Об иррациональном в искусстве

Иван Семилетов
Человек стремится к тому,чтобы установить внутри себя баланс,равновесие. Когда этого ещё нет,он испытывает дискомфорт- состояние неприятное.Но так ли хорошо состояние баланса для художника,который берёт в руки карандаш и начинает рисовать? Я замечаю постоянно за собой то,что именно тогда у меня получается выразительные рисунки,когда я испытываю то,что можно назвать дискомфортом,каким-то острым чувством,которое срочно хочется как-то реализовать.Если посмотреть на это в целом,то можно сделать вывод,что даже процесс создания картины имеет последовательность,состоящую из нарастающего напряжения и желания как-то это реализовать,самого момента,процесса реализации, в конце которого наступает успокоение,чувство баланса и равновесия.Это естественно и нормально потому,что точно такая же последовательность существует и везде в природе.Кто-то даже сравнивал процесс создания картины с половым актом...
Но что бы было,если бы последовательность этого нарушилась или некоторые пункты поменялись местами?Когда кто-то задаёт нам вопрос- он хочет получить на него ответ.Напряжение-разрядка.Когда кто-то начинает говорить и обрывает предложение на полуслове,мы испытываем жуткий дискомфорт-а что дальше? Что дальше-возмущение.Было напряжение,а итога его нет!Природа внутри нас возмущается!Все фильмы имеют примерно одну структуру:Завязка-кульминация-развязка.Опять напряжение-разрядка.Как строятся симфонии- очень похоже.В симфонии есть фортиссимо,что значит примерно-самый громкий момент.Все симфонии Шостаковича построены именно по этой схеме.Как происходят праздники,застолья?Всё пронизано этим.
Я хочу вернуться к тому,что на любой вопрос должен последовать ответ,если этого не происходит,человек испытывает дискомфорт...но дело в том,что разные люди по разному реагируют на эти дисбалансы.Мне кажется,что это может быть важным моментом,если речь идёт о внутренней свободе человека.Почему,я сейчас постараюсь объяснить.Представим,что первые два типа людей на неоконченное предложение отреагируют возмущением-негативно.Это вполне естественно и нормально.Но представим,что есть некий третий тип,дискомфорт которого будет минимальным и это незаконченное предложение он примет таким,какое оно есть.Я имею ввиду то,что оно это предложение для него замрёт и останется в его сознании в начатом,незаконченном виде и желания завершать его у этого человека не возникнет.Это кажется ненормальным,но не будем спешить с выводами...Этот третий тип это тот человек,который посмотрел на это предложение с двух углов сразу.Этот человек-художник,способный тонко видеть красоту там,где её не видит другой и что наиболее важно- это то,что его психика устроена так,что как-бы природа внутри него не так сильно подчиняет разум своей системе-напряжение-разрядка.Или же мышление этого человека достаточно независимо и он может отказаться от логики и природной закономерности для каких-то своих целей.Чтобы воспринимать диссонансную музыку ,нужно иметь подобное мышление,необходимо уметь останавливать внутри себя это желание завершения.И тогда появится целостный взгляд.Ведь каждый диссонанс в музыке походит на короткое незаконченное предложение.Если научиться этому,откроются грани,с которых вы ещё не воспринимали музыку.