БДСМ как эскапизм и психотерапия

Юрген Хольтман
Меня, как человека, в общем-то, сугубо «ванильного», всегда очень интересовало, почему и зачем люди приходят в Тему. Примитивный ответ типа «их такими создал Господь и вот наконец-то они нашли в себе смелость признаться самим себе в своих истинных желаниях и попытаться их реализовать с максимальной пользой и минимальным вредом для себя» меня не устраивает. Слишком уж это примитивно и неинтересно.

Меня интересуют глубинные психологические механизмы этого явления – что именно заставляет людей покидать «ванильный» мир и приходить в Тему и что полезного и приятного для себя они в этой самой Теме находят. Вовсе не потому, что я собираюсь последовать их примеру (в этом я как раз совсем не уверен), а просто потому, что это мне интересно (я вообще человек очень любопытный).

Чтобы найти и оптимально структурировать (я вообще очень люблю всё структурировать и «раскладывать по полочкам») свои мысли, я и написал эту статью, которую и предлагаю Вашему вниманию. Надеюсь, что она Вам будет интересна и полезна, а за указание мне за ошибки, неточности и откровенные «ляпы» (которые вполне возможны) я буду Вам глубоко и искренне признателен.

Я отнюдь не собираюсь подвергать сомнению тот факт, что определённый довольно небольшой процент людей, как говорится, «родился в Тему» или в «Теме с пелёнок/колыбели». Эти «врождённые тематики» ещё с ранней юности (или с позднего детства) просто знали, что получить сексуальное, чувственное и эмоциональное удовлетворение они смогут только в Теме либо в Д/С, либо в С/М, либо в ДССМ-отношениях (этот термин мне нравится куда больше, нежели, ИМХО, весьма бестолковый БДСМ). В качестве либо «верхнего», либо «нижнего», либо «свитча».

Есть и другие – те кто не столько сам пришёл в Тему, сколько их туда привели родители. Не за руку, конечно, хотя, возможно, бывают и случаи, когда «тематические» родители действительно приводят своих детей в Тему (разумеется, уже после совершеннолетия или, по крайней мере, уже вполне взрослыми). Лично я, правда, о таком не слышал – ни в России, ни в США, ни где-либо ещё.

А косвенно, регулярно и с более или менее раннего возраста телесно наказывая своё чадо с использованием тех или иных дивайсов – ремня, розог, плети, ладошки… и так далее. Вплоть до мухобоек, ракеток для настольного тенниса, разнообразных верёвок и проводов и прочей экзотики. По «пятой точке» или другим более или менее подходящим для этого местам (обычно обнажённым).

Поскольку наказание это обычно получается весьма и весьма болезненным, а возраст ещё очень и очень нежный, то срабатывает механизм психологической защиты. Детям это начинает нравиться (что на подсознательном уровне помогает гораздо легче переносить боль). А поскольку длится вся эта «внутрисемейная тематика» (если мне позволят использовать этот термин) обычно не год и не два, а многие годы, то к моменту достижения совершеннолетия некоторые из этих регулярно поротых детей успевают настолько «подсесть» на соответствующие физические стимулы, что… смотри первый вариант.

А что же остальные, коих, ИМХО, не просто немало, а прямо-таки подавляющее большинство (по крайней мере, потенциально)? Их-то, от рождения вроде бы сугубо «ванильных» и никем никогда и ничем не поротых, что привлекает в Теме? А вот их-то (опять ИМХО, как и вообще всё в данной статье) привлекает такая презанятная (и довольно популярная) цель, как эскапизм.

Давайте разберёмся, что же такое этот самый эскапизм, с чем и зачем его едят и почему он так ценен и важен для современного человека (особенно для жителя современного безумного и бесчеловечного мегаполиса)?

Для этого сначала необходимо понять, чем же так плох и бесчеловечен этот самый безумный мир и навязываемый им не менее безумный стиль жизни, что от него нужно спасаться (термин эскапизм происходит от английского глагола escape, основным значением которого является именно спастись).

А плох и бесчеловечен этот «ванильный» и «нормальный» (правда, такая «норма», пожалуй, будет похуже многих «девиаций») мир тем, что не позволяет человеку удовлетворить свои эмоциональные потребности (о духовных я вообще помолчу). С энергетической точки зрения (это вообще очень удобный подход к человеческой психологии), эти потребности удовлетворяются лишь тогда, когда соответствующий «внутренний энергетический резервуар» заполнен соответствующими энергиями хотя бы до минимально допустимого уровня.

К сожалению, это происходит крайне редко - и то, как правило, только с весьма религиозными людьми, имеющими благодаря своей религиозности доступ к резервуару Святого Духа (или, что то же самое, благодати Божьей), которому нипочём даже все «энергетические вампиры» этого мира вместе взятые. Всем остальным же в борьбе с этими «вампирами» приходится рассчитывать почти исключительно на собственные силы. Которых, как правило, оказывается слишком мало для победы в этой очень важной борьбе за своё эмоциональное благополучие.

А вампиров, увы, много. Во-первых, сам мир, навязывающий практически каждому человеку бешеный, изматывающий, опустошающий ритм жизни (при этом, согласно известном принципу Парето, три четверти своего времени человек вообще тратит впустую). Не поддаться этому ритму может лишь глубоко религиозный человек, имеющий смелость следовать воле Бога, а не окружающего мира. А для этого нужна смелость не меньшая (если не бОльшая), чем для того, чтобы лечь под плеть или встать под кнут «верхнего». Да и религиозное чувство достаточно для этого развито не у всех (если верить социологическим исследованиям, примерно у 15% населения).

Во-вторых, всевозможные «пси-садисты» и прочие «энергетические вампиры», которых полно и в корпоративном мире, и за его пределами (на улице, в магазинах, транспорте, в «присутственных местах» и т.д.).

Почему этих «вампиров» так много? Да понятно, почему. Потому, что «энергетически высосанный» этим миром человек, как правило, не имеет доступа к достаточно «глубоким» резервуарам необходимых энергий, чтобы ликвидировать собственную «энергетическую недостаточность». Действительно, какие источники доступны современному человеку?

Вещи? Так они очень быстро надоедают (т.е. связанные с ними «источники энергии» очень быстро иссякают). Да и вещь вещи рознь. Некоторые отбирают куда больше энергии, чем дают. Тот, кто владеет автомобилем в Москве или другом крупном городе, меня поймёт. Квартира или дом тоже те ещё насосы. Да и сам по себе шопинг иногда (точнее, как правило, выматывает и «высасывает энергию» так, что потом никакая вещь не компенсирует).

Фитнес или спорт? Дело, конечно, хорошее и правильное (лично я вообще рекомендую это каждому – и ванильному, и тематику). К сожалению, физического воздействия на организм во время занятий фитнесом далеко не всегда хватает для «эмоциональной подзарядки». Приходится переходить к экстриму, но это подойдёт далеко не каждому, ибо далеко не все готовы так рисковать. Да и не каждому хватит физических сил и выносливости для занятий экстримом.

Книги? Музыка? Кино? Другое искусство? Так энергетически насыщенных среди них крайне мало; а подавляющее большинство из них так просто лёгкие наркотики – сначала эйфория, потом – ломка. В результате теряется гораздо больше энергий, чем получается.

Хобби? Так энергетически насыщенных среди них тоже крайне мало (на ум приходит разве что сочинительство – беллетристики, публицистики да научной литературы). Да и талант соответствующий надо иметь. А то будут сплошные разочарования. И потери энергии вместо приобретения.

Друзья или любовники? Так у них ровно те же проблемы с внутренними энергиями. Они и рады бы поделиться, да нечем. Самим не хватает, и сильно. Энергетических доноров в «нормальном» мире крайне мало – это, в основном, монахи и священники (и то не все); праведники (которых встретить сложнее, чем инопланетян) и… «верхние» в тематических отношениях. Это, как говорится, медицинский факт.

Почему – сказать трудно (подозреваю, что они такие от рождения), но это – факт. Не все, конечно (и среди них «вампиры» попадаются), но в основном они доноры. И именно поэтому к ним так и тянет «нижних». А доноры, в свою очередь, не могут не отдавать свою энергию (что это за энергии и каков их источник – вопрос второй, но это в данном случае не важно). Важен сам факт «энергетического донорства».

Алкоголь? Наркотики? С этим всё понятно. Пользы никакой, а вред очевиден. Это как раз то самое лекарство, которое намного хуже болезни.

Творить безусловное добро, заботясь о ближнем своём? Так это тоже те ещё энергозатраты (как говорится, плавали, знаем). Которые, увы, не компенсируются не благодарностью (её обычно не дождёшься), ни получением ответных благодеяний (это вообще встречается реже, чем снежный человек), ни неожиданных благодеяний от «третьих лиц» (пресловутый «закон бумеранга» это, увы, выдумка неоязычников).

Вот и получается, что подавляющее большинство людей в современном городе – это энергетические вампиры. К счастью, большинство из них пассивные, но встречаются и активные, которые стремятся «выкачать» максимум энергии из попавшихся в их «поле зрения» бедолаг.

Есть среди них т.н. «соблазнители» (в основном женщины – так уж устроен наш грешный мир, хотя мужчины тоже попадаются), которые вполне профессионально влюбляют в себя представителей (или представительниц) противоположного пола, и затем с помощью всяких обольстительных психологических «штучек» выкачивают из них энергию (а также и другие, вполне материальные блага).

Публика это, конечно, вредная (и весьма), но куда вреднее так называемые «пси-садисты» (которых в корпоративном мире так много, что иногда кажется, что этот мир только из таковых и состоит). В отличие от пси-доминирования (вполне легитимной тематической практики, при которой «верхний» доминирует «нижнего» чисто словесно, без применения бондажа), которое реализуется так, что и верхний, и нижний получают удовольствие от «процесса» и, таким образом, заполняют свои энергетические резервуары, в пси-садизме «верхний» заполняет свои «резервуары» за счёт нижнего.

Механизм этого достаточно прост – «верхний» причиняет «нижнему» (и ванильном мире бывают и те, и другие) эмоциональную боль, например, путём явно чрезмерного и жестокого унижения (противоречащего, как минимум принципу разумности/здравости, да и эмоциональной безопасности тоже); получает удовольствие от этой боли и тем самым временно поднимает свой «энергетический уровень».

Энергетический же уровень «нижнего», естественно, снижается (это происходит всегда при получении эмоциональной травмы и получении эмоциональной боли; при этом бывают эмоциональные травмы, которые потом не лечатся годами). Происходит как бы «перетекание» энергии от «нижнего» к «верхнему» (иными словами, последний как бы «высасывает» энергию из первого). Что, разумеется, и мерзостно, и гадостно, и вообще есть преступление против человечности.

Вполне очевидно, что из такого мира хочется сбежать (одно из значений глагола escape), как говорится, «обгоняя звуки собственного визга». Вопрос в том, куда. Очевидно, что в какой-то иной мир, гораздо более энергетически насыщенный, чем т.н. «нормальный ванильный мир». А если этот мир – норма, то лично я двумя руками голосую за девиацию (отклонение, то есть). Хотя, конечно, девиация девиации рознь.

Я возьму на себя смелость (или наглость, это уж кто как сочтёт), что таким «иным миром» вполне может стать мир тематических отношений (под этим термином я буду понимать все формы тематических отношений – и Д/С, и С/М, и ДССМ). При этом я отнюдь не утверждаю, что тематический мир «такой есть». Не всегда. Но всегда его можно – при обоюдном желании – таким сделать.

И постараюсь это максимально убедительно доказать. Хотя доказывать здесь, собственно, особенно-то и нечего. И так всё ясно.

Во-первых, даже для совершенно ванильного «джентльмена» или «леди» тематический мир – это чуть ли не единственное место, где можно найти «энергетического донора». Ибо даже если удастся найти «высокоблагодатного» священника или монаха, получить от него энергию не так-то просто (нужно уже быть достаточно религиозным человеком). «Тематические» же доноры доступны каждому – вне зависимости от религиозности (и даже от вероисповедания).

Во-вторых, если кто-то считает, что у доноров нет энергетических проблем, то сильно ошибается. У них они тоже есть, причём схожие с проблемами «вампиров» (только «с другим знаком»). Иными словами, если «вампиру» жизненно необходимо найти «донора», готового и способного поделиться с ним (или с ней) своей энергией, то донору, наоборот, жизненно необходимо «отдать» свою энергию. А для этого нужно найти «вампира» (впрочем, давайте назовём таковых «акцепторами» - это как-то благозвучнее), готового и способного принять эту энергию.

Избыток энергии, конечно, далеко не так плох, как нехватка, но тоже не подарок. Это я, как говорится, на своей шкуре испытал (я сам «энергетический донор», хоть и не «верхний», да и вообще «ванильный», притом не монах, не священник и далеко не праведник - такое тоже бывает, хоть и нечасто).

Что же мешает «донору» отдавать энергию, а «акцептору» получать. Мешают стены, которые люди воздвигают между собой с упорством, достойным гораздо лучшего применения. Стены, строительным материалом которых являются эгоизм (сиречь гордыня), лень и страх (быть обиженным или задетым другим человеком), который согласно христианскому вероучению, является восьмым из наиболее тяжких грехов. Короче, грехи наши тяжкие.

Современный «нормальный» мир, почти доверху набитый всевозможными материальными и нематериальными благами и предоставляющий в распоряжение почти каждого достаточный объём средств (то есть, денег) для их получения, создаёт иллюзию, что человеку никто не нужен, а в результате он или она сами оказываются никому не нужны. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – и для доноров, и для акцепторов.

Перефразируя известное изречение Рабиндраната Тагора, можно сказать, что люди воздвигли стены, чтобы к ним не вошли боль и страдания. Но как же теперь войти любви, заботе, вниманию, ласке и другим необходимым энергиям?

Разумеется, с помощью тематического сеанса (включающего в себя определённый ритуал и этикет), который как раз и позволяет разрушить, срыть до основания эти ужасные, бесчеловечные стены и, таким образом создать «энергетический канал» достаточной ширины для того, чтобы «донор» мог отдать свою энергию, а «акцептор» - её принять.

Кому-то для этого достаточно лёгкого пси-доминирования в одежде, кого-то нужно раздеть до той или иной степени обнажения, кого-то связать и/или привязать к чему-нибудь (например, к Х-кресту), кого-то – и то, и другое, и третье, а кому-то потребуется и «сеанс алготерапии». Иными словами, «оказания верхним нижнему психотерапевтической помощи (снятие внутреннего стресса и т.д.) путём болевого воздействия оптимальной силы, формы и длительности на тело нижнего».

Что необходимо для того, чтобы это «сработало» и «энергетические цели» и «донора», и «акцептора» были достигнуты? Разумеется, неукоснительное соблюдение основополагающих тематических принципов – безопасности, разумности и добровольности. А также взаимной любви, уважения, заботы и взаимной ответственности за физическое здоровье и эмоциональное благополучие друг друга. И если эти принципы соблюдены, то платный сеанс или нет – принципиального значения не имеет.

И, упаси Господи (в прямом смысле, кстати), никакого «пси-садизма». Ибо этого дерьма хватает и в ванильном мире – и даже в избытке. А вот в мире тематическом этой мерзости делать нечего.

Кстати, об уважении. Так называемый «нормальный» («ванильный») мир населён, в основном, увы, «ванильным офисным планктоном». Или не офисным, но всё равно планктоном. Который, положа руку на сердце, уважать совершенно не за что.

А в «тематическом» мире, напротив, уважать можно (и нужно) каждого – и «верхнего», и «нижнего» (что делает этот «иной мир» просто невероятно привлекательным с эмоциональной точки зрения, особенно по сравнению с т.н. «нормальным»). Ибо есть за что.

«Нижних» - во-первых, за смелость признаться самому (или самой себе) в своих тематических желаниях, потребностях, стремлениях, наклонностях и т.д. (что обычно очень тяжело); во-вторых, за настойчивость в поиске «себе подобных» (что порой бывает ой как нелегко, особенно в небольших городах); в-третьих, снова за смелость признаться в своей «тематичности» - теперь уже членам тематического сообщества (что тоже не всегда просто); в четвёртых, за решимость реализовать свои стремления на практике, преодолев неизбежные и понятные стыдливость и страх; и, наконец, за мужество и стойкость перенести и доминирование «верхнего» (что зачастую весьма и весьма нелегко), и боль (нередко очень сильную, да ещё и непривычную). Так что, как говорится, «снимаю шляпу».

«Верхних» тоже есть за что уважать. Далеко не всякий сможет качественно «отдоминировать» (это словечко я узнал от госпожи Ванды) «нижнего» так, чтобы обе стороны получили эмоциональное удовольствие. Я, например, вовсе не уверен, что смогу (хотя в «ванильном» мире мне приходилось много кого «отдоминировать», и не раз, причём довольно успешно).

Я уж не говорю про сеансы «алготерапии». Даже качественно выпороть нижнего очень и очень непросто – тут требуются и знания, и опыт, и соответствующие личные качества. Я бы, наверное, не смог – перетрусил бы, боясь нанести травму «нижнему». Я уж не говорю о более изощрённых формах болевого воздействия – зажимы, иголки и т.д., что, ИМХО, требует ещё более высокой квалификации «верхнего».

Так что, как сейчас принято говорить, мой вам большой и искренний респект – и «нижним», и «верхним», и «свитчам».