Нивелир

Том Анурьев


Когда-то давно, в те далёкие времена, когда институт мы уже закончили, а на работу на свои заводы ещё не устроились, работали мы с моим товарищем–одногруппником на стройке. Деньги где-то нужно было зарабатывать, вот и пошли к одному бандиту городского масштаба на дачу, разнорабочими. Это тогда он бандитом был, а сейчас он известный бизнесмен, депутат и один из лидеров политического блока, в общем можно иногда прихвастнуть в компании, мол, «у самого такого-то - такого-то на даче водку пил». А что, неправда?

Дачка сама по себе была немаленькая – где-то в три футбольных поля. По периметру заборчик высотой метра четыре из красного кирпича, а внутри - дом, сауна, бассейн, ещё какие-то постройки, и, собственно само футбольное поле. Сан-Сиро. В масштабе 1:1. На случай если вдруг захочется с братками в футбол погонять.

Первым делом на новой работе с утра надо было найти себе рабочий инструмент. Лопату там, грабли, или носилки. Без инструмента ведь никак не получится работать. А инструмента мало – то ли денег жалко, то ли уже до нас кто-то спёр. Поэтому каждое утро начиналось с битвы за инструмент.

Вы, конечно же, спросите: «А зачем вам, собственно, инструмент? Вам же ставка – 2 бакса в день и так шла – хоть работай, хоть не работай?».

Это Вы все сейчас такие умные, а мы тогда это дело только через недели две поняли. Этому же в институтах не учат, что главная заповедь подсобника на стройке – «От работы кони дохнут».

Но 2 бакса в день – это, естественно, очень мало. Поэтому вторая заповедь подсобника – «Тащи, что плохо лежит».

Эту, вторую заповедь, мы поняли примерно через месяц нашей работы, когда оказалось, что даже те $2 в день нам никто платить в ближайшее время не собирается. А уходить со стройки не хотелось – мы уже были почти «деды», силёнок от какого-никакого физического труда прибавилось, да и коллектив подобрался - то, что надо – алкаш на алкаше, на фоне которых мы выглядели как Шварценеггер на стройке в фильме «Вспомнить Всё».

А когда пришёл прораб и объявил: «Походите по окрестностям, поищите, что плохо лежит и приносите ко мне. Куплю за полцены. От кирпича до дырявых вёдер!», - никто в том, что нужно делать и не сомневался.

В окрестностях было много других дач, в том числе и заброшенных. Ведь в конце «боевых» девяностых многие раскрутились, нахапали себе земли, начали строить виллы, а потом вдруг кого посадили, кого «замочили», в общем, большая половина дач стояла бесхозная. Откуда и потекли реки стройматериалов, инструментов и разной строительной мелочёвки. Не без нашей, естественно, помощи.

К концу второго месяца работы мы поняли, что за зарплатой можно и вообще не приходить, а от работы не только кони дохнут, но даже и привыкшие к спартанской жизни студенты, себя не очень хорошо чувствуют. Поэтому мы решили больше отдыхать, хотя бы часов 6 за рабочий день. Другими словами, почти полностью «забивать» на работу. Что с успехом и выполняли.

И вот лежим мы как-то раз на пригорочке, весенним деньком наслаждаемся, тела свои бледные солнышку ласковому подставляем. И тут подходит ко мне новый бригадир и говорит:

- Сейчас, - говорит, - будем за домом оранжерею для собачек хозяйских строить. Нужен срочно нивелир. Сходи, принеси, я его где-то у мужиков за забором видел.
- Есть, сэр! – говорю, - будет исполнено! Что я, не понимаю что ли – не первый же месяц на стройке. Как вообще без нивелира и что-то строить можно?
А когда ушёл прораб, я у товарища своего и спрашиваю:
- Что за нивелир такой, ты его хоть себе представляешь?
Крутит головой товарищ, тоже первый раз слышит про такое чудо природы.
- Ну ладно, говорю, пошли вместе искать, вдруг ещё он тяжёлый окажется, один не донесу…

А по разным концам дачного участка разные бригады работали. Где-то штук шесть. И со всеми поговорить нужно. И как-то выведать все-таки, что за зверь такой этот нивелир. А если будет возможность, то и забрать. Но показывать, что мы не знаем, что такое нивелир, мы не собирались. Мы же уже «старики». По штату не положено чего-то не знать.
Выглядело это примерно так:

- Здорово мужики!
- Здоров-здоров!
- Как работается?
- Да ничего, копаемся помаленьку…
- Может перекурим?
- Да не мешало бы!
- А у вас нивелира случайно нету?
- Нет, и не было сегодня. Видели на другом конце дачи, где мужики колодец роют, у них нивелир стоИт.

Ага, значит, нивелир может стоять. Наверное, действительно большая штука.

- А можно у них его одолжить на полчасика?
- Ну не знаем, без нивелира колодец ну никак нельзя выкопать.
- Ну ладно, и на этом спасибо, посидели с вами часок, надо дальше идти, нивелир искать. Без него – никакой работы.

К бригаде, копающей колодец, мы подходили, уже выглядывая по сторонам всё, стоящее рядом:

- Здорово мужики!
- Здоров-здоров!
- Как работается?
- Да ничего, копаемся помаленьку…
- Может перекурим?
- Да не мешало бы!

Настоящие мужики курят молча. И только после того, как последний «бычок» был затушен, можно переходить к делу:

- Мужики, а можно у вас нивелир на полчасика одолжить?
- А где вы его видите? Его ещё утром вторая бригада забрала траншеи копать.

Ага, значит им можно траншеи копать.

- А как же вы без нивелира копаете?
- Да вот, справляемся.
- Ну ладно, не зарабатывайтесь тут, уже обед скоро!

Прыгая по кучам земли ко второй бригаде, чуть не налетели на незнакомого мужика, смотрящего в какой-то дурацкий бинокль на треноге:

- Мужик, где тут вторая бригада траншеи копает?
- Дальше немного пройдите, там, за деревьями. Но там уже никого нет, они все на обед пошли. Так что после обеда уже приходите.
- И то верно, а то что-то мы проголодались от беготни такой.

Пообедав, мы снова принялись за поиски, перед этим сообщив бригадиру, что нивелир мы уже почти нашли и сейчас принесем.

Вторая бригада встретила нас сонным храпом. А кто же после сытного обеда не хочет немного подремать на солнышке?

- Мужики! Хватит спать! Ну как не стыдно, - все работают, а вы тут дрыхнете!
- От$$$тесь, - сонно отозвался крайний мужик, - Вам надо, вот и работайте!
- Вот и будем работать, - обиделись мы, - Только нивелир нам отдайте!
- Какой ещё нивелир? Нафига он нам нужен? Что нам им, траншеи копать?

Ага, траншеи им, оказывается, нельзя копать!

- Нам сказали, что где-то у вас нивелир стоит.
- Ковырялся тут один мужик, новенький, с нивелиром, но, после обеда что-то его не видно. Наверное, в киоск пошёл, там и остался.
- Ну, значит, пошли в киоск.

Около киоска уже никого не было – обед уже давно закончился. Только новенький мужик сидел и спал, прислоняясь к дереву.

- Надо же, как новенького напоили ваши коллеги! – сказала продавщица, наливая нам пива, - Он, наверное, уже и забыл, где работает!
- Сейчас вспомнит, - пообещали мы, делая по глотку.

Но мужик вспоминать совсем не собирался. Не собирался он и просыпаться.

- Мужик! Где нивелир? – тормошили мы его.
- Там! – отмахивался мужик в сторону дачи.
- Где – там!?!? – не отставали мы.
- Там-там-та-ба-да-да-дам! – начинал исполнять матросский танец новенький.

Так ничего от него и не добившись, мы решили вернуться к бригадиру на покаяние. Надоел уже этот интеллектуальный труд, пусть уже лучше копать чего-нибудь пошлют. От выпитого пива на душе было тепло и хотелось сделать что-нибудь полезное. Если не для дела, то хотя бы для себя.

Бригадира на месте не было, вечно он где-то бегает. Поэтому, увидев стоящий неподалёку бинокль на ножках, мы не могли пройти мимо – как же, такое развлечение пропадает! Расставив ножки биноклю, мы по очереди начали вглядываться вдаль. Но вглядываться получалось не очень – в бинокле всё было перевернуто и мутновато. Товарищ предложил «починить» его камнем, но тут, наконец, появился бригадир:

- Ну что? Наконец-то нашли нивелир? А я уже думал всё, пропали мои работники. А вы уже и к объекту его принесли! Молодцы! Давайте теперь на другую сторону его тащите, будем там мерить.

- Да ты что, бригадир, уже вечер, домой пора! Да и устали мы за сегодня, целый день бегали как лошади, нивелир искали. Уморились. Завтра с утра со свежими силами придём и сразу всё сделаем! Ведь нивелир уже искать не придётся!