Оглядываясь назад

Аркадий Левиев
       

       Я не политик ни с какого боку. Но как-то зашел разговор про октябрь 17года, о Ленине, и я вспомнил про Выборг. Потому что Ленин в 17-м только и делал, что ездил по маршруту Финляндия- Петроград и обратно. Граница была условная, проходила по реке-Сестре, недалеко от того места, где Ленин жил в шалаше. Катайся туда-сюда сколько хочешь. Побывал Ленин и в Выборге и отметился в одном из домиков на бывшей окраине, где, конечно же, соорудили музей Владимира Ильича.
       
Так вот Выборг, это столица Карелии. Город,- второй по величине после Хельсинки. Теперь, - почему я решил об этом написать. Потому что считаю этот город своим родным.
       
       Парадоксы. Я не финн и не карел и родился не в Выборге, а в Москве. Отец петербургский еврей, мать русская, из рязанской деревни. В Москве они учились и познакомились. Жилья у них своего не было. После финской «кампании» границу отодвинули от Ленинграда, заодно прихватили Карелию и отца послали на работу в Выборг в 1940г. Потом другая война, страшная. Эвакуация. Город опять перешел к финнам.
       
       В 1944г. Выборг был вторично «занят» или «освобожден» советскими войсками. Город был разрушен бомбежками. Советская Армия наступала стремительно по отработанной схеме. Сначала авиация бомбила вокзалы, почту, телеграф, потом войска занимали город. Но вот когда летчик бросил бомбу на здание почты, ему, видимо, отказал глазомер и вместо почты бомба попала в кафедральный собор, который стоял напротив и сбила его красивую высоченную верхушку. А здание главпочты, построенное в 1930г. стоит и функционирует, именно как почта, до сих пор.
       
       Картина искореженной церкви в центре города долго не давала покоя местным властям. Решили собор разобрать. Но не тут то было. Кирпичные швы оказались крепче самих кирпичей. Стали подрывать небольшими зарядами. Эффекта не было. Заложили заряды помощнее. Эффект появился, но в соседних зданиях повылетали стекла. Так и свалили, по кускам, памятник архитектуры. Но гранитный цоколь и фундамент одолеть не удалось. Засыпали песком и разровняли. Получилась площадка на возвышении в городском парке.
       Впоследствии, бывшие жители города, финны, попросили разрешения положить на этом месте плиту с надписью «в память о погибших во всех войнах».
       
       В Выборге я пошел в первый класс и закончил десятилетку. После этого я уехал в Ленинград, начались « мои университеты» и дальнейшая жизнь. И не было ни одного случая, чтобы я не посетил Выборг хотя бы раз в году. Пока я учился, работал и был молод, я приезжал на каникулы, приезжал повидаться с друзьями, с матерью. Но теперь друзья поразъехались, а кто ушел в мир иной.
       Мама тоже умерла. Вроде бы некого навещать. Живу в Эстонии. И нет смысла ехать. Тем более, что настроили границ. Дорога не дешевая. И лет мне уже много. И все равно. Я как бы живу от поездки до поездки.
       Я приезжаю в мой родной город и часами брожу по набережным, по парку, по старинным улочкам. Останавливаюсь, гляжу на залив, на старую крепость, вспоминаю детство, душе тепло, бальзам по телу. И если в прежние года во время каждой такой прогулки я обязательно встречал кого-нибудь из старых знакомых, то теперь этого почти не бывает. Я настойчиво вглядываюсь в лица, надеюсь кого-то узнать, иногда кажется, что лицо знакомое. И человек как будто бы смотрит на меня с интересом, но нерешительность не позволяет подойти и спросить: «Не были ли мы знакомы с вами?»

       Эти лирические отступления можно было бы дополнить описаниями красот города, которые, как магнит тянут меня к себе.
       Но не в этом дело. Я уверен, что в любом городе есть красивые места.
       Но вот Выборг, чужой, не русский город, на чужой земле, стал мне родным, стал моей родиной, малой Родиной. Хотя историки в этом месте набросятся на меня и с пеной у рта начнут доказывать, что Выборг - русский город.

       Да, было дело, Петр 1-й держал всю зиму 1716 г. осаду городской крепости и отбил город у шведов. Построил казармы и артукрепления. И все. Россия во все времена готовилась к войне. Строить город было не с руки. Сплошной гранит. На граните и из гранита хорошо умели строить финны. Они и построили город-порт, улицы, дома, банки, рынок, почту, вокзал, театры, кинотеатры. Все, что нужно городу. Хлебопекарни, мясокомбинат, кондитерскую фабрику и даже пивоваренный завод. Все коммуникации и газгольдер, который снабжал газом весь город. Причем, трубы по которым шел газ в дома и квартиры, были медные. В нашем большом пятиэтажном доме, где мы жили, было всего 33 квартиры и все они открывались одним простым ключом. Финны не знали, что такое квартирный вор. Квартиры были разные. От двухкомнатных, до семикомнатных, и каждая имела два выхода. Черный,- во двор, и белый,- на улицу. Они, финны, кстати, неплохо поработали и в Петербурге. Гранитные набережные, гранитные цоколи, постаменты для памятников. Не зря Петербург называли восточно-финляндской Америкой.
       Когда мама была жива, мы с ней часто спорили. Я пытался ей доказать, что Карелия чудесный край. Край озер, островов, красивых бухт и заливов. Русские вельможи уже в 18-м веке строили здесь свои летние резиденции и говорили, что это северная Швейцария. Мама же считала, что нет ничего в мире красивее высоких песчаных откосов на излучинах Оки и ее бескрайних заливных лугов. А ведь она в Выборге прожила гораздо больше меня, почти шестьдесят лет. Но детство ее прошло на Оке.
Ей не нравился, почему-то, гранит. Ей казалось, что от него идет радиация, что она страдает от этого. Хотя неделю не дожила до 90-летия.

       В заключение чуть коснусь политики. В финской прессе время от времени поднимают вопрос о возвращении Карелии. Но сами финны не хотят даже затрагивать эту тему. Они как посмотрят, что русские натворили с экологией, чего настроили, у них сразу опускаются руки. Ведь сколько лет потребуется, чтобы восстановить архитектуру, очистить леса, реки и озера. На сколько лет придется затянуть пояса всему народу. При этом, первым непременным условием такой «сделки», конечно же, финны ставят необходимость уйти русским из Карелии. Вероятность такого развития событий приближается к нулю. Но я готов, несмотря на то, что Выборг навсегда, при любых обстоятельствах останется для меня родным городом, пожертвовать этим ради восстановления исторической справедливости.