История Таганрога - короткой строкой

Сергей Николаевич Емельянов
12 сентября нашему городу исполнилось уже 310 года со дня основания. Вскоре после второго Азовского похода на мыс Таганий Рог прибыл Петр Первый в сопровождении группы офицеров и осмотрев место принял решение о строительстве здесь крепости и гавани для стоянки будущего первого русского военно-морского флота. Это было 27 июля 1696 года. Прошло более двух лет и 12 сентября 1698 года Постановлением Пушкарского Приказа решено было начать строительство крепости и сооружение гавани и цитадели (искусственного остроза «Черепаха»). Это было начало.
А потом. 14 февраля 1700 года - Указом царя та новостроящейся крепостью впервые было утверждено название «Троицкая на Таган-Роге». В 1701-04 гг. в строительстве здесь участвовало 23.079 человек. Последний paз приехал царь Петр в Таганрог в апреле-мае 1709 года. А потом русско-турецкая война и в июле 1711 года русские войска отразили турецкий десант на Петрушиной косе. Но вскоре» в феврале 1712 года по договору с Турцией была разрушена крепость и 21 мая 12712 года снят с Троицкой крепости последний русский караул. Долгие десятилетия лежала крепость в развалинах, всеми забытая и брошенная, только в 1746 году здесь была устроена русская таможенная застава. Только поздней осенью 1769 года главным руководителем по восстановлению и сооружению таганрогской гавани, крепости и восстановлению Азовского флота был назначен императрицей Екатериной Великой контр-адмирал А.Н Сенявин. В 1771 году началось засадка рощи «Дубки». В Таганрог начинают переводиться купцы и мастера, Таганрогская гавань приспосабливаться к зимовке судов.
10 февраля 1774 года Екатерина издает Указ «Таганрог крепостью не почитать, обратить крепость в город». В 1775 году в Таганроге уже проживало постоянных жителей 417 человек. В следующем году сюда из Темерниковекого порта таможня, построен Большой Биржевой спуск, учрежден карантин и открыта штурманская школа. 8 мая 1778 года в Таганроге устроены адмиралтейство и корабельная верфь. Затем строятся рыбные и канатные заводы. В 1781 году землемером Дискам был составлен первый план города. К 1782 года форштадт (предместье) у крепости Троицкой состоит из 66 дворов купеческого населения. ВА 1784 году упразднена Таганрогская крепость и город становится торговым портом и центром кустарной фабрично-заводской промышленности.
В конце 18 века годовой оборот таганрогского порта составляет внушительные суммы. По импорту - на 270 тысяч рублей, по экспорту на 587 тысяч рублей. Чтобы было понятно сегодняшнему читателю значимость этих сумм, скажу что середине прошлого века ценны в Таганроге были такие: вино греческое (ведро) от 2 до 4 рублей, изюм 2,5 рубля за пуд, масло коровье от 4 до 6 рублей за пуд, игра черная (осетровая) от 8,ч до 14 рублей за пуд, пшеница около 4 рублей за четверть, рожь около 2,5 рублей за четверть, апельсины около 30 рублей за тысячу штук, табак турецкий листовой от 20 до 42 рублей за пуд, мясо около 3 рублей за пуд. (пуд-16,38 кг, четверть- 8 пудов, ведро-12 литров).
В 1794 году основан Одесса - будущий соперник Таганрога по морской торговле, В 1800 году население города уже почти 6000 человек. А на дворе уже новый век - девятнадцатый. 8 октября 1802 года учреждается градоначальство. Первым градоначальником был назначен генерал от инфантерии А.А. Дашков. Город расстраивается и уже в 1803 год) создана первая пожарная команда, а потом открыта первая аптека. И набирает режо обороты морская торговля через таганрогский порт. В 1804 году вывезено за границу товаров уже на сумму 2.5628.846 рублей и ввезено на 1.965.274 рубля. С 1804 год городские улицы обретают первые цифровые названия. В 1806 году на окраине города был разбит городской сад. Это было важное событие для степного безлесного края. Ввиду бурного строительства требовалось много стройматериалов и потому в 1806 году по строены городом кирпичный и известковый заводь. Начинают благоустраиваться главные городские улицы создаются первые мощенные тротуары по Петровской и Греческой улицам. 1 августа 1807 года открыто первое в Таганроге учебное заведение - коммерческая гимназия.
Значимость Таганрога становится так велика, что 10 апреля 1808 года был утвержден императором первый герб города. Спустя два года строятся торговые бани и создается первое уличное освещение, В центре городе каждую ночь зажигаются 24 масляных фонаря. В 1814 году когда у въезда в город были поставлены столбы-обелиски шлагбаума в Таганроге проживало уже более 8000 человек. С 1820 года первые тревожные симптомы - Одесский порт начинает опережать Таганрогский по привозу товаров. Таганрог постепенно начинает утрачивать свое первостепенное значение основного торгового порта юга России, хотя его торговые обороты продолжают нарастать.
В 1826 году на деньги местного купца Дебальдо построена таганрогская достопримечательность - Каменная лестница. Она обошлась меценату в 15 тысяч рублей, 19 ноября 1825 года в Таганроге случилось важное событие умер император России Александр Первый. Тогда в городе было особенно много важных персон. С 1832 года в части города начинается нумерация домов и кварталов. В следующие годы строятся новые щеки к морю - Банный (ныне Дуровский) и Воронцовский (ныне Комсомольский). В 1837 году устраивается сельскохозяйственная выставка. В следующем десятилетии строится Воронцовская набережная и обустраивается гавань. В 1848 году было построено одно из самых красивых зданий Таганрога - дворец Н.Д. Алфераки.
В середине позапрошлого века Одесса уже далеко опережает Таганрог по объемам морской торговли, а теперь уже и ближний сосед - Ростов на Дону впервые обогнал наш город по размерам внешнеторгового оборота. Увы. Таганрог теряет свое первенство порта и на Азовском море. Это случилось в 1848 году, а со следующего года вводится впервые отопление домов донецким углем. В 1856 году оборот таганрогского порта составлял все же внушительные суммы. Импорт - 3.676.399 рублей, а экспорт- 11.120.189 рублей. Важнейший экспортный товар - зерно. В том же году в наш порт прибыло - 1123 заграничных судна и 26 70 каботажных, а отправилось из Таганрога- 1089 заграничных и 2540 каботажных судов.
В 1858 году в Таганроге открыто первое крупное (по тем временам) промышленное предприятие - кожевенный завод Серебрякова. Спустя два года начал работу таганрогский телеграф. В 1862 году в городе работало уже 33 фабрики и завода, правда рабочих на всех было всего лишь 355 человек. Но стоимость произведенной продукции оценивалась уже в более чем 300 тысяч рублей.
Важными для города стали открытие первого общественного банка в 1863 году и в 1866 году завершено строительство здания городского театра на Петровской улице (ныне здание драматического театра имени А.П. Чехова). Но особо значимым событием для Таганрога прошлого века наверняка стало строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги через Таганрог. В 1869 году через Таганрог пошли первые поезда. Это позволило резко увеличить торговые обороты города. Таганрожцев к тому времени было уже более 27 тысяч,
С 19 мая 1887 года Таганрог в административном отношении присоединен был в Войску Донскому и был образован из бывшего Миусского округа Таганрогский округ с центром в нашем городе. В конце прошлого века на далеких городских окраинах строятся первые большие заводы - котельный и металлургический, давшие Таганрогу новое звучание в XX веке как промышленный центр Приазовья.
В городе в конце позапрошлого века живет уже почти 60 тысяч человек.. Впереди - новый век, в котором Таганрог развивался как крупный промышленный, культурный, транспортный и научный центр юга России.