Скифская Ваза 2 часть. 2 глава

Александр Чушков
2

В конце 20-х гг. районная газета сообщила, что первый секретарь
Сусанинского райкома ВКП(б) заблудился и утонул в болоте.
Александр Бушков

Я вспомнил этого Чижика – он учился в нашей школе на два года моложе меня. Тогда я думал, что Чижик – это его прозвище, а фамилия, к примеру, Чижиков, или Рыжиков, или любая другая, а оказалось, что Чижик это и есть его фамилия. Тогда он был маленький и шустрый, точно, что чижик, а теперь выглядит весьма солидно, особенно в милицейской форме. Помню, он приходил к нам во двор играть в футбол. Это был настоящий боец в хорошем смысле этого слова – сам бился до последнего и другим дурака валять не давал. Теперь-то он стал взрослым, но прежняя настырность в нём не пропала, если уж ему дали вести дело, то никому пощады не будет.
- Может всё-таки в мой кабинет, - ещё раз предложил Чирков.
Чижик ещё раз посмотрел на наших детей, но вряд ли хоть на мгновение заколебался.
- Нет, я думаю, вашим друзьям будет также небезынтересно. Можно?
Не дожидаясь разрешения, Чижик сел в кресло рядом с журнальным столиком и раскрыл свою чёрную кожаную папку. Он извлёк из папки какие-то бумаги и начал аккуратно раскладывать их на столике, сортируя по своему усмотрению. Найдя нужный лист, он бегло пробежался по нему глазами, произнёс: «Мг», и спокойным казённым голосом принялся зачитывать:
- Андрей Николаевич Чирков 59-го года рождения, образование высшее, председатель учёного совета ОАО «Донбасспроминвест», проживает в городе Донецке.
Чижик положил лист на стол и, внимательно посмотрев на Чиркова, добавил:
- Это всё, что о вас достоверно известно. А вот некоторые факты вашей биографии меня, мягко говоря, удивили. Скажите, чем вы занимались с осени 78-го по лето 80-го?
- Исполнял свой интернациональный долг, - невозмутимо ответил Чирков.
Чижик принял ответ как должное, затем взял со стола ещё один лист и сообщил:
- Это сведения о погибших в ходе операции наших войск 13 июня 80-го года под Гератом, - Чижик протянул Чиркову лист бумаги, - видите, я карандашом подчеркнул?
Чирков равнодушно пожал плечами:
- Ошибка. Что тут такого?
- Действительно, ошибка, - согласился Чижик, - только сержант Чирков из Афгана к родителям не вернулся – пропал без вести, вместе с вертолётом, в котором он летел с боевого задания. И ни самого вертолёта, ни кого-либо из тех, кто в нём летел, до сей поры не нашли. Или, может, вы расскажите историю чудесного спасения?
Чирков снова равнодушно пожал плечами:
- Я не считаю себя обязанным рассказывать сейчас об этом.
- Тогда, может быть, вы расскажите о том, как пропавший без вести сержант Чирков учился в киевском университете?
- Лейтенант, в чём вы пытаетесь меня обвинить, в том, что я – жив?
Лейтенант промолчал, потом вынул из кармана брюк носовой платок, высморкался, и сказал:
- Извините. Подделка документов – это раз. Ладно, оставим в покое Андрюшу Чиркова – царствие ему небесное, и его призрак, учившийся в Киеве – мне бы не было до него никого дела, если бы человек, присвоивший его имя и часть его биографии, не был замешан в других делах. Начнём с прошедших выборов, так как именно благодаря вашему активному в них участию всплыло всё остальное.
Чижик наклонился над столиком, чтобы выбрать нужную бумагу. Когда бумага была найдена, он произнёс: «Мг», и сообщил:
- Объяснительная от председателя окружной комиссии округа №… - Чижик протянул Чиркову лист бумаги, - это копия.
Чирков принялся читать копию документа. Чижик тем временем продолжал нависать над столом, выискивая нужные бумаги.
- Это вам, Сергей Александрович.
Я принял от него в руки копию жалобы написанной той самой скандальной бабой – председателем участковой комиссии, которую я стращал во время третьего тура выборов. Дело пахло уголовщиной, особенно в свете последних изменений в стране. Конечно, было бы почётно стать одной из первых жертв оранжевого режима, пострадавшим за донецкое дело, но что-то мне такого почёта не хотелось.
- Дмитрий Алексеевич, - бумага для Колодезного.
Лейтенант Чижик накрыл банду. По логике событий следующим должен был стать Ведякин, тем более было за что. Взять хотя бы драку в Киеве. Впрочем, дракой в Киеве должна заниматься киевская милиция. И как ни странно (теперь уже любой положительный факт должен был казаться странным) Ведякина лейтенант Чижик обошёл своим вниманием и вновь переключился на Чиркова.
- Как вы догадываетесь, Андрей Николаевич, это не единственная жалоба на вас со стороны участников избирательного процесса. Но я бы не пришёл к вам в выходной день, если бы не это.
Чижик показал Чиркову документ похожий на платёжное поручение. И я впервые увидел в глазах Андрея Николаевича тревогу. На какие-то доли секунды им овладела паника, но, быстро преодолев волнение, он снова собрался и был спокоен как прежде.
- А что вас собственно смущает? – задал он вопрос работнику милиции.
Работник милиции снова вынул из кармана платок, высморкался, извинился и не стал больше прятать платок в брюки, оставив его на журнальном столике среди бумаг.
- Это ведь ваш банк? – скорее не спросил, а констатировал факт Чижик.
- Мой, - равнодушно ответил Чирков.
- Тогда скажите, за какие такие услуги ваш банк получил кредит от Национального Банка Украины на сумму десять миллиардов долларов?
- Сколько?! – вырвалось у Колодезного.
- Товарищ лейтенант, вы не оговорились? – переспросил я, - может быть, десять миллионов?
Чижик внимательно перечитал копию платёжки и покачал головой:
- Десять миллиардов, можете сами посмотреть.
Вот это уже не укладывалось ни в какие рамки. Десять миллиардов! Столько даже Березовский не уводил из России. Или как раз Березовский именно столько и перевёл из российского бюджета в свой банк? В любом случае, сумма была фантастической.
- А меня-то в чём обвиняют? – спросил Чирков, - один банк дал другому банку кредит, между прочим, не безвозмездный, а под проценты. Сумма баланса моего банка позволяет в любой момент эти деньги вернуть.
- Я вчера целый день изучал эту билиберду, - возмущённо произнёс Чижик, - я узнал, что такое сумма баланса. Так вот, Национальный Банк Украины не мог перевести такую сумму, не было у него на тот день таких оборотных средств. Эти деньги Тыгипко взял в вашем банке и вам же выдал их в качестве кредита.
- Ну, между нами говоря, вы не достаточно разобрались в банковском деле, - заметил Чирков, - впрочем, за один день, для лейтенанта милиции… я восхищён вами.
Чижик едва заметно улыбнулся, сказал: «Спасибо», и основательно высморкался.
- Между нами говоря, я вообще не должен всем этим заниматься, - произнёс он, - мне было поручено только собрать информацию о фактах нарушения избирательного процесса в нашем районе. Это всё, - Чижик потряс бумагами, - дело Генеральной Прокуратуры, СБУ, я не знаю кого, а они всю информацию касательно вас спускают мне. Я чокнусь с такой работой.
Я увидел, как Чирков после этих слов совершенно искренне заулыбался. Как будто какое-то облегчение появилось в его глазах.
- А вы не чокайтесь, - посоветовал Чирков, - хотите, я покажу вам съёмки, которые я сделал на Цейлоне две недели назад?
Чижик недоумённо посмотрел на Чиркова.
- Ну, в самом деле, это стоит того, чтобы посмотреть. Вы ведь правильно заметили, что всё это – дело Генеральной Прокуратуры и СБУ, так и не парьтесь зря. Они не хотят этим заниматься, а вам оно тем более не надо.
Чирков уже включил по новой дивиди, и на экране большого телевизора снова появилось изображение райского уголка планеты.
- Андрей Николаевич, я – не тот человек. Я привык работать добросовестно, если мне дают поручение – я его выполняю. Тем более что это ещё не всё.
Не всё?! И это после десяти миллиардов долларов?! Да что же ещё такого он натворил?!
- От такого вообще может крыша поехать, - произнёс лейтенант, перебирая листы бумаги, - справка о смерти народного депутата Украины Виктора Андреевича Ющенко от 6 сентября 2004 года.
Я не сдержал нервного смеха. Ведякин посмотрел на меня сначала в недоумении, а затем также начал смеяться.
- И вот такой бред мне приходится расследовать, - возмущался Чижик, от чего меня пробивало на смех ещё больше, - хрена вы тащитесь?!
Чижик виновато посмотрел на наших детей и сказал:
- Извините.
Мы понемногу успокоились.
- Андрей Николаевич, - обратился Чижик к Чиркову, - вы ведь были с ним в тот день. Может, хотя бы не для протокола скажете, что там произошло?
- Как что? Умер он.
И я снова засмеялся.


Розовый сок
(Донецк, декабрь 2004г)

Андрей Николаевич поднялся на третий этаж филфака, ловя на себе мечтательные взгляды студенток. Что ж – женский факультет, а он – мужчина в расцвете сил, элегантный, уверенный в себе. Положив руки в карманы расстёгнутого чёрного пальто, развернув плечи, он шёл мягкой походкой по светлому коридору, затаив на лице небрежную улыбку. Андрей Николаевич понимал, что в данный момент он привлекает к себе излишнее внимание, но по-другому он выглядеть сейчас не хотел. Пусть смотрят, может быть, он чей-то папа – пришёл узнать, как учится его чадо. Он без труда нашёл двери заветной аудитории. Как будто специально напротив дверей у окна стоял одинокий стул. Андрей Николаевич сел на стул и стал ждать окончания пары. Прозвенел звонок, двери открылись, и ему навстречу посыпали студентки: светленькие, тёмненькие, рыженькие, высокие и маленькие. И вот – большие зелёные глаза посмотрели на него и отвернулись.
- Ольга! – окликнул Андрей Николаевич и быстро подошёл к ней.
- О боже, - прошептала она.
- Ты узнала меня, дочь моя?
Похоже, что Ольга не поняла игры слов, и без энтузиазма ответила:
- Здравствуйте.
- Здравствуй, Оля. Что это у тебя?
Андрей Николаевич потрогал синюю ленту, украшавшую Олину голову.
- А, так, - отмахнулась Оля.
- Не так, - бодро возразил Андрей Николаевич, - надо не стесняться, а гордо заявлять: я надела синюю ленту в поддержку Януковича!
Оля согласилась, но гордо заявлять ни о чём бы не стала, если б рядом с ней не появился худенький длинноволосый молодой человек – очевидно, её сокурсник, и снисходительно-удивлённо спросил:
- Оль, ты что, за Януковича?
- Да, - уверенно ответила Оля.
- Не понимаю, что вы все в нём нашли? – пожал плечами молодой человек.
- А что ты нашёл в своём Ющенко?
- Ющенко, по крайней мере – цивилизованный европейский политик.
- Ну, и что ты будешь делать, если он станет президентом?
- Буду жить в нормальной европейской стране, - ответил молодой человек.
- В Швейцарии, - вклинился в разговор Андрей Николаевич.
Молодой человек наконец-то обратил на него внимание, и уже без снисхождения, а рассудительно как юноша, пытающийся казаться взрослее, чем он выглядит, ответил:
- Почему в Швейцарии? В Украине.
Андрей Николаевич пристально на него посмотрел и серьёзно произнёс:
- Лучше тебе жить в Швейцарии, поверь мне.
Молодой человек растерялся, и чтобы не попадать в неловкое положение просто молча удалился.
Оля и Андрей Николаевич посмотрели ему вслед.
- Зачем вы так с ним? – спросила Оля.
- Я просто приревновал тебя к нему, - честно ответил Чирков.
- К кому, к Жене? – удивилась Оля, и впервые посмотрела на Андрея Николаевича с теплотой во взгляде.
- Что ты сейчас делаешь? – поинтересовался Чирков.
- Иду домой, - ответила Оля.
- Я провожу тебя.
- Не надо.
- Надо.
- Нет.
Они спустились на первый этаж.
- Я хочу провести этот день с тобой, - сказал Андрей Николаевич, - я специально отложил все дела и пришёл к тебе.
- Мне некогда, - после нескольких секунд молчания ответила Оля, - у меня сессия началась.
- Пустяки. Времени может не хватать на учёбу, на работу – на личную жизнь время всегда найдётся. Поверь мне.
Оля ничего не ответила, и они молча вышли на улицу.
- Моя машина стоит там.
Андрей Николаевич указал на автостоянку, заметив, что Оля направилась к остановке.
- Спасибо, я на троллейбусе доеду, - ответила Оля.
Чирков отрицательно покачал головой.
- Ты слишком хороша для троллейбуса.
- Нормально, - сказала Оля и быстро зашагала к троллейбусной остановке.
Андрей Николаевич, не став бежать за ней, остановился и просто смотрел ей вслед.
- Амазонка! Таис Афинская! - восхищённо произнёс он.
Оля, не оглядываясь, удалялась от него.
Сев в свой «Мерседес», он какое-то время совершенно ни о чём не думая, смотрел на здание университетского бассейна, потом повернул ключ зажигания. В нарушение правил дорожного движения Андрей Николаевич повернул направо и подъехал к троллейбусной остановке. Он остановился рядом с ней, открыл правую дверь и крикнул ей:
- Ольга! Садись!
Но Ольга только отвернулась.