Христианский взгляд на мироздание Бога и человека

Юрген Хольтман
Если мне придётся выбирать между Истиной и Христом, я, не колеблясь, выберу Христа
Ф.М. Достоевский



Сотворение мира и Грехопадение

Зачем и почему Всевышний сотворил нас и наш мир

Согласно христианскому вероучению, наш мир (наша Вселенная), включая живую и неживую природу, был создан Всемогущим Богом (точнее, божественным Словом - Логосом). Пытливому (иногда даже чрезмерно) человеческому уму (особенно приученному к необходимости целеполагания предпринимателю или руководителю), естественно, хотелось бы получить ответ на весьма фундаментальный вопрос о том, собственно, зачем (или, хотя бы, почему), Всемогущий и Всеблагой Бог соблаговолил создать столь несовершенный мир (и столь несовершенных людей). Тем более, что ответ на этот вопрос является весьма важным (пожалуй, даже, краеугольным) камнем в фундаменте христианского подхода к управлению бизнесом.

Прямого ответа на этот вопрос христианское вероучение не даёт (считая, что ответ на этот вопрос находится за пределами человеческого разума, понимания и человеческих возможностей), хотя подчёркивает, что наш мир был создан Всемогущим Богом из великой любви и с великой любовью, причём люди были изначально созданы по образу и подобию Божьему.

Из последнего можно заключить, что мы унаследовали от Всевышнего некоторые фундаментальные качества, исследуя (или даже просто фиксируя) которые, можно получить достаточно чёткий и осмысленный ответ на вопрос, почему и зачем Бог соблаговолил создать этот мир, включая и человечество (то есть, всех нас).

Пожалуй, наиболее фундаментальными положительными человеческими качествами, унаследованными нами от Бога - нашего Всемогущего Отца (а больше их унаследовать было и не от кого), являются всё же желание любить и быть любимым (или любимой), стремление к созидательному труду и творчеству (созданию материальных и нематериальных объектов, имеющих ценность либо для себя, либо для других людей – от отдельных индивидуумов до человечества в целом – либо для окружающей среды или её части), а также постоянное стремление к совершенству (постоянное в силу априорной недостижимости этого совершенства).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что Всевышний создал наш мир, во-первых, в силу имманентного (изначально присущего) Ему стремления к созидательному труду и к творчеству (ибо для Него жить – значит созидать), и во-вторых, чтобы было кого любить и чтобы был кто-то (а вот в этом-то как раз и заключается уникальность людей), кто мог бы любить Его «всем сердцем… и всею душою; и всем разумением…[1]», то есть всем своим существом.

При этом в силу принципиального несовершенства людей и человеческой природы (а творение всегда менее совершенно, чем Творец), стремление к совершенству, определяемому совершенным Творцом (Всевышним), является, очевидно, одним из важнейших показателей любви к Творцу; ибо мы, пожалуй, наилучшим образом выражаем свою любовь к Нему, когда стремимся быть такими, как Он (или, хотя бы соответствовать Его критериям и выполнять установленные Им заповеди, т.е., нормы и правила поведения).

Другим важным показателем любви человека к Богу является желание постоянно находиться в Его присутствии; постоянно общаться с Ним в молитве и медитации[2]; постоянно ощущать и Божье руководство своей жизнью, и Божью любовь. Что, в общем-то, не сильно отличается от показателя любви к вполне земным родителям (в частности, ко вполне земному отцу).

При этом для Бога очень важно, чтобы Его любили свободно, а не по принуждению (поскольку только свободная от принуждения любовь имеет эмоциональную и духовную ценность). Но для того, чтобы иметь возможность действительно свободно любить Бога – своего Отца и Создателя – человек должен иметь возможность и не любить Бога, то есть иметь не просто Свободу Воли, а свободу выбора между любовью и нелюбовью по отношению к своему Создателю.

При этом вполне очевидно, что по отношению к Богу любовь проявляется в постоянном духовном совершенствовании (что, в свою очередь, предполагает активный, постоянный и результативный труд – материальный и духовный), смирении и подчинении своей жизни Божьему плану (ибо понятно, что Всемогущий, Всеведущий и Совершенный Бог способен гораздо лучше руководить жизнью несовершенного человека, чьи силы, интеллект, знания и возможности бесконечно ограничены по сравнению с Божественными).

Поскольку, по определению, не-любовь есть антитеза любви, то из данного определения автоматически следует, что не-любовь по отношению к Богу является гордыня (пожалуй наиболее тяжкий из семи смертных грехов и, следовательно, из всех возможных грехов); отказ от следования Божьему плану (т.е., следование плану, разработанному самим человеком, без учёта мнения и пожеланий Всевышнего, а зачастую – и в прямом противодействии Богу, насколько это может быть в ограниченных человеческих силах).

Поэтому очевидно, что даровав нам свободу выбора между любовью и не-любовью к Богу, всевышний пошёл на огромный риск, поскольку выбор человеком не-любви («самостийного» существования, развития и строительства своего мира) был чреват совершенно непредсказуемыми и потенциально катастрофическими последствиями (что, собственно, и произошло). Но без такого риска свободная любовь к Богу была бы невозможна и, таким образом, одна из важнейших целей сотворения Богом этого мира не была бы достигнута. Поэтому Он сознательно пошёл на этот риск, который, увы, воплотился в реальность, в которой и мы, и Он в настоящее время находимся.

 
Свобода воли и «технические» аспекты события грехопадения

Научное мировоззрение, воспитанное в нас современным обществом и свойственные человеку любопытство и пытливость побуждают нас на поиски максимально точного и подробного («технического») описания процесса грехопадения. И в самом деле, было бы очень интересно и важно понять, почему первые люди (от которых мы все произошли и чей «первородный грех» оказывает на нас столь тяжкое влияние) сделали выбор, прямо противоположный тому, который ожидал от них Бог – их Отец и Создатель и как был сделан этот выбор (хотя бы для того, чтобы – даже в малом – не повторять столь чудовищной по своим последствиям ошибки).

Тем не менее, вполне возможно, что нам так никогда и не удастся получить «научный» (рациональный) ответ на эти вопросы, поскольку этот ответ может просто находиться за пределами возможностей человеческого разума и понимания. Ведь мы же не можем представить себе ни бесконечности Бога, ни бесконечности Вселенной, ни бесконечности жизни нашей души, ни того, что Бог существовал всегда (то есть у него не было «момента рождения»).

Некоторые вещи приходится просто принимать на веру, как научные аксиомы (что, кстати, совершенно не противоречит сугубо светскому естественнонаучному подходу). Поэтому для дальнейшего изложения можно просто принять (в соответствии с христианским вероучением), что Бог дал людям Свободу Воли, свободу выбора между любовью и не-любовью к Богу; между грехом и благочестием, между праведной и грешной жизнью, между смирением и гордыней. И люди сделали неправильный выбор, после чего и вследствие чего в изначально совершенный мир, созданный Всеблагим и Вселюбящим Богом, вошли Зло и Смерть, Боль и Страдание.

В изначальном Божьем плане не было ни Зла, ни Боли, ни страданий, ни смерти, ни Ада, ни Шеола[3], но была возможность их появления (в силу данной человеку Свободы Воли). И, к сожалению, люди распорядились этой Свободой Воли не лучшим образом, поэтому эта возможность воплотилась в весьма неприятную и опасную реальность. А «технические механизмы» формирования этой реальности гораздо менее важны, чем её суть и фундаментальные причины и последствия её появления (для изложения которых и служит соответствующий библейский рассказ, написанный в форме, доступной для ограниченного и несовершенного человеческого понимания).

Тем не менее, существует ряд космогонических[4] моделей, которые могут помочь получить более чёткое представление о конкретном механизме грехопадения человека, а также об основных причинах и последствиях этого печального события.

Ни одна из этих моделей не одобрена христианской Церковью; по крайней мере, ни одной из основных христианских деноминаций[5], но, на наш взгляд, нам удалось выбрать модель, которая позволит лучше объяснить произошедшее, и, тем самым, поможет снятию барьеров и устранению стереотипов, мешающих внедрению христианского подхода к управлению бизнесом. Что полностью соответствует духу (хотя и не строгой букве) христианского вероучения.

В соответствии с этой моделью Всевышний творил наш мир постепенно, слой за слоем (кстати, подобная трактовка сотворения мира вполне соответствует христианскому вероучению; в частности, именно такой трактовки придерживается уже упомянутый нами св. Хосемария Эскрива, которого при всём желании трудно отнести к заблуждающимся, а тем более, к еретикам).

Сначала был создан первый, полностью неодушевлённый слой, обладавший лишь сугубо материальным, физическим «телом» - магма, камни, минералы (мнение некоторых философов и оккультистов о том, что объекты неживой природы обладают некоей «душой» вполне обоснованно отвергается христианской Церковью).

Затем настало время создания второго слоя – растительного, который одновременно стал и первым слоем живой природы. В дополнение к чисто материальному, физическому, «плотному» телу, у растений появились и зачатки тела нематериального, «тонкого», т.е., некоей «растительной души» (такого мнения, в частности, придерживался католический святой Франциск Ассизский – один из наиболее почитаемых католических святых и основатель успешно функционирующего на благо христианской Церкви ордена францисканцев, имеющего, кстати, представительство и в России).

После этого Бог создал третий слой (и, соответственно, второй слой живой природы) – животный мир, обладавший уже вполне очевидным и куда более развитым нематериальным («тонким») телом, т.е. «животной душой», существование которой не оспаривают ни представители Церкви, ни научного сообщества (вне зависимости от своего отношения к христианству и религии вообще).

При этом важно, что душа и растений, и животных была смертной; и те и другие «приходили из ниоткуда и уходили в никуда»; «формировались из праха и в прах возвращались»; при этом и материальное, и тонкие тела растений и животных после физической смерти их обладателя распадались и бесследно исчезали. Смысл существования и животных, и растений состоял лишь в продолжении рода – и только (дабы животный и растительный мир не оскудевали, но, напротив, развивались и множились).

А вот с четвёртым слоем мироздания (и, соответственно, с третьим слоем живой природы) – миром людей - дело обстояло совершенно иначе. Люди были созданы «по образу и подобию Божьему», т.е., духовно бессмертными (в силу бессмертия самого Бога). Поэтому, хотим мы того или нет, но наши души бессмертны (т.е., фактически бессмертны мы сами, поскольку даже в современном глубоко материалистическом мире человек всё-таки отождествляет себя именно со своей нематериальной душой, а не со своим физическим телом) и именно исходя из этой реальности (для одних – приятной, для других – не очень) нам необходимо строить нашу жизнь и наше духовное развитие.

Кроме того, библейское утверждение о том, что мы изначально были созданы «по образу и подобию Божьему» (т.е., по образу и подобию чисто духовного, нематериального, «тонкого» Существа) наводит на вполне обоснованное предположение о том, что люди сначала были сотворены как чисто духовные сущности, обладавшие лишь духовными, «тонкими», нематериальными телами и лишь затем должны были построить из некоего «подобающего» материала себе физические, «плотные», материальные тела, чтобы быть полноправными гражданами и «плотного», и «тонкого» мира, чтобы «ноги человека прочно стояли на земле, а голова была выше облаков».

К сожалению, по неизвестным (возможно, принципиально неизвестным) для нас причинам, первые люди выбрали другой (т.е., отличный от установленного Богом) путь построения физических тел (книга Бытия содержит некоторые основания для такого вывода). Разумеется, выбрав этот «самостийный» путь, люди автоматически отвергли путь, установленный Богом, что и стало актом неповиновения, гордыни, богоборчества, проявлением не-любви к Богу.

Что, в свою очередь и стало актом грехопадения, совершения первородного греха, за который мы до сих пор расплачиваемся – болью и страданиями. Возможно, это грехопадение было просто «детской шалостью» (т.е., первые люди просто «не ведали, что творили»); возможно, у грехопадения были какие-то другие причины или совокупность причин, но факт остаётся фактом – грехопадение произошло и совершившие первородный грех люди настолько испортили созданный Богом совершенный и идеальный мир, что он стал совершенно непохож на то Царство, которое предусматривалось Божьим планом.

Как ленивые, но бесшабашные дети, люди не пожелали долго и нудно строить для себя плотные тела из «официально утверждённого» Богом материала (природа которого нам неизвестна и, возможно, так никогда и не будет известна). Вместо этого они «высмотрели» на Земле довольно умственно и физически развитое животное (таковым оказалась гигантская обезьяна) и, «приклеили» к его тонким телам свои тонкие тела.

В результате и появился пресловутый Homo Sapiens, которого в изначальном Божьем плане, разумеется, не было и который по всем показателям оказался бесконечно примитивнее и ущербнее того Человека, который должен был родиться на свет, сделай люди в своё время правильный выбор. Поэтому, увы и ах, Чарльз Дарвин действительно был в чём-то прав. Человек действительно в известном смысле произошёл от обезьяны (хотя и совсем не в том смысле, в котором понимают это изречение неверующие биологи и обыватели).

 
Ключевые последствия грехопадения и «первородного греха»

Во-первых, физическое тело Homo Sapiens, будучи унаследованным от животного – представителя смертного слоя, оказалось физически смертным, в отличие от бессмертного физического тела («духовного тела[6]», по терминологии Апостола Павла), которое люди получили бы, если бы проявили смирение, терпение и послушание, а не гордыню и своеволие. Поэтому нельзя не согласиться с утверждением о том, что именно через грехопадение и первородный грех в мир вошла физическая смерть (этот постулат является одной из фундаментальных основ христианского вероучения). Таким образом, пресловутое вкушение запретного плода хоть и не убило первых людей (поскольку они были бессмертными), но сделало их физические тела смертными[7].

Сочетание бренности физического тела и бессмертия человеческой души сформировало довольно малоприятную картину жизненного Пути человека. Но прежде, чем приступить к рассмотрению этой картины, необходимо раз и навсегда определить отношение к теории реинкарнации («метемпсихоза» или «переселения душ»).

Сразу отметим, что христианское вероучение решительно отвергает теорию «переселения душ», на что есть недвусмысленное указание в Новом Завете (точнее, в Послании святого Апостола Павла к Евреям: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение.»[8].

Да и в учении о воскрешении тела (см. ниже) неоднократно указывается на взаимно однозначное соответствие между душой человека и его физическим телом, которое дается человеку всего один раз и в котором (точнее, в которое) он или она воскреснет после Страшного Суда (Судного Дня); правда, в процессе воскрешения смертное физическое тело будет преобразовано в бессмертное («духовное», по определению Святого Апостола Павла).

Кроме того, решительное осуждение тех, кто “предпочитает глупую внешних философов так называемую мудрость и принимает перевоплощение человеческих душ”, состоялось в 1082 г. на Церковном Соборе против учения Иоанна Итала[9].

Поэтому, согласно христианскому вероучению, каждый из нас живёт свою жизнь на этой Земле всего один раз и поэтому каждому из нас даётся лишь один шанс прожить свою жизнь достойно и праведно, достигнуть святости и, тем самым, спасти свою душу от весьма длительного и столь же малоприятного пребывания в Аду или, в лучшем случае, в Шеоле. При этом такой шанс даётся действительно каждому человеку, вне зависимости от места его или её рождения; его или её родителей и прочих обстоятельств, при которых человек появляется на свет.

Что, разумеется, резко повышает ответственность человека перед собой и Всевышним за праведность своей жизни, своих убеждений, суждений, решений и поступков (поскольку после физической смерти – т.е. окончания единственной жизни на этой Земле в физическом теле другого шанса уже не будет). Согласно христианскому вероучению, человеческая душа творится единожды[10], в момент зачатия нового человеческого существа в утробе матери (вот почему с точки зрения христианского вероучения совершение аборта вполне обоснованно является таким же убийством, как и убийство и уже родившегося ребёнка, и взрослого человека). О том, почему уже в момент зачатия душа становится грешной (т.е., поражённой последствиями первородного греха, мы расскажем несколько ниже).

Христианская церковь учит, что завершившая свой земной Путь человеческая душа, в зависимости от степени праведности земной жизни (которая определяется на частном посмертном суде, на неизбежность которого указывает святой Апостол Павел в вышеприведённом отрывке из Послания к Евреям), попадает либо в Царствие Небесное (в «рай», по общепринятой светской терминологии), либо в Ад, либо в Шеол (последнее, впрочем, случается достаточно редко). Но, прежде чем попытаться понять, каковы именно критерии «вынесения приговора» на частном суде, необходимо понять причины возникновения таких малоприятных мест, как Ад и Шеол (которых, как и других проявлений Зла, и близко не было в изначальном Божьем плане для мироздания и человека).

Если быть совсем краткими, причиной возникновения Зла стало грехопадение человека, «первородный грех», а точнее – «отравление» человеческой души («тонкого тела») животными инстинктами в результате «самостийной» (т.е., не санкционированной Всевышним) инкарнации в плотные животные тела (вместо строительства собственных бессмертных плотных тел в соответствии с Божьим планом). Таким образом, в каждом из нас живут (и конфликтуют, да ещё как!) Божественная (духовная) Сущность и животные («плотские») инстинкты.

При этом важно отметить, что в животном мире эти инстинкты не были Злом, поскольку являлись элементами, необходимыми для функционирования животного мира в соответствии с Божьим планом. Злом эти инстинкты стали лишь в результате их проникновения в совершенно чуждый им мир – человеческие души, тонкие тела Homo Sapiens. Поэтому ещё раз считаем нужным подчеркнуть, что появление Зла на Земле – результат исключительно человеческой (а не Божьей) деятельности и творение рук (и душ) человеческих, но никак не Божьих (в этом и состоит основа и суть теодицеи – «оправдания Бога» с точки зрения человеческой морали, ценностей и логики).

Таким образом, в каждом человеке появились две составляющие – Добро и Зло (к тому же, увы, настолько сильно переплетенные, что не всегда можно с уверенностью сказать, где заканчивается одна и начинается другая). Более того, каждое действие человека теперь содержало обе этих компоненты (иными словами, каждое слово и поступок человека несли в себе – прямо или косвенно – и Добро, и Зло, причем как для самого себя, так и для окружающих его или ее людей).

К сожалению, одной проблемой возникновения индивидуального Зла, проникшего действительно в каждую человеческую душу (именно поэтому христианское вероучение вполне обоснованно заявляет о греховности всех и каждого, без малейшего исключения[11]) дело не ограничилось. Человеческое грехопадение – тягчайшее преступление перед Богом и человечностью (что в данном контексте равнозначно Божественной сущности человека) имело тяжелые последствия и для всего человечества в целом, и для отдельных коллективов (человеческих объединений).

Первой из этих последствий стало возникновение так называемых эгрегоров – «коллективных душ» - семейных кланов, родов, племен, городов, стран, государств, политических, экономических, общественных, социальных структур. При этом, разумеется, крупнейшим эгрегором стало все человечество в целом.

Разумеется, эти эгрегоры, как и «индивидуальное зло», имели животное происхождение, поскольку животные жили стаями, причем эти стаи уже обладали зачатками «коллективной души» (поскольку животные имели пусть и примитивные по сравнению с человеческими, но всё же души, с помощью которых члены стаи могли взаимодействовать между собой через «тонкий мир»).

Соединение коллективных душ животных с духовным богатством людей породило великое множество и разнообразие эгрегоров, что еще более ослабило взаимодействие человека со Всевышним (ибо теперь значительная часть человеческой энергии, времени и сил уходило на выстраивание «правильных» отношений с эгрегорами, в «зоне влияния» которых находился человек).

При этом эгрегоры очень быстро набрали такую силу, что приобрели возможность манипулирования массами людей, блокируя Свободу Воли отдельного индивидуума. Поэтому у Всевышнего появился опасный конкурент в борьбе за Свободу Воли человека – человеческие эгрегоры.

Появление эгрегоров и их тяжелое отравление животными инстинктами привело к появлению как Ада и Шеола (подробнее о которых ниже), так и к так называемых «коагулянтов» Абстрактного Зла (к счастью, в определенной степени уравновешенного «коагулянтами добра») в человеческих эгрегорах. В христианском вероучении эти коагулянты именуются бесами, демонами, чертями, падшими ангелами, и прочими названиями, описывающими различные формы бестелесной нечисти.

При этом, согласно христианскому вероучению, эти враждебные сущности («враги рода человеческого»), организованы в демоническую иерархию (аналогично тому, как в определённую иерархию организованы и «добрые ангелы» - слуги Господни, бестелесные сущности, не имеющие Свободы Воли и служащие инструментами Его Воли), а также имеют определённую Свободу Воли (при этом максимальную Свободу Воли имеет их «предводитель», именуемый Дьяволом, Сатаной, Мефистофелем, Вельзевулом, Люцифером и другими именами).

Согласно преданию, Люцифер был единственной бестелесной сущностью иного, нечеловеческого происхождения, наделённой Свободой Воли, которой он воспользовался аналогично людям (т.е., восстав против Всевышнего – своего Отца и Создателя).

Тем не менее, эти враждебные сущности скорее подобны не людям, а роботам, которые выполняют вполне определённую разрушительную «работу» и поэтому вполне предсказуемы (что облегчает борьбу с ними); нужно просто знать и понимать, с кем имеешь дело и кто тебе противостоит. Хотя этими сущностями в разной степени населён весь тонкий мир, наибольшая их концентрация присутствует, естественно, в так называемом Аду – месте весьма болезненном и страшном.

К сожалению, в результате грехопадения люди (точнее, отдельные не лучшие представители человечества) получили в свои руки «инструменты дистанционного управления» этими «роботами» (такое стало возможным благодаря тому, что эти сущности были фактически созданы именно людьми); причем управлять ими можно было как в злых целях (так называемая «чёрная магия») и во внешне «добрых» целях (так называемая «белая магия»). К сожалению, это как раз тот случай, когда фраза «благими намерениями вымощена дорога в Ад», является как нельзя более соответствующей действительности.

Поскольку ограниченный человеческий разум и не менее ограниченные чувства и интуиция совершенно не в состоянии даже приблизительно оценить даже краткосрочные и локальные (не говоря уже о долгосрочных и глобальных) последствия применения этих «пультов дистанционного управления» разнообразными «бестелесными сущностями» (включая и прочие «оккультные науки», такие, как астрология, нумерология, кабалистика и т.д.), неудивительно, что согласно христианскому вероучению, такие занятия (особенно систематические) являются тягчайшим грехом, серьезно осложняющим задачу спасения человеческой души (и, следовательно, решительно осуждаются христианской Церковью).

Пожалуй, наилучшие представления об Аде можно почерпнуть из картин Франсиско Гойи (знаменитая серия «Каприччиос»), Иеронима Босха, а также чрезвычайно поучительного американского фильма «Сквозь горизонт» (“Event Horizon”). Шеол – это несколько «облегчённая» версия Ада (там не столько больно и страшно, сколько беспросветно мрачно), но всё равно приятного мало.

Чтобы лучше представить себе картины Ада, отметим, что, унаследованные и совершённые грехи вызывают, с одной стороны, внутренние боль и страдания («душевные муки», «горение изнутри»), а с другой – зрительные и слуховые кошмары, как правило, во время сна (хотя ощущения этих кошмаров – страхи, ужасы и разнообразные фобии - мучают людей и во время бодрствования).

И если человек во время своей земной жизни не уделяет достаточного внимания избавлению от этих внутренних страданий и фобий (путем стяжания Святого Духа), то после физической смерти (и попадания в Ад) эти страдания усиливаются тысячекратно (что вызывает ощущения «горения» в адовом пламени, которое в Аду представляется уже не внутренним, а внешним).

Кошмары также усиливаются тысячекратно, поэтому в аду «грешник» уже «наяву» – то есть, «духовным зрением» видит таких сущностей (созданных, разумеется, его грехами и воображением), которые человеческий мозг во время жизни в физическом теле был просто не в состоянии выразить. «Каприччиос» Гойи и сущности на картинах Иеронима Босха – это неземной красоты ангелы по сравнению с персонажами реального Ада.

 
Смысл человеческой жизни или как попасть в Царствие Небесное

Теперь о том, как в эти места попадают и как этого можно (и нужно!) избежать. Начать следует с того, в чём с точки зрения христианского вероучения состоит смысл человеческой жизни (и почему именно в этом, а не в чём-либо другом). Первым (и важнейшим!) элементом смысла жизни христианина является спасение души; причём не вообще, а вполне конкретно – от Ада и Шеола, а также от вполне земных душевных боли и страданий, которые, как правило, попаданию в эти действительно «места не столь отдалённые» непосредственно предшествуют (примеров тому более, чем достаточно). Или, что то же самое, попадание в Царствие Небесное (ибо после смерти душа попадает или туда, или в Ад, или в Шеол, больше ей просто некуда деваться). Католическое же чистилище может вполне рассматриваться как часть либо Ада, либо Шеола.

Для спасения же души необходимо стяжание (достижение) определённой «критической массы» Святого Духа (по православной традиции) или, что то же самое, спасительной Божественной Благодати (по католической и протестантской). Постараемся объяснить, почему именно достижение этой «критической массы» является необходимым условием Спасения.

Всё дело в «технических деталях» так называемого частного посмертного суда (который, строго говоря, вовсе не является судом в обыденном человеческом понимании). Иными словами, на этом «суде» нет ни подсудимого, ни адвокатов, ни судьи, ни присяжных, ни охраны, ни «здания суда», ни судебных приставов или иных служащих. Есть только Бог и человек (и грехи последнего, воздвигающие барьеры между человеком и Богом; иногда – преодолимые, иногда - нет).

Для правильного понимания «процедуры принятия решения» по судьбе человеческой души после смерти физического тела человека, необходима отойти от «юридической» концепции взаимоотношений между человеком и Всевышним и перейти к концепции «медицинской», как более соответствующей и реальности, и духу именно христианства (т.е., религии Нового, а не Ветхого Завета).

К сожалению чрезмерным «законничеством» в христианстве грешат слишком многие богословы, особенно католические и протестантские (т.е., представители «западного» христианства, впитавшего в себя наследие Западной Римской Империи, создавшей и почти «обожествившей» чисто правовую, «законническую» основу существования и отдельной человеческой личности, и человеческого общества в целом).

Согласно этой концепции (при внимательном рассмотрении, совершенно ветхозаветной, т.е., фактически, дохристианской, а не христианской), грех, совершаемый человеком, является преступлением перед Богом, за которое полагается более или менее строгое наказание (в зависимости от тяжести греха и, соответственно, вины). Менее значительные грехи прощаются и человек попадает в рай, более значительные приводят человеческую душу в Ад или в Шеол.

В этой концепции Бог играет роль сурового, но «справедливого» и беспристрастного судьи, «воздающего каждому по грехам его». При этом, в отличие от чисто ветхозаветной концепции, не предусматривающей участия адвоката в «судебном процессе», в юридической концепции христианства функции Бога разделяются: Бог-Отец по-прежнему выполняет роль судьи, а Бог-Сын (Иисус Христос) – роль адвоката (в некоторых трактовках юридической концепции греха к участию в процессе допускается даже Дьявол – в роли прокурора-обвинителя). Человеку, естественно, отводится роль подсудимого, смиренно ожидающего своей участи: оправдания («пропуска в рай») или осуждения (низвержения в Ад или в Шеол).

В «медицинской» же концепции, свойственной скорее восточному христианству (в том числе, и русской православной традиции), грех, совершаемый человеком, является не преступлением, а болезнью, которую необходимо излечить более или менее сильнодействующим (т.е. «суровым») лекарством или процедурой, в зависимости от тяжести болезни (т.е., совершённого греха).

Таким образом, в «медицинской» концепции человеку отводится роль «больного» или «пациента», а Богу – роль врача (при этом Бог-Отец и Бог-Сын становятся нераздельными и являются единой сущностью, что полностью соответствует общехристианскому вероучению, в отличие от «юридической» концепции, которая расходится с этим вероучением). А дальше всё уже зависит от степени тяжести (точнее, «запущенности») болезни.

Бог любит нас и в силу этой Божественной Любви хочет спасти и стремится спасти каждого грешника, вне зависимости от тяжести его или её грехов. К сожалению (или к счастью), для спасения души человеческой недостаточно одного Божьего желания (каким бы горячим это желание ни было) и одних только Божьих действий (каким бы могущественным существом Он ни был). Необходимо искреннее и глубокое желание человека спастись (стремление к спасению), и конкретные действия человека, направленные на спасение его или её души.

Вся проблема состоит в том, что грехи (и унаследованный человеком через его родословную от первых людей первородный грех[12], и грехи, совершённые человеком во время своей единственной жизни в физическом теле, и негативные воздействия окружающей среды – как других людей, так и человеческих эгрегоров и «коагулянтов зла»), наносят человеческой душе тяжёлые и болезненные раны.

При этом единственным действенным средством лечения душевных ран является исключительно Святой Дух (спасительная Благодать Божья). К сожалению (или к счастью) применение «светских» средств борьбы с душевными ранами и недугами («облегчения души» в разговорах с родными и близкими, психотерапии, алкоголя, наркотиков, изысканной пищи, «шоппинг-терапии», развлечений, произведений искусства, путешествий, секса, массажа, средств «традиционной» и «нетрадиционной» медицины, «целительства», «экстрасенсорики» и т.д.) столь же эффективно, как, например, лечение раковых опухолей болеутоляющими средствами. Эти средства позволяют лишь на время заглушить или в лучшем случае устранить симптомы болезни, но не саму болезнь, которая прогрессирует и, в конце концов, отправляет свою жертву в глубины Ада или Шеола.

Поэтому чем более внимательно относится человек к своей жизни, активно стараясь вести как можно более праведную и безгрешную жизнь, умело защищаясь от негативного воздействия окружающей среды и активно стяжая Святой Дух в общении с Богом, посещении Церкви, чтении духовной литературы, душеспасительных беседах со своим духовным наставником (включая, в случае необходимости, исповедь и покаяние[13] в совершённых грехах с последующим отпущением[14] грехов), а также со своими духовными братьями и сёстрами, чем менее болезненными являются его или её душевные раны и тем проще Всевышнему спасти его или её душу после физической смерти человека.

При этом важно, что максимально эффективное стяжание Святого Духа требует постоянной и прочной духовной связи между Богом и человеком; наличия между ними достаточно чистого информационно-энергетического канала. Утрата или даже чрезмерное ослабление этого канала («отпадение человека от Всевышнего») чревато лавинообразным нарастанием греха и гарантированным попаданием в Ад.

Теперь вернёмся к рассмотрению «мытарств» души после смерти физического тела. Многим знакома приобретшая невероятную популярность во всём мире (в том числе, и в России), книга Моуди «Жизнь после смерти», в которой подробно описаны многочисленные и удивительно похожие друг на друга свидетельства людей, переживших клиническую смерть (при этом, согласно этой книге впечатления эти исключительно благостные). Менее известно, что есть и другие источники, свидетельствующие о куда менее приятных впечатлениях, создающих ощущения не светлого и благостного преддверия Рая, а неприятного и даже страшного преддверия Ада (или, в лучшем случае, Шеола).

Из этих свидетельств можно сделать вывод о том, что некоторые души оказываются настолько глухи и невосприимчивы к Божественному Свету, что после смерти соответствующих физических тел попадают прямым ходом в Преисподнюю (со всеми вытекающими из этого печальными последствиями).

Но даже из тех человеческих душ, которым оказывается доступен Божественный Свет, далеко не все попадают в Царствие Небесное. Дело в том, что по мере удаления от привычного (приближения к «двери» в Иной Мир, описываемый в книге Моуди), сила и «температура» этого Света (на самом деле, Божественной Любви) усиливаются настолько, что начинают просто-таки «жечь» (и, притом, весьма болезненно) те душевные раны, которые оказались незалеченными человеком (точнее, накопленным Святым Духом) за время жизни в физическом теле.

Люди с лёгкими «ранениями души» (и даже «ранениями средней тяжести») успешно переносят этот «последний терапевтический сеанс»; успешно «проходят сквозь дверь» и попадают в Царствие Небесное в котором и обитают до всеобщего Судного Дня и воскрешения мёртвых (подробно об этих и других концепциях христианской эсхатологии[15] см. ниже), наслаждаясь весьма и весьма комфортабельными «жилищными условиями» и неограниченной Божественной Любовью, для которой теперь нет уже никаких препятствий.

Люди же со слишком «тяжелыми ранениями» (либо слишком много грешили, либо слишком мало стяжали Святого Духа, либо и то, и другое вместе взятое), испытывают такой «болевой шок» от Света и Огня Божественной Любви, что оказываются просто неспособными пройти сквозь эту «дверь» в Царствие Небесное (и, следовательно, «проваливаются» либо в Ад, либо в Шеол, где влачат весьма неприятное существование вплоть до Судного Дня). Кстати, Ад – вещь сугубо индивидуальная (у каждого грешника – свой «собственный» Ад, в соответствии с тяжестью и характером грехов), поэтому известный анекдот о том, что «в раю, конечно, жилищные условия, зато в аду - общество», не имеет никакого отношения к реальности.

 
Христианская эсхатология

Естественно, вечное существование вышеописанного довольно мрачного мира, появившегося в результате первородного греха, совершенно не устраивало Всевышнего. Бог не отступился от своих непутёвых детей, несмотря на их тяжкое преступление – и против Бога, и против самих себя – и не оставил их на произвол судьбы (точнее, их грехов и демонов) в мрачном и несовершенном мире.

Поэтому сразу же после грехопадения (а, весьма возможно, ещё до него, прогнозируя «возможные варианты» действий своих непутёвых детей), Всевышний принял твёрдое решение о том, что этот мир будет существовать лишь в течение ограниченного промежутка времени, по истечении которого этот мир будет «эволюционным» или «революционным» путём преобразован в Царствие Небесное (т.е., мир совершенный и идеальный, населённый одними святыми праведниками). Наилучшим свидетельством серьёзности этого намерения является книга Откровений Иоанна Богослова (Апокалипсис, являющийся завершающей книгой Нового Завета), а также ряд пророчеств как Нового, так и Ветхого Завета.

При этом, согласно христианскому вероучению, существование нашего мира завершится всеобщим Судным Днём (или Страшным Судом), в результате которого праведники обретут новые («духовные») и теперь уже бессмертные физические тела и будут жить в любви и счастье в Новом Иерусалиме (т.е. Царствии Небесном, которое придёт на смену нашему несовершенному и грешному миру), а грешники будут «повторно» и «окончательно» осуждены на вечные муки в «геенне огненной».

Последнее, впрочем, довольно маловероятно, поскольку весьма трудно себе представить, чтобы в идеальном мире, пронизанном Божественной Любовью и всеобщим Счастьем, осталось место для «вечного Ада» и вечной боли и страданий (тут автор Апокалипсиса, наверное, что-то неправильно понял или внёс какую-то «отсебятину» в боговдохновенный текст священной книги). Скорее можно предположить, что, наоборот, искупив свои грехи в Аду и в Шеоле, грешники получат, наконец, полное прощение и оправдание и присоединятся к праведникам в Царствии Небесном.

Это, конечно, намного лучше, чем вечные «муки и скрежет зубовный», но, поскольку неизвестны ни дата наступления Страшного Суда, ни степень «дискомфорта», ни «уровень температуры» в Аду, лучше всё-таки приложить максимум усилий, чтобы туда не попадать (т.е., чтобы всё-таки собрать «критическую массу» Святого Духа за время единственной жизни в физическому теле).

 
О «змее-искусителе» и возможной ключевой причине грехопадения

Одной из, пожалуй, наиболее интригующих загадок Библии является появление абсолютно «из ниоткуда» «змея-искусителя» - чрезвычайно отрицательного персонажа (которого в совершенном, идеальном и всеблагом мире, созданном Всемогущим и Всеблагим Богом вроде бы, быть совсем не должно).

И вдруг он появляется, да ещё и разговаривает с людьми (то есть понимает человеческий язык): «И сказал змей жене [т.е., Еве]: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?[16]»; после чего довольно быстро становится подстрекателем и «идейным вдохновителем» (и, следовательно, по крайней мере соучастником, если не организатором и главным виновником) человеческого грехопадения.

Конечно, вряд ли имеет смысл отрицать, что Книга Бытия содержит описание события грехопадения и его последствий в терминах, доступных людям того времени (а написана эта книга была три-четыре тысячи лет тому назад) и, следовательно, понимать и толковать ёё следует весьма и весьма аллегорически. Но, тем не менее, фигура змея является столь значительной и принципиально важной для понимания событий Книги Бытия и Библии в целом, что просто необходимо дать этой фигуре наиболее реалистичное и разумное объяснение и толкование.

На наш взгляд, ключом к пониманию сути зловещей фигуры змея является одно из ключевых утверждений Библии, которое состоит в том, что человек был сотворён по образу и подобию Божьему[17] (унаследовав, таким образом, ключевые качества своего Отца и Создателя). А, как известно, Бог является прежде всего Творцом, причём не просто Творцом, а Творцом нашего мира, нашей Вселенной.

Поэтому вполне разумно будет предположить, что человек унаследовал от Всевышнего и это стремление и соответствующие способности (пусть и гораздо меньшего масштаба) – создавать собственную Вселенную, свой собственный мир.

Это предположение прекрасно объясняет суть выбора, стоявшего перед свободной человеческой волей перед грехопадением: смириться, подчиниться воле Божьей, остаться частью Божьего мира и жить в тесном общении, гармонии и взаимной любви с Богом, следуя Его правилам, принципам и ценностям или возгордиться, отвергнуть волю Божью, «отделиться» от Бога, создать свой собственный мир, установить свои собственные правила (что есть Добро, а что – Зло, что хорошо, а что - плохо[18]) и управлять своим собственным миром в соответствии с собственными («рукотворными» или «человеческими», а не Божьими) правилами.

Согласно церковному преданию, человек был не первым существом, получившим способность сделать такой выбор. Ещё до первого человека Всевышний создал единственного ангела (принципиально бестелесную сущность, не имевшую возможности воплощения в плотное тело и, следовательно, способную существовать лишь в тонком мире – пятом слое), наделённого Свободой Воли (и, следовательно, способностями формировать собственную Вселенную, только лишь в тонком мире).

Вполне естественно, что этот ангел (в христианской традиции именуемый Люцифером и, что несколько менее корректно, Дьяволом или Сатаной) получил верховенство над другими ангелами, Свободой Воли не обладавшими. И также вполне естественно (в этом Люцифер оказался вполне «человекоподобным»), что своей Свободой Воли этот ангел распорядился точно так же, как и люди.

То есть отверг Бога, возгордился и приступил (при этом говорят, что весьма энергично и успешно) к строительству своего собственного «тонкого мира» (максимально независимого от мира Божьего, насколько такая независимость вообще возможно) и руководству эти миром в соответствии с установленными им (а не Богом) правилам, ценностям и принципам.

Иными словами, совершил собственное грехопадение (за что совершенно справедливо стал называться «падшим ангелом»). Да ещё увлек за собой чуть ли не треть сотворённого Богом «ангельского воинства» (скорее всего тех ангелов, которые до грехопадения были вверены ему Богом в непосредственное подчинение и управление). Которые, естественно, поселились в созданном Люцифером мире и стали его верными слугами и помощниками (точнее, скорее «роботами», поскольку ни один из этих ангелов Свободой Воли не обладал).

Кстати, в христианской традиции этот созданный Люцифером «самостийный» мир отождествляется с Адом («преисподней» или «геенной огненной»), что наводит на размышления о том, что грехопадение (что человеческое, что «ангельское») явилось не «невинной детской шалостью», а чрезвычайно тяжким преступлением, имевшим крайне тяжкие последствия.

Есть очень хороший и поучительный художественный фильм (кстати, признанный британской киноакадемией лучшим фильмом в мире за последние 25 лет), в котором идея грехопадения имеет весьма оригинальное, поучительное и впечатляющее толкование. Речь идёт о знаменитом фильме не менее знаменитого кинорежиссёра Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис Сегодня[19]» (“Apocalypse Now”).

Формально этот фильм – об одном из эпизодов войны США во Вьетнаме 1964-73 годов, участником которой был и режиссёр фильма, хотя в основе фильма лежит малоизвестный роман довольно известного писателя Джозефа Конрада «Сердца Тьмы» (“Hearts of Darkness”).

Фактически – о том, как сильный, умный, талантливый и смелый человек (полковник американского спецназа – «чёрных беретов» - Уолтер Куртц), разочаровавшись в «нашем мире», уходит в джунгли Камбоджи и там создаёт собственный мир, рассчитывая, что у него «получится лучше». Увы, не получилось… Мир, созданный Куртцем, оказался не просто много хуже, чем мир, который он покинул – его мир оказался настоящим «зелёным Адом». Преисподней на Земле…

Вот так и Люцифер… Ему (как, наверное, и людям после него), созданный Богом мир показался несовершенным; он решил, что сможет создать мир, лучший, чем тот, который создал Всеблагой Бог, что у него (у Люцифера) «получится лучше». А получился – Ад…

Вот так и первые люди. Они, очевидно, решили, что смогут «значительно улучшить» мир, созданный Богом, если попытаются перестроить этот мир (точнее, доступную им часть) по своим «лекалам», а не по Божьим; в соответствии со своими правилами, а не с Божьими. Не получилось… Созданный людьми в результате грехопадения мир оказался, конечно, не Адом (точнее, не вполне Адом), но настолько несовершенным по сравнению с миром Божьим, что с точки зрения Бога вполне мог сойти за Ад (или «почти Ад»).

Поэтому в отношении человеческого (как, впрочем, и люциферианского) грехопадения вполне применимы бессмертные слова Уинстона Черчилля: «Это гораздо хуже, чем преступление – это ошибка». И, пожалуй, не менее бессмертные слова Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели, как лучше – а получилось – как всегда» (то есть, гораздо хуже, чем у Всевышнего).

Но это всё совсем не смешно, а весьма грустно и опасно, поскольку в силу очевидного и принципиального сходства (и даже «родства») грехопадения человека и «падшего ангела» Люцифера между миром людей (точнее, отдельными людьми) и миром Люцифера (т.е., Адом) установились опасные энергетические взаимосвязи (оккультисты назвали бы их «кармическими», т.е., «греховными» нитями). Католическая традиция не зря называет Люцифера «покровитель мятежных душ» (и далеко не в положительном смысле).

Таким образом, каждый из нас (кто в большей, кто в меньшей степени), опутан невидимыми, но очень прочными нитями, которые незаметно, но настойчиво «тащат» человеческую душу через последовательность более или менее значительных грехов в весьма нежелательном направлении – в Ад.

И если не принять решительные и своевременные меры, чтобы «разорвать» эти нити (а в этом нам может помочь только Господь Бог, Иисус Христос, христианство и Святая Христианская Церковь, содействуя нам в стяжании «критической массы» спасительной Божественной Благодати – Святого Духа), то мы очень сильно рискуем после физической смерти оказаться именно там (а этого очень хотелось бы избежать).

 
Устранение ключевых барьеров и стереотипов в отношении Бога и христианства

Как уже отмечалось выше, внедрению христианского подхода к управлению бизнесом (а также спасения души и праведной жизни вообще) препятствует целый ряд барьеров и стереотипов, которые должны быть устранены, если христианин действительно искренне стремится к святости и спасению души. Этим мы и займёмся в данном разделе книги.

В предыдущих разделах книги мы уже устранили два важнейших барьера, показав, что (1) творцом Зла в этом мире является вовсе не Всеблагой и Всемогущий Бог, а люди, сделавшие неверный и трагический выбор, в результате которого возникло это самое Зло; и (2), что Бог принял окончательное и бесповоротное решение ликвидировать Зло в этом мире и в определённый момент времени преобразовать созданный людьми грешный, несовершенный и погружённый во Зло мир в совершенное и идеальное Царствие Божие (детали этого преобразования мы подробнее рассмотрим ниже, в разделе, посвященном Воплощению Иисуса Христа и Новому Завету).

Таким образом, строго говоря, у нашего несовершенного, грешного и переполненного мира не один Творец, а два: Всевышний и первые люди. Творцом Добра, Любви и прочих светлых и положительных качеств является Всевышний; все же проявления Зла и несовершенства обязаны своим появлением человеческому грехопадению и, следовательно, созданы людьми (хотя и скорее косвенно, чем прямо).

При этом нужно отметить, что, в силу тяжести грехопадения и первородного греха, подготовка нашего мира к такому преобразованию требует значительного времени (продолжительность которого зависит, в том числе, и от готовности человечества сотрудничать со Всевышним в этом проекте), поэтому дату «конца времён», Страшного Суда и наступления Царствия Небесного принципиально невозможно предсказать даже приблизительно. Точную дату знает только Всемогущий Бог; а учитывая Свободу человеческой Воли (включая свободу пассивно или активно сопротивляться наступлению Царствия Небесного), возможно, что даже Он её точно не знает.

Отметим, что, устранив эти два основополагающих барьера между человеком и Богом, мы решили одну из важнейших богословских проблем – проблему «классической теодицеи», т.е., «оправдания» Бога, сотворившего мир, который, однако, пребывает во зле (несмотря на бесконечную благость, совершенство и всемогущество Творца) или совмещения бесконечной благости Творца, с одной стороны, и очевидности того факта, что сотворённый им "мир во зле лежит".

Однако, учитывая большое количество и силу других барьеров и стереотипов, которые необходимо преодолеть, мы считаем целесообразным расширить понятие «теодицеи» (а, возможно, и заменив его на понятие «христодицеи» - «оправдания» Бога-отца, Христа, христианства и христианской Церкви), включив в него опровержение всех ключевых обвинений (более или менее обоснованных), предъявленных Богу, Христу, христианству и Церкви человечеством (т.е., нашим несовершенным миром).

А обвинений этих, к сожалению, более, чем достаточно, и особенно много их появилось в прошлом и позапрошлом столетии, отмеченных небывалым развитием науки, искусства и технологии, а также не менее крупномасштабными экономическими, политическими и социальными катастрофами.

Впрочем, пожалуй, наиболее значимыми и аргументированными являются обвинения, предъявляемые «объективными» (т.е., не-христианскими и вообще не-религиозными) исследователями на основе текстов Священного Писания христиан – Ветхого и Нового Заветов.

Первое обвинение состоит, естественно, в том, что эти произведения являются не боговдохновенными книгами (как утверждает христианское вероучение), а творением чисто человеческого разума – т.е., сборником мифов и легенд, столь же достоверных, как, например, мифы и легенды древней Греции, Рима, Египта и других народов.

К счастью, современная библеистика и смежные науки к настоящему времени настолько хорошо развиты и настолько общедоступны, что любой непредвзятый исследователь, поставивший себе цель подтвердить или опровергнуть утверждения христианского вероучения, неизбежно приводит к согласию с христианской точкой зрения (примеров тому несть числа). Желающим предпринять подобный проект мы рекомендуем начать с чтения произведений о. Александра Меня и о. Андрея Кураева.

Второе обвинение (уже гораздо более обоснованное) состоит в том, что современный перевод Библии (особенно, Ветхого Завета) настолько далёк от оригинала (пусть даже сколь угодно достоверного и боговдохновенного), что изложенное в нём учение оказалось полностью искажённым (в силу как субъективного стремления Церкви из политических и прагматических соображений «подправить» Слово Божье, так и вполне объективных трудностей, связанных с тем, что понять и передать контекст двух-трёхтысячелетней давности современному переводчику и даже историку практически невозможно).

Иными словами, читая современный перевод Библии (наиболее распространённым переводом на русский язык является так называемый синодальный перевод, подготовленный в середине XIX столетия), мы читаем не просто далеко не то, что хотел сказать нам Всевышний, но часто совсем не то. Что, разумеется, снижает ценность Священного Писания практически до нуля (и, таким образом, лишает христианство сколько-нибудь прочной и достоверной основы).

Сначала опровергнем обвинения в сознательном искажении Церковью изначального Слова Божья. Поскольку в христианской Церкви во все времена существовало (и существует) огромное количество самых разнообразных течений, деноминаций, ответвлений, сект, культов и прочих структур, то говорить о Церкви как о единой централизованно управляемой организационной структуре, подчинённой строгой дисциплине, (наподобие КПСС или КГБ или «Коза Ностре»), способной на централизованный и тайный подлог, просто смешно.

Любой подлог, осуществлённый какой-либо частью Церкви (пусть и сколь угодно крупной и влиятельной), был бы немедленно замечен её конкурентами – с катастрофическими для мошенников последствиями (вплоть до весьма мучительной смертной казни). Такие вещи случались, но авторами их были, как правило, довольно малочисленные секты[20], на обладавшие сколько-нибудь заметным влиянием в христианском мире; при этом эти секты либо уходили в небытие, либо оказывались на обочине христианского мира.

Поэтому вполне очевидно, что из того, что практически все основные течения в христианстве (а их более десятка), а также подавляющее большинство малочисленных сект и ответвлений принимают единый канон (структуру и содержание) Священного Писания, автоматически следует, что никакого сознательного подлога в отношении Библии и никаких сознательных искажений её текста христианская Церковь не совершала.

Аналогичная ситуация имела место и в ветхозаветной Церкви, в которой всегда было вполне достаточно конкурирующих структур для того, чтобы сделать любую попытку подлога и внесения искажений в священные тексты чрезвычайно рискованным предприятие; ведь в случае практически гарантированного обнаружения подлога виновники были бы автоматически обречены на весьма мучительную смерть за тягчайшее преступление против Бога и Церкви, которым, без сомнения является сознательное искажение библейских текстов.

Да в искажении текстов, собственно, и не было нужды, поскольку библейские книги всегда оставляли возможность для интерпретации, достаточно широкую для успешного применения практически в любых политических целях, что неоднократно и эффективно использовали как официальная Церковь, так и её политические и идеологические противники (например, лютеране, кальвинисты, баптисты и т.д.).

Теперь рассмотрим проблему объективных искажений смысла Библии, возникших по причине огромного разрыва во времени между созданием библейских текстов (прежде всего, ветхозаветных) и их переводом на современные языки. Эта проблема, действительно, имеет место быть (например, синодальный перевод, как и многие другие переводы Библии на русский язык, местами, мягко говоря, действительно далёк от совершенства).

Тем не менее, существуют три весьма эффективных инструмента решения этой проблемы. Во-первых, на русском языке издан ряд прекрасных и весьма квалифицированных комментариев к Священному Писанию (перечень этих комментариев см. в соответствующем Приложении к данной книге), подготовленных на основе новейших открытий библеистики, лингвистики и исторической науки.

Во-вторых, ценнейшим ресурсом, позволяющим наиболее полно и достоверно понять смысл отдельных книг, глав и стихов Священного писания являются произведения Святых Отцов Церкви, древних, средневековых и современных богословов и миссионеров, а также официальные документы основных христианских Церквей (православной, католической, лютеранской и реформатской), большое количество которых доступно русскоязычному читателю.

И, наконец, в-третьих, существует огромное количество различных переводов Библии на английский язык (с подробными комментариями), сравнивая которые между собой и с переводами на русский язык, можно гораздо лучше понять смысл, содержащийся в Священном Писании. Правда, для этого необходимо выучить английский язык, но знание этого языка и так совершенно необходимо владельцам, менеджерам и специалистам компаний, имеющих амбиции стать транснациональными (поскольку английский является де-факто официальным языком международного делового сообщества).

Кстати, проблема объективного искажения смысла Библии и вытекающая из неё необходимость использования комментариев к Священному Писанию, а также других трудов (как входящих в Священное Предание[21] Церкви, так и дополнительных к нему), ставит под сомнение утверждение протестантских деноминаций о том, что для понимания Священного Писания и следования содержащимся в нём принципам, вполне достаточно лишь самого текста Библии (пресловутый принцип sola scriptura[22]). Таким образом, утверждение православной и католической церквей о том, что Священное Предание является неотъемлемой частью христианского вероучения, представляется более соответствующим реальности и здравому смыслу, чем учение протестантских церквей.

Но, пожалуй, главной проблемой и главным барьером между человеком и Богом, человеком и Христом, человеком и христианством, человеком и Церковью является страх (который некоторые богословы вполне обоснованно называют «восьмым смертным грехом»). Страх этот имеет как рациональные, так и совершенно иррациональные компоненты и основан на целом множестве причин.

Пожалуй, наиболее важной причиной человеческого страха перед Богом, Христом, христианством и Церковью являются вполне конкретные места из Ветхого и Нового Завета (как сказал в свое время Марк Твен, «меня беспокоят не те места в Библии, которые я не понимаю, а те, которые я понимаю»).

Современного человека, живущего в глубоко гуманистическом обществе, не могут не отталкивать и крайняя жестокость юридического кодекса Второзакония, в котором поступки, с современной точки зрения, заслуживавшие лишь морального осуждения (да и то в самом крайнем случае) караются мучительной смертью – побитием камнями[23]; и действительно чудовищные (с современной гуманистической точки зрения) массовые убийства, совершённые как непосредственно Всевышним (Всемирный Потоп, сожжение Содома и Гоморры, внешне мало отличающееся от атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, сожжения Токио и Дрездена зажигательными бомбами и прочих достойных осуждения дел рук человеческих и т.д.), так и представителями его «избранного народа», поголовно (вплоть до грудных младенцев) истреблявшими население языческих городов Ханаана («земли обетованной»).

Поэтому образ Всевышнего, формирующийся у современного человека в результате прочтения этих страниц Ветхого Завета, вряд ли является привлекательным. Более того, с обывательской точки зрения, от такого действительно страшного Бога лучше «держаться подальше» и уж «связываться» с Ним (ни в «хорошем», ни в «плохом» смысле – мало ли чего Ему там не понравится) тем более не стоит.

И уж тем более такие «подвиги» никак не вяжутся в утверждениями христианства о «всеблагости» и «совершенстве» Бога, его бесконечной любви к своим творениям (к которым, между прочим, принадлежали и истреблённые евреями хананеяне). Проще говоря, подобная несовместимость сильно попахивает откровенным лицемерием, что, безусловно, дискредитирует и Бога, и христианство, и Библию, и Церковь в глазах современного человека-гуманиста.

Об этих проблемах мы поговорим ниже (в следующем разделе нашей книги), а пока отметим, что, увы, и Новый Завет не добавляет привлекательности Всевышнему в глазах современного человека (причём как Богу-Отцу, так и Богу-Сыну). Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос является тем идеалом совершенного человека, к которому все мы должны стремиться и на который на который все мы должны равняться. К сожалению, при попытке применить эту (в общем-то, вполне понятную и обоснованную) рекомендацию к своей жизни и духовному развитию у каждого из нас возникают очень серьёзные (и тоже вполне понятные и обоснованные) проблемы.

Во-первых, Иисус Христос, каким мы Его узнали в новом Завете, с обывательской точки зрения был нищим странствующим проповедником, не имевшим ни собственности, ни средств к существованию и жившим на милостыню, подаваемую (в большем или меньшем объёме) сочувствующим Его учению.

Во-вторых, вопросы брака, семьи и детей Его совершенно не интересовали. Более того, Он не испытывал ни практически никаких сыновних чувств по отношению к своим родителям (что, строго говоря, противоречило одной из фундаментальных Заповедей Божьих), ни родственных – по отношению к кровным братьям и сёстрам.

Он считал своей семьей своих учеников и даже прямо призывал своих последователей оставить свои семьи и родных, раздать всё своё имущество нищим и беспрекословно последовать за Ним (что, увы, полностью соответствует практике современных тоталитарных сект и религиозных культов, в том числе, и «христианского» толка).

Очевидно, что в современном гуманистическом обществе за слова «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее; И враги человеку--домашние его; Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня[24]» можно, в лучшем случае, угодить в психушку, а в худшем – в «места не столь отдалённые» (по статье уголовного кодекса о разжигании религиозной розни или тому подобным).

Более того, Он предупреждал, что Его учение развяжет братоубийственную войну: «не мир пришел Я принести, но меч[25]»; «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их[26]». Перспектива, прямо скажем, малопривлекательная.

В-третьих, Он не только очень быстро оказался изгоем в современном ему обществе, но и закончил свою земную жизнь чрезвычайно мучительной смертью, будучи распятым на кресте (а до того был подвергнут варварскому бичеванию и другим, не менее жестоким, истязаниям). Да и ученикам своим Он обещал аналогичные «прелести жизни»: «будете ненавидимы всеми за имя Мое[27]»; «будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас[28]».

При этом слова эти оказались весьма пророческими. Из двенадцати учеников Иисуса своей смертью умерли двое; остальные приняли мученическую смерть за проповеди христианства (в частности, святой апостол Пётр, считающийся основателем римско-католической церкви, был распят на кресте вниз головой).

Убит был и святой апостол Павел (по преданию, во времена римского императора Нерона), который до того просто не вылезал из тюрем и всевозможных передряг. Вот как он сам отзывается о бедах и напастях, которые ему пришлось пережить: «Был я много в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в море; много раз в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями; в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе[29]»

При этом Христос вполне определённо сулил тем, у кого не хватит духу пойти на подобные жертвы ради спасения души и Царствия Небесного «прямую дорогу в Ад»: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного[30]» (в чём эта воля заключалась, мы уже знаем).

Поэтому потенциальные христиане оказывались перед весьма невесёлым выбором: либо отказаться от всего, в чём, собственно, и состоит содержание человеческой жизни (с чисто «земной», «человеческой» точки зрения), взвалить на плечи тяжеленный крест боли и и страданий, умереть мученической смертью и попасть в Царствие небесное; либо не отказываться, но прямой дорогой «загреметь» в Ад.

Кроме того, любому здравомыслящему слушателю сиих рекомендаций очень быстро становилось очевидным, что в результате обращения всех людей в «добрых христиан» человечество мгновенно вымрет (пусть даже и переселившись при этом в Царствие Небесное).

А, принимая во внимание неоднократные обещания Спасителя апостолам, что Царствие Небесное наступит ещё при их жизни («истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий[31]» «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем[32]»), можно сделать вывод о том, что такое массовое и добровольное вымирание человечества (в результате которого и наступило бы Царство Божие) и было истинной целью воплощения Божественного Слова (Иисуса Христа).

Говоря в терминах современных технологий управления бизнесом, задачей Иисуса Христа был «радикальный реинжиниринг человеческого общества». «Тотальная зачистка планеты Земля», так сказать.

В таком случае, совершенно неудивительно, что Он был немедленно арестован, судим, приговорён к смерти и немедленно распят – в полном соответствии с уголовным кодексом Римской Империи. Ибо речь шла уже о преступлениях не только (и не столько) против Империи, а против всего человеческого общества. И против человечности (разумеется, с чисто «земной», а не Божественной точки зрения).

В принципе, с точки зрения Всевышнего такая цель была вполне благой – ибо гарантировала спасение 100% живших к тому времени на Земле людей (или почти 100%, в зависимости от размера числа обратившихся в христианство, составляющих «критическую массу», необходимую для спонтанного преобразования нашего мира в Царствие Небесное по отношению к общему числу жителей планеты Земля). Любые другие варианты, очевидно, сулили гораздо меньшую эффективность с точки зрения спасения душ человеческих.

Тем не менее, люди этот вариант отвергли (подробнее об этом ниже – в соответствующем разделе книги). Поэтому нам, живущим в современном высокоразвитом обществе (по сравнению с тем, в котором жил Христос), необходимо воспринимать проповеди Спасителя (а также другие книги Нового Завета) уже в гораздо более мягкой форме (ибо далеко не всему тому, чему должны были следовать апостолы, необходимо следовать в наши дни). Времена радикально изменились, поэтому должны радикально измениться и стереотипы восприятия, поведения и мышления (с сохранением, однако, духа и ключевых положений Нового Завета). Подробнее об этом – в соответствующих разделах книги.

Решительное неприятие у современного человека, приученного к тому, что «человек – это звучит гордо» и к неотъемлемым, полагающимся нам с момента рождения, правам (на жизнь, свободу, стремление к счастью, выбор профессии, материальное благосостояние, призвание, любовь, семью и т.д.) вызывает ещё одно положение христианского вероучения – о слабости и даже ничтожности человека «перед лицом Божьим» и о принципиальной невозможности для человека самостоятельно достичь каких-либо целей, даже самых минимальных.

А зря, поскольку сие утверждение всего лишь является автоматическим следствием другого утверждения (которое, в отличие от первого, никто всерьёз никогда и не оспаривал) – о всемогуществе Бога. Поэтому очевидно, что каждый из нас – хоть Билл Гейтс, хоть Владимир Путин, хоть Маша Шарапова, хоть Роман Абрамович – достигли того, что они достигли исключительно потому, что это соответствовало воле Всевышнего.

Не хотел бы Всевышний этого, не получили бы они (да и любой из нас) ничего, сколько бы ни старались. Поэтому любые человеческие достижения возможны лишь с согласия Божьего и при Его прямой помощи. Что автоматически означает, что без Всевышнего мы – ничтожны; никто и ничто и все наши «возможности» просто равны нулю (какие бы иллюзии мы при этом не питали).

А что касается прав – это верно, конечно. Только мы забыли два, пожалуй, самых главных наших права, о которых нам неустанно твердит христианское вероучение – права на спасение души (и, соответственно, на пропуск в Царствие Небесное) и на постоянное ощущение Божьей любви и поддержки. А права эти настолько важнее и значительнее других, о которых нам без конца напоминают всевозможные правозащитники, что тот, кто поступается правами важнейшими в обмен на права менее важные, подобен библейскому персонажу, продающему право первородства (наиважнейшее в библейские времена) за чечевичную похлёбку.

Тем более, что Всевышний вовсе и не требует от нас полного и вечного отказа от прав менее важных ради прав более важных. Напротив, Он считает, что и те, и другие права должны гармонично сочетаться в человеческой личности; просто наибольшим приоритетом (в случае редких конфликтов) должны пользоваться именно «вечные», а не «временные» права.

Всем нам (одним недолго, другим очень долго), к сожалению, пришлось жить в тоталитарном государстве и обществе, в котором каждый человек должен был быть лишь более или менее значимым «винтиком» огромной государственной машины, работавшей официально во имя «светлого будущего» (а на самом деле, во имя гегемонистских устремлений и личных амбиций правящей элиты).

ХХ век вообще явил миру огромное количество тоталитарных обществ – от громадных структур международного масштаба («социалистической системы»), до структур национальных («Третий Рейх» Гитлера, маоистский Китай, режим Пол Пота в Кампучии, диктатуры Франсиско Франко, Анастасио Сомосы, Альфредо Стресснера, Энвера Ходжи, Николае Чаушеску, Эриха Хонеккера) и мелких религиозных или псевдорелигиозных культов (Аум Синрикё, Сон Мьюнг Муна, Джима Джонса, Давида Кореша).

Поэтому неудивительно, что каждый из нас крайне отрицательно относится даже к самой идее подчинения своей Свободной Воли какой-либо другой Воле, пусть даже и Всеблагого и всемогущего Бога (полагая, что идея эта весьма сильно отдаёт этаким «духовным ГУЛАГом»). Слова «раб Божий» вызывают в памяти весьма неприятные ассоциации с бессловесными биороботами и экспериментами по контролю за поведением людей, проводившимися с разной степенью успешности в СССР, гитлеровской Германии, США, Великобритании, Канаде и других странах (особенно принимая во внимание рассмотренные выше «избранные места из Священного Писания»).

К счастью, Всевышний и не собирается превращать нас в своих «рабов» (тем более, в «биороботов»). «Доктрина предопределённости», разработанная Кальвиным (а до него – католическими богословами Фомой Аквинским и блаженным Августином) опровергнута современным богословием (да и всерьёз никогда не принималось никакой христианской деноминацией, за исключением ортодоксальных кальвинистов); а поскольку реинкарнации не происходит (мы живём всего один раз), то не существует ни «предыдущих жизней», ни «накопленной кармы», передающейся «от жизни к жизни»; ни, соответственно Судьбы («предназначения»).

Именно поэтому решительное осуждение Церковью любых форм предсказаний (астрологии, нумерологии, гадания на картах) есть не что иное, как забота о человеческой Свободе (поскольку человеческое подсознание способно «настраиваться» на любые предсказания, даже самые бессмысленные и безумные, покорно воплощая их в реальность).

Поэтому, при условии того, что мы соблюдаем основные заповеди праведной и благочестивой христианской жизни (которым и посвящена данная книга), мы совершенно свободны в выборе и образования, и профессии, и политических пристрастий, и общественной деятельности, и трудоустройства, и места жительства, и спутника жизни. Правда, спутник жизни должен обязательно быть противоположного пола, ибо гомосексуализм (и мужской, и женский), является тягчайшим грехом, наглухо закрывающим человеку дорогу в Царствие небесное и отправляющим его или её прямиком в Ад.

В принципе, и для Всевышнего, и для христианской Церкви не имеет принципиального значения, работает ли человек в бизнесе, государственном учреждении или общественной организации, является ли он или она предпринимателем, наёмным работником или представителем «свободных профессий», сколько у человека детей и есть ли они вообще (единственно, что безоговорочно осуждает Церковь, так это аборты, в том числе – и микроаборты, обоснованно считая их убийством); живёт ли он или она в родной стране или уехал на постоянное жительство в другую страну.

Главное – чтобы человек стремился к святости, жил праведной жизнью и чтобы стремление к спасению души и стяжанию Святого Духа – Благодати Божьей – было главным приоритетом человеческой жизни. Святым праведником может стать (и быть!) и инженер, и рабочий, и программист, и художник, и певица, и домохозяйка, и даже биржевой брокер (а не только священнослужитель, монах/монахиня или отшельник).

Свобода человеческого выбора, разумеется, применима и к тем, кто принял свободное решение посвятить себя непосредственному служению Богу в качестве священника, монаха, отшельника; члена монашеского (иезуиты, францисканцы и т.д.) или светского (Opus Dei) ордена или другой религиозной или благотворительной организации. Иными словами, такое решение является не результатом какого-либо «избранничества» или «призыва», а свободного, сознательного и обоснованного выбора из нескольких альтернатив, из нескольких альтернатив, каждая из которых даёт возможность вести праведную жизнь, достичь святости и стяжать «критическую массу» Святого Духа, необходимую для попадания в Царствие Небесное.

Ради справедливости нужно отметить, однако, что из всех возможных вариантов выбора наилучший (с точки зрения духовного развития и спасения души) знает только Всевышний, а не человек, в силу крайней ограниченности возможностей последнего по сравнению с первым. Кроме того, человек (как уже доказало и грехопадение, и распятие Христа и многие другие «подвиги» человечества), нередко бывает склонен делать неправильный (и даже катастрофический) выбор; при этом своевременное вмешательство Божье (которое внешне может выглядеть как прямое «насилие над личностью» и «ущемление человеческой свободы») может на деле оказаться просто спасительным.

Так что, если принять это к сведению, то «подчинение воле Божьей» (то есть, передача права принимать принципиальные решения Всевышнему) является вполне разумным и прагматичным решением (ну в самом деле, зачем рисковать, что решение может иметь разрушительные и даже катастрофические последствия, если можно относительно этого избежать?). Просто нужно немного унять свою гордыню (которая не зря является первой среди семи смертных грехов).

Правда, к счастью, мир устроен так, что для каждого человека существует несколько примерно равнозначных вариантов с точки зрения эффективности спасения души и стяжания Святого Духа. Поэтому, оставаясь в рамках этого набора вариантов (а так обычно и происходит при соблюдении ключевых норм и правил христианской жизни), каждый человек может совершенно свободно выбирать тот вариант, который ему или ей «больше по душе», не боясь тем самым нанести ущерб делу спасения своей души и попадания в Царствие Небесное.

Примечания

[1] Мф 22:37

[2] По определению одного из христианских богословов, «молитва – этого когда человек говорит, а Бог слушает; медитация – когда Бог говорит, а человек - слушает»

[3] Шеол в некоторых толкованиях Библии - царство мёртвых грешников, загробный, “нижний” или “низший” мир, противопоставляемый небу (обители праведников)

[4] Космогония – наука о происхождении мира

[5] В данной книге к основным христианским деноминациям мы будем относить Русскую Православную Церковь, другие национальные (поместные) православные церкви, Римско-Католическую Церковь, а также основные протестантские деноминации – лютеран, реформатов (кальвинистов), англикан, методистов и баптистов. Подробнее о причинах именно такого выбора мы поговорим ниже.

[6] Подробнее о «духовных» бессмертных человеческих телах можно прочитать в Первом послании святого Апостола Павла к Коринфянам

[7] См. Быт 2:17 и 3:3

[8] Евр. 9:27-28

[9] Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993, с. 863. После этого осуждения сам Иоанн Итал отказался от идеи реинкарнации (см. статью о нем в Энциклопедическом словаре "Христианство", т. 1. — М., 1993, с. 627)

[10] Что вполне соответствует здравому смыслу, ибо было бы странно, если бы Бог, одним из основополагающих качеств которого является стремление творить, ограничился лишь одним актом творения определённого количества человеческих душ. В пользу этого утверждения христианского вероучения (и, следовательно, против реинкарнации) говорит и известный естественно-научный факт, что население Земли постоянно увеличивается (сторонники теории реинкарнации вряд ли смогут внятно объяснить, откуда берутся эти «дополнительные души»)

[11] Единственным исключением был, естественно, Иисус Христос, Спаситель и Сын Божий, непорочно зачатый Девой Марией

[12] Согласно христианскому вероучению, душа человека формируется одновременно с физическим телом в утробе матери; при этом в её формировании участвуют «тонкие тела» (т.е., души) отца и матери, поражённые как первородным грехом (унаследованным через соответствующую родословную непосредственно от Адама и Евы), так и грехами, совершёнными с момента своего рождения. Поэтому каждая душа рождается на свет уже глубоко грешной

[13] Точнее, «метанойю» (именно этот термин употреблён в оригинале Нового Завета), которая означает глубокое внутреннее духовное очищение, а не просто бесстрастное перечисление совершённых грехов и поверхностную просьбу о их прощении

[14] Прощение

[15] Эсхатология – наука о «конце времён» («конце света»), о механизме завершения существования знакомого нам мироздания

[16] Быт 3:1

[17] См. Быт 1:26-27

[18] Именно на создание собственного мира и установление в нём собственных правил и указывают известные библейское изречения о познании (т.е., определении для себя и сообщения другим) добра и зла (т.е. что есть добро, а что - зло), а также о желании «быть как боги» (т.е., являться полновластными хозяевами и правителями собственного мира) – см. Быт. 3:5

[19] Точнее о более ранней и более короткой версии фильма, вышедшей на экраны в 1979 году, а не о более полной (и гораздо менее удачной) версии Apocalypse Now Redux, вышедшей на видеокассетах и DVD в 2003 году.

[20] Пожалуй, наиболее известной такой сектой являются последователи Л.Н. Толстого, «синтезировавшего единое Евангелие» из четырёх канонических. Кроме того, американская секта мормонов «расширила» Священное Писание, добавив к нему собственную «священную книгу» (правда, не покушаясь при этом на канонические книги)

[21] В Священное Предание как православной, так и католической церквей, входят символы веры древнейших поместных церквей, апостольские правила; собранные не ранее 4 века и содержащие духовные наставления; вероисповедания и догматы, принятые на семи вселенских соборах и ряде поместных; исповедания веры, написанные отцами церкви: св. Григорием Кесарийским, Василием Великим, Григорием Паламой и другими; деяния вселенских и поместных соборов; древние литургии; жития мучеников, в которых излагается история их подвигов; творения отцов и учителей церкви (например «Богословие» Иоанна Дамаскина и пр.), их комментарии к Священному Писанию; древняя практика церкви (с изложением вопросов соблюдения обрядов, праздников). Для того, чтобы быть включёнными в состав Священного Предания, документы должны не иметь внутренних противоречий и явных разногласий со Священным Писанием

[22] дословно «только Писание», «исключительно Писание» или «одним Писанием» (т.е., для достижения святости и праведной христианской жизни достаточно пользоваться одним лишь Священным Писанием, не используя никакие другие богословские или иные христианские произведения)

[23] Не добавляет популярности Богу то факт, что этот безумный и бесчеловечный способ казни до сих пор применяется в ряде мусульманских стран (и, следовательно, находится постоянно «перед глазами людей») – явление, которое современным мировым сообществом и цивилизованными странами признаётся варварством и безоговорочно и безусловно осуждается

[24] Мф. 10:35-37

[25] Мф. 10:34

[26] Мф. 10:21

[27] Мф. 10:22

[28] Мф. 10:17

[29] 2 Кор 11:23-27

[30] Мф. 7:21

[31] Мф. 10:23

[32] Мф. 16:28