Шестая мировая загадка

Ирина Алёшина
«Кто чувствует в себе призвание к писательскому труду, тот должен владеть знанием, искусством и магией - знанием музыки слов, искусством быть безыскусным и магией любви к читателям». (Халиль Джебран)
Можно ли владеть музыкой слов, если многие (в том числе и я) не очень хорошо знакомы с родным языком. Что мы знаем о происхождении и развитии языков, письменности, речи, о наиболее выдающихся исследованиях филологов, о принципах, лежащих в основе такого понятия, как культура языка?
Ответы на многие из этих вопросов я нашла в книге А.А. Волков, И.А. Хабаров «ШЕСТАЯ МИРОВАЯ ЗАГАДКА».
(Эта книга интересна и в качестве пособия для общего самообразования)
 
Предлагаю вниманию несколько первых страниц из книги:
Волков А.А. «ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ: МИРОВАЯ ЗАГАДКА» (более позднее и исправленное издание книги "ШЕСТАЯ МИРОВАЯ ЗАГАДКА")

Введение
В 1899 году в Штутгарте вышла книга знаменитого ученого-естествоиспытателя Эрнста Геккеля "Мировые загадки".
Семь мировых загадок – или важнейших научных и философских проблем – занимали философскую и научную мысль с древнейших времен.

Книга Геккеля была полемической и, в свою очередь, вызвала острую полемику. Целый ряд крупных ученых и философов, как Р.Вирхов, Э.Дюбуа-Реймон, в полемике с которым и была написана книга Геккеля, Ф.Паульсен, О.Лодж, И.Райнке, резко критически отнеслись к способу решения мировых загадок Геккелем, справедливо обвиняя его в некомпетентности и авантюризме. Но таковы уж законы пропаганды: чтобы добиться успеха и утвердить свои воззрения как догму, нужно, игнорируя специалистов, обратиться к широкому кругу читателей с захватывающей воображение скандальной идеей. А когда она получит признание у публики и журналистов, скомпрометировать в газетной кампании ученое сообщество как сборище ретроградов и заставить критику умолкнуть. Широкое использование этой техники закономерно привело к компрометации науки и размыванию научной этики, и Геккель может заслуженно считаться, наряду, пожалуй, с Артуром Шопенгауэром и Карлом Марксом, ее первооткрывателем.

Итак - "мировые загадки".
Первая мировая загадка – проблема сущности окружающей нас действительности. Какова природа материи и силы? Почему мир устроен именно таким образом и мог ли он быть устроен иначе?

Вторая – происхождение движения. Что такое движение? Является ли оно обязательным свойством материи, или, наоборот, всякое тело стремится к покою и неподвижности?

Третья – происхождение жизни. Как возникло живое? Чем оно отлично от неживой материи? Зародилась ли жизнь сама по себе как результат саморазвития неживой природы, или ей был дан внешний толчок?

Четвертая – целесообразность природы. Мир устроен умно; явления, наблюдаемые человеком, – движение небесных тел, устройство живого организма, смена времен года, деятельность самих людей – обнаруживают повторяемость и взаимную связь. Какова природа этой связи? Является ли она следствием замысла, или, наоборот, связь эта объясняется природой вещей? А может быть, наш разум видит порядок там, где на самом деле царствует хаос?

Пятая – появление сознания. Человек называет себя царем природы. Прав ли он, придавая себе столь большое значение? Был ли человек сотворен или он продукт биологического развития? Являлось ли возникновение человека с его разумом необходимым следствием развития животного мира или фактом, противопоставившим его царству природы?

 Шестая – о ней и пойдет речь в этой книге – связана с проблемой языка и мышления. Что такое наше мышление? Отражает оно действительно происходящее или создает только призрак мира? Способны ли мы познать сущность вещей, или она неизбежно ускользает от нас, оставляя только внешний след действительности? И что такое наше слово? Когда мы называем словом какой-нибудь предмет, выражает ли слово его сущность или оно только условный знак, фиксирующий в уме случайно схваченный признак? Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых? А что такое язык человека? Как он "устроен" и почему сформирован именно таким образом? Многие животные пользуются знаками, – тогда отличается ли в принципе наш язык от языка животных? Как он возник: развился постепенно или был даром некоей внешней силы, человеческим проявлением которой и явился? И не видим ли мы мир таким, каким нам представляет его язык? Все ли языки одинаковы как средство выражения мысли: существуют ли хорошие и плохие языки?

Наконец, седьмая мировая загадка – свобода воли. Ответствен ли человек за свои действия? Если все его поступки являются результатом физиологических процессов или он принуждается к ним некоей внешней силой, то можно ли говорить, например, о преступлении? Если же, напротив, только дух, воля, существующие сами по себе, определяют наши действия, то зачем человеку нужно общество подобных ему? Уж не для того ли, чтобы эту волю проявлять? Человек свободен в своих действиях или принужден поступать определенным образом, потому что подчинен природе вещей и давлению среды, общественной нормы, которое осуществляется через слово?

Если решать эти мировые загадки , – а человечество с древнейших времен занималось ими, – то, какой бы вопрос оно перед собой не поставило, обязательно придет именно к шестой загадке . Занимаемся ли мы физикой, космологией, историей, философией, моралью, биологией, философией, но рано или поздно вынуждены спросить себя, в каком отношении к окружающей действительности мы находимся и в состоянии ли мы хотя бы в принципе познать действительную сущность вещей. Способны ли мы выразить это знание так, чтобы оно стало достоянием других? Не обманывает ли нас в познании и в поступках наш язык? Не опосредует ли слово все без исключения связи и отношения в обществе людей и все без исключения связи нашего внутреннего человека с внешним миром: не является ли язык, а не какие-нибудь "экономические отношения", действительным "базисом" общества?

Появление " Мировых загадок " в последний год XIX столетия было не случайным – автор подводил итог развития научной культуры истекавшего столетия и в известном смысле предсказывал состояние науки наступавшего XX века. Э.Геккель, как и большинство "образованных" людей того времени, видел путь решения мировых загадок в использовании эволюционной теории – этого первого тоталитарного мифа XIX века, на основе которого сложились все тоталитарные идеологии века XX. Основные ее положения сводятся к следующему:
1. Все в мире изменяется закономерно. Изменения являются конечным результатом взаимодействия физических тел.
2. При сходных условиях в природе наблюдаются сходные изменения.
3. Изменения постепенны, при этом сложное взаимодействие вещей происходит по взаимно независимым законам, которые, однако, совокупным действием могут приводить к сложным процессам (например, одновременное действие на ландшафт выветривания и смены температуры).
4. В процессе развития возникают формы тел или организмов, наиболее приспособленные к условиям окружающей среды, которая, изменяясь в свою очередь, воздействует на них как на имеющийся материал, создавая из него новые формы. Поэтому процесс эволюции бесконечен.
5. Мироздание едино, все в нем без исключения – и неживая природа, и животный мир, и общество – развивается, или эволюционирует, на основе одинаковых или сходных законов.
 
Итак, шестая мировая загадка из числа трех, провозглашенных эволюционизмом XIX века, – "разумное мышление и тесно связанное с ним происхождение речи". Посмотрим, как решал ее Эрнст Геккель. В главе седьмой " Мировых загадок " он рассуждает о мышлении, языке и их происхождении следующим образом.
1. Приписывать разум только человеку, отрицая его наличие у высших животных, – "тривиальное заблуждение". Высшие животные обладают разумом. Вместе с тем в ряду животных, а также и в ряду человека может быть прослежена длинная лестница постепенного его развития. Органом мышления человека и животных в одинаковой степени является кора головного мозга, а "высокоразвитые формы душевной деятельности" в такой же мере "подчиняются законам наследственности и приспособления, как и их органы".
2. "Высшая ступень развития понятий, рассудка и разума, ставящая человека так высоко над животными, – указывает далее Геккель, – тесно связана с развитием у него речи". Речь человека, по мысли Геккеля, является продуктом развития коммуникаций животных. И здесь обнаруживается "длинная лестница развития" от низших ступеней вплоть до высших стадий. Язык "представляет общее преимущество всех общественных животных, всех членистоногих и позвоночных, живущих обществами или стаями...". "Но только у человека, – продолжает Э.Геккель, – развился членораздельный язык понятий, который сделал его разум способным к столь изумительным проявлениям".
То, что Геккель пишет о языках животных, может быть, и верно. Действительно, человекообразные, дельфины, многие виды птиц используют системы сигналов, позволяющие им осуществлять совместные действия. Здесь, однако, остаются неясными некоторые обстоятельства. Почему именно человек развил "членораздельный язык понятий"? Зачем человеку, а не дельфину или, например, шимпанзе, понадобились эти "изумительные проявления"? И как обстоит дело со ступенями этой "лестницы" – они существуют в действительности или только в воображении?
3. "Сравнительная филология, одна из интереснейших из возникших в XIX столетии наук, учит нас, как многочисленные высокоразвитые языки различных народов медленно и постепенно развивались из небольшого числа простых наречий". Далее Э.Геккель перечисляет имена лингвистов – В.Гумбольдта, Ф.Боппа, А.Шлейхера, Г.Штейнталя. В особенности А.Шлейхер "показал, что историческое развитие языков совершается по тем же филогенетическим законам, что и развитие других физиологических функций и соответствующих им органов".

Когда мы пытаемся решить шестую мировую загадку – понять природу мышления и языка, то, очевидно, мы вынуждены учитывать особенности проблемы.
Мышления никто не видал, даже нейрофизиологи, которые наблюдают деятельность мозга, но не мышление. Ни один лингвист не наблюдал язык. Наблюдать язык и речь как таковые невозможно – это абстрактные понятия. Непосредственно наблюдаются только высказывания. Но язык и мышление необходимо должны существовать, как необходимо должны существовать, например, число "3" или равнобедренный треугольник. Где же они существуют? Там же, где число "3" и все остальные числа и фигуры.

Поэтому следует расчленить проблему. Мы выделяем в общей проблеме развития языка то, что свойственно ему как системе средств выражения (фонетика, грамматика, словарный состав), и то, что свойственно языку как исторически сложившейся совокупности произведений речи, то есть культуре языка.
Это сделать необходимо, чтобы понять важный принцип: мышление вообще относится к языку вообще лишь в меру единства человеческого рода, наиболее универсальных потребностей в знаке для формирования и выражения мысли. Конкретное – научное, философское, художественное и иное мышление мы имеем право связать не с языком как системой знаков, а с устройством произведений речи научного, философского или художественного содержания; наконец, индивидуальное мышление человека мы можем соотносить с индивидуальными особенностями его выражения в языке – со стилем.
Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. Для человека она важна своей нравственной и профессиональной стороной: нужно понять, как наша деятельность включена в общество. Для общества проблема языка и мышления значима потому, что слово является всеобщей связью, самым универсальным инструментом познания, управления и организации: общество невозможно без языка как средства такой всеобщей связи.
Язык существует исторически, эволюционируя и развиваясь. Общество в состоянии влиять на него, создавать новые виды речевых коммуникаций и новые информационные технологии, которые обеспечивают его культурное и экономическое развитие. Путь решения шестой мировой загадки лежит в истории культуры языка. Это решение предполагает не только научное знание о языке, но и умение сознательно на него воздействовать.