по поводу расстрела Дома Парламента

Алексей Богословский
Вот я, по этому случаю, решил, что лучшее - хорошо забытое старое и достал на время старую миниатюру. Грустно, но как-то в тон событию

Русская национальная идея

Последние поиски и наработки в области национальной, русской идеи то приобретают характер массового ударного труда, то исчезают в неизвестности. Теперь только специалист по истории 90-х годов с трудом найдет сведения о героической и, увы, окончившейся ничем, работе. Специалист мало что знает о бессонных ночах и яростных спорах искателей национальной идеи. Он будет вынужден проводить месяцы в библиотеках и просматривать десятки тысяч страниц, пользуясь громадной эрудицией и тонким чутьем исследователя и как опытный палеонтолог по иссохшимся, случайным косточкам скелета реконструировать всё великолепие представителя былой фауны. Творцы русской национальной идеи нашего времени предпочли не разглашать большинство своих находок ума и плодов творческого гения. Причины неудачи остаются неведомыми простому обывателю.

Между тем, всякое подобное творчество обязано опираться на прочный народный фундамент. Сперва надо придумать народ, наделить его особыми чертами, создать историю его развития. Затем необходимо придумать его культуру, музыкальные произведения, шедевры живописи, архитектуры, литературу и сценическое искусство. Всё это требует усилий огромного творческого коллектива, годы труда и веру в поставленные цели. Наконец, необходимо позаботиться и о быте народа, создать ему семейные традиции, нормы общения и потребления, бытовой фольклор, крылатые выражения, привить любовь к модной одежде, телевидению и рекламе. Возникает множество несостыковок. Отдельные творческие находки соседствуют с неудачами, единый замысел плохо соединяется со своеволием и творческим порывом индивидуальных исполнителей. Более того, в народе, по недосмотру разработчиков, вечно оказывается нечто лишнее, требующее непрерывных сокращений и усечений. Конечно, развитие вычислительной техники и простота заимствования международных достижений в различных областях позволяют смело идти путем компиляции и быстро восполнить ущерб от усечений за счет внешних источников, но вопросы авторского права и выплат гонораров резко удорожают стоимость подготовительных работ.

Видимо, большинство разработок русской национальной идеи зашло в тупик на стадии проектно-стоимостных калькуляций. Мы обязаны также учесть размеры народа. И дилетанту ясно - создание национальной идеи для маленького народа эвенков в расчете на единый бюджет страны обойдется значительно дешевле. Более того, только слабостью финансирования можно объяснить отказ разработчиков от попыток обкатать национальную идею на более скромном объеме жителей. Сперва создать национальную идею ханты-манси (для экономии лучше только манси), затем национальную идею Тульской губернии и найденные решения использовать в рамках русского народа. От проекта национальной идеи русского народа рукой подать и до проекта национальной идеи Российской Федерации, далее перейти к национальной идеи каждого континента в отдельности и замахнуться на масштаб мировой. Однако на стадии Российской Федерации мы снова возвращаемся к извечной проблеме. Сперва надо придумать народ как компиляцию из народов, а затем создавать национальную идею. И, с учетом обилия народов в России, снова возникают вопросы состыковок. В уже придуманный народ необходимо вносить коррективы и усечения. Требуется время. Его плавный ход снова ставит вопрос о переменах в заново придуманном и норовящим зажить самостоятельной жизнью народе. Национальная идея расползается и начинает выглядеть несколько кургузо на фоне новых, еще более совершенных проектов.

Предшествующие национальные идеи никак не удается пустить в ход. Первый проект национальной идеи Ивана Третьего сгорел при московском пожаре 1520 года. Честно говоря, он оказался слишком дорогим - Византия подала иск в арбитраж в Стокгольме за плагиат. Расходы на адвокатов заставили свернуть самостоятельные исследования, зато адвокатам удалось отстоять византийские рецепты и доказать, что за правопреемственность римских традиций платить надо не Византии, а Калигуле. Соответственно, срок авторских прав его потомков давно истек. Иван Грозный повелел Малюте Скуратову создать новый проект. Малюта создал свиток национальной идеи в единственном экземпляре. При казни Малюты он оказался сильно испорчен струей крови создателя и непригоден к употреблению. Как можно понять из уцелевшего вступления, национальная идея полагалась только участникам опричнины, а народ не просто не подключался к национальной идее, он тихо депортировался в смежную с опричниной резервацию. Борис Годунов разработал национальную идею, но восставший народ сжег её, по ошибке приняв за налоговую ведомость. Куда лучше оказалась судьба национальной идеи при Петре. Целый штат голландских специалистов в Амстердаме десять лет безвылазно трудился над её созданием. Увы, Петр Первый умер в 1725 году и финансирование прекратилось. Народ почти придумали, а национальную идею срочно заменили на имперскую, чтобы уложиться в смету. Павел Первый очень интересовался национальной идеей и велел создать её в форме устава. Пунктов и подпунктов оказалось слишком много. Вельможи путались и не могли прочитать её хором во время занятий шагистикой. Единственным успешным проектом оказалась национальная идея Николая Первого. Однако отмена крепостного права и проказа либеральных идей вбили клин между национальной идеей и народом. В 1917 году это противоречие закончилось самым печальным образом. Сталин тоже пытался создать национальную идею. Народ придумали, заказали архитектору Мухиной памятник национальной идеи. Памятник оказался больше национальной идеи. Идею начали растягивать то ли под размер памятника, то ли под предполагавшуюся замену «Краткого курса истории ВКПб» на более полный вариант. Во всяком случае, после смерти Сталина еще сырая национальная идея начала скукоживаться под нервным взглядом Никиты Сергеевича, да так быстро, что его приемник, близорукий Брежнев, не мог толком ни разглядеть её, ни прочитать. Говорят, в ведомстве Андропова пытались создать проект национальной идеи, но увлеклись человеческим фактором и создали только её носителя - Горбачева Михаила Сергеевича. Носитель оказался демонстрационной версией - конкретных идей содержать не мог, зато двигался, говорил, выражал эмоции и даже сумел развалить АН СССР в отместку за безуспешные попытки ученых внедрить дополнительную информацию в ограниченный объем его блока памяти.

Новый проект национальной идеи безуспешно пытались разработать в 90-х годах. Любительские варианты оказались настолько бессвязными, что их лоскутки ищут и по сей день. Что касается современного времени, то вопрос упирается в финансирование. Как свидетельствует из докладной записки министра финансов Кудрина, численность русского народа слишком велика для компактной и дешевой национальной идеи. Остается дождаться уменьшения численности русских. Ждем-с.