали бабушка с дедом». Судьба этой школы заботила их до конца жизни.
       Ранним утром в начале седьмого мы вдвоём, единственные пассажиры, выходим из поезда Москва – Донецк. На пустом перроне вокзала стоят военный, симпатичная молодая женщина и паренёк лет семнадцати. Это встречают нас – военный комендант Долгоруково, директор музея и её племянник. Утро начинается с посещения музея. Ожидаю увидеть серо-зелёные стены, покрашенные водоэмульсионной краской с редкими застеклёнными стендами с копиями рукописей А.М. Жемчужникова и А.К. Толстого. Ан нет! Перед глазами открывается сказочный городок, где нет пустых стен, а со всех сторон на тебя смотрят портреты, скульптуры, барельефы с изречениями Козьмы Пруткова. И не только. Для двух ранних пташек с самого утра главный хранитель музея И.А. Христенко проводит экскурсию по ОДИННАДЦАТИ! залам музея. И вырисовывается главная идея музея – связи философии Козьмы Пруткова, этой гениальной мистификации 19 века, с современностью, вопреки кажущейся несовместимости коммунистической идеологии с философией острослова Козьмы. Но главный тезис экспозиции – бог – это природа и спасение гибнущего человечества через спасение природы звучит естественно в этом сказочном мире.
       Оглядываясь вокруг, не сразу понимаешь, что экспонируемые скульптуры выполнены не из мрамора или гипса, а это всё сделано из пресс-маше. Для тех, кто не знает этот редко употребляемый в наше время термин – это из размоченной и спрессованной бумаги. И даже
портрет А.М. Жемчужникова – это копия, написанная одним и тем же человеком, собственными руками и фантазией основателя и директора в течение десятилетий И.А. Христенко. Выходишь во двор музея – и снова скульптуры: и Козьма смотрит на городок с колокольни, а неподалёку и Спиноза, провозгласивший, что бог- это природа, и бюст генерал- аншефа Ю. Долгорукова, соратника А.В. Суворова, которому за храбрость и отвагу дарована была эта местность Екатериной Второй, и… В глубине замечаешь ещё не законченный бюст И.А.Бунина, что также оправданно – Елец совсем рядом, каких-нибудь сорок километров. И всё это сделано опять-таки одними и теми же руками Ивана Александровича. Ещё одно потрясение, но уже с нескрываемым восхищением перед этим увлечённым человеком, который вопреки всем трудностям современной жизни культуры не только несёт свой крест, но и продолжает творчески внедрять в жизнь свои идеи. Эх, спонсора бы ему найти! Что скажешь, Козьма?
       А что тут скажешь? Культура России ещё держится только на вот таких Донкихотах. Иван Александрович рассказывает, что к юбилею А.М. Жемчужникова в музее не было его портрета. Но он знал, что такой портрет есть в музее Козьмы Пруткова в Тамбове. Как-то не удалось договориться о копии. Но какой же юбилей без портрета! И вот этот народный умелец, юрист по образованию, сам пишет портрет Жемчужникова!
       Мы с сестрой смотрим с восхищением на этого пожилого мужчину, рабочий день которого начинается в музее ранним утром, часов в пять, а заканчивается часов в восемь вечера. А в голове грустные думы, как и чем помочь?
       Нет, кое-что я уже сделала. Случайно на одном из ЛИТО встретила ещё одного энтузиаста Козьмы Пруткова – художника Сергея Федоровича Масаловича, одного из организаторов сайта Козьмы Пруткова в Интернете, участвовал в организации празднования «Дня умника» в театре Эстрады имени Аркадия Райкина, и организации конкурса Чугунного Козьмы. Сергей Фёдорович передал музею в подарок запись концерта в театре эстрады, гарантировал приглашение на процедуру вручения Чугунного Козьмы.
       Но ведь есть ещё музей Козьмы в Тамбове! Звоню своим друзьям, прошу узнать, что же это за музей. Они не знают. Но к концу дня у меня раздаётся звонок от профессора Владимира Фёдоровича Пенькова из тамбовского СБЕРБАНКА (!!!!). Оказывается, что здание сбербанка построено на месте, где когда-то стоял дом семьи Жемчужникова. Но дом не сохранился, а память в русской душе жива. И тогда руководство сбербанка принимает решение сделать в помещении сбербанка филиал Краеведческого музея, посвящённый Козьме Пруткову. И выделили две комнаты, где и расположилась эта экспозиция с подлинным портретом А.М. Жемчужникова и прижизненном бюстом Козьмы Пруткова,
который должен был стоять на могиле одного из братьев Жемчужниковых, кого конкретно должна уточнить. Рассказываю Владимиру Петровичу о проблемах Долгоруковского музея, спрашиваю, не может ли он заказать для него копию портрета. Выражаю готовность оплатить изготовление. В ответ слышу, что они сделают постер портрета и через Липецкое отделение сбербанка подарят его музею. Благодарю. Рассказываю о грядущем подведении итогов конкурса Чугунного Козьмы. Искренняя заинтересованность. Звоню Масаловичу, сообщаю ещё об одном музее Козьмы Пруткова, получаю уверения в том, что тамбовцы будут приглашены на торжества.
       А оказывается есть ещё музей Козьмы Пруткова в Брянске! Надо будет им позвонить!
Вот такая цепочка потянулась за письмом из прошлого века учителя Долгоруковской школы моему деду.
       Ты прав, Козьма: «Зри в корень!»

На фотографии Заслуженный работник культуры СССР Иван Александрович Христенко в музее.