Витька Скрипка

Анатолий Киселёв
Витька Скрипка

* * *
Пожалуй, это один из тех немногих людей, непродолжительная встреча с которым в жизни моей оставила наиболее светлые детские воспоминания. Познакомился с ним я после того, как его семья поселилась в доме, где проживала моя старшая сестра, и во дворе которого в одно время я очень часто «пропадал», играя со своими приятелями.
Отец Витьки был офицером и прибыл на службу в воинскую часть, расположенную в нашем городе. Был он в звании подполковника и, вероятно, занимал немалую должность в гарнизоне столь небольшого городка. Работала ли мать Витьки я не помню. Подполковнику выделили двухкомнатную квартиру на первом этаже, в которой они втроем и проживали. Скрипка – была его настоящая фамилия, а не кличка, хотя и как кличка она ему вполне бы подошла, так как кроме общеобразовательной, Витька учился еще и в музыкальной школе, и именно по классу скрипки. Этот музыкальный инструмент был для нас, ребятишек того времени, столь же редкостен, как, наверное, виолончель или арфа. Некоторые наши сверстники ходили в музыкальную школу, но учились играть на таких инструментах как баян, фортепиано или аккордеон, а скрипка – для нас это было непривычно. Познакомился с ребятишками во дворе Витька тоже как-то не по-нашему. На второй день после приезда он вышел во двор, спокойно подошел к компании мальчишек и представился:
– Я ваш новый сосед. Звать меня Виктор, фамилия – Скрипка – после чего каждому из ребятишек крепко, по мужски пожал руку, услышав в ответ имя и фамилию или просто кличку представлявшегося.
Последовали обычные при знакомстве вопросы:
– Откуда приехал?
– В каком классе учится?
– Чем увлекается?
К этому времени мальчишки уже знали, что отец его военно-служащий, и был Витька интересен уж тем, что других военных до этого в доме не проживало. Виктор заставил мальчишек уважать себя с первого появления во дворе, не прилагая со своей стороны никаких усилий. В нем чувствовался хороший моральный мужской стержень и воспитание. Причем воспитание обоих родителей. Он был дисциплинирован, тверд и целеустремлен, эти черты привил ему, вероятно, отец, и в то же время интеллигентен, нежен с родителями – это, наверное, было от матери. Первый раз, будучи у них в гостях, я был приятно поражен, услышав, как Витька разговаривал с родителями. Никогда ни до этого, ни после не слышал я настолько уважительного и нежного разговора со своими родителями каких-либо детей. Отца с матерью Витька называл только на Вы, а голос его при разговоре с ними очень отличался от того, каким он общался со своими знакомыми. В голосе звучали такие нежные, ласковые, любящие интонации, что по моему телу пробегали «мурашки». Я не могу объяснить это словами, это надо было слышать. В первые же дни появления Скрипки во дворе произошла у него «стычка» с самым отчаянным драчуном по кличке Спутник. Сашка Никифоров, которого все во дворе звали Спутником, при знакомстве, узнав, что отец Витьки подполковник, тут же «окрестил» его «сыном подклоповника». Реакция Виктора на столь явное оскорбление была тоже необычной для пацанов. Мы ожидали, что он либо рассмеется после этого, либо кинется на обидчика с кулаками, и ждали, как поступит в этом случае новичок. Витька был примерно одного возраста со Спутником. По комплекции они тоже были примерно одинаковы. Спутник немного ниже Скрипки, но коренастее, покрепче. Витька прекрасно понимал, что обзывая, Спутник провоцирует его на драку.
Поступил Скрипка опять не так, как мы думали:
– Слушай, парень, – сказал он, – если бы ты оскорбил меня, я бы может еще и стерпел, хотя шутка твоя довольно дурацкая, но ты оскорбил моего отца, которого я глубоко уважаю, и которого здесь сейчас нет. Тем не менее, я разрешаю тебе взять свои слова назад. Если ты этого не сделаешь, то предупреждаю, что тебе будет больно и стыдно.
Вся эта фраза была сказана Витькой с такой решимостью и достоинством, что у нас не осталось никаких сомнений в том, что так и будет. Тем не менее Спутник, в силу своего упрямого характера, и не думал извиняться, хотя было видно, что он не ожидал такого. Сказанное Скрипкой обескуражило Спутника. Может быть, если бы он просто повернулся и ушел, то и закончился конфликт сам собой, хотя вряд ли. Но нет, не мог позволить отъявленный драчун, чтобы какой-то приезжий новичок разговаривал с ним в таком тоне.
– Как это так – взять свои слова назад.
Ему никто и не говорил такого никогда. Он и выражения такого никогда не слышал.
– Ха – взять слова назад.
– Да ты не просто сын «подклоповника», ты сын вонючего «подклоповника» - понял? - Вызывающе заявил разъяренный Спутник.
Он не успел закончить свое злое оскорбление – Витька коротким, крепким ударом врезал ему в скулу. Удар был сильным, но не свалил Спутника, он был опытным бойцом. Не ожидал такой смелости от новичка, но все-таки устоял на ногах. Это был нокдаун. Санька на короткое время был вырублен и физически, и психологически. Ответные его удары не принесли успеха. Спутник бессмысленно волтузил воздух, попав лишь один раз вскользь по щеке противника. Немного погодя он «отрезвел», собрался. Удары старался наносить реже, но осмысленнее. Тем не менее, мало какие из них достигали цели. Витька уходил от нападений Спутника, причем видно было, что уходил умело. Чувствовалась тренировка. Сам же Скрипка нет-нет да доставал Саньку, удары его были очень ощутимы для противника. Спутник все больше начинал нервничать, злиться, и поэтому чаще допускать ошибки. Драка закончилась полной победой Витьки Скрипки. Сашка понял, что нарвался на достойного противника, с Витькой драться бесполезно. Но Спутник постарался не уронить до конца своего достоинства. Он просто отступил, прекратил бой и пообещал победителю еще встретиться, после чего вразвалочку удалился. По сути, это была не драка. Это был настоящий бой, который дал смелый мальчишка зарвавшемуся задире, и в котором справедливость восторжествовала, а порок был посрамлен. Все мальчишки, присутствовавшие при этом, после ухода Спутника стали расспрашивать Витьку, где он так научился драться, не занимается ли он боксом и всякое другое. Из ответов Скрипки мы поняли не все, так как он не очень то распространялся в ответах, а дал понять, что драться, конечно, надо уметь, кое-чему его научил отец, но главное надо быть смелым, не теряться и быть уверенным в себе.
С этих пор Витька Скрипка стал среди нас, пацанов, непререкаемым авторитетом.
Спутник, поняв, что одному ему с противником не сладить, снисходительно следил за событиями во дворе со стороны. Он поддерживал прежние отношения с мальчишками, иногда задирал их, но как только появлялся Скрипка, Спутник старался под каким-нибудь предлогом с достоинством уйти. Не мог по своей натуре Сашка и натравить на Витьку пацанов из другой компании. Спутник хотел получить «сатисфакцию» только сам, без чьей-либо помощи, и поэтому он просто выжидал. Саня был очень злопамятен и не мог простить Витьке своего поражения.
Немного погодя произошел другой случай, который возвысил Витьку в глазах мальчишек еще больше. Я не думаю, что Спутник играл в этом случае какую-то роль, хотя присутствовал при нем. Он никогда и никому бы не стал рассказывать о своем поражении. Скорее всего, пацаны из другой компании, другого микрорайона прослышали о смелом, отчаянном мальчишке, о том, какой отпор дал Сашке Никифорову, и искали момента испытать новичка. Случай этот произошел на спортивной площадке восьмилетней одноэтажной, деревянной школы, находящейся возле парка железнодорожников. По обыкновению на этой площадке собирались несколько компаний. Одни гоняли футбол, другие бросали мяч в кольцо, играя в «минус пять», третьи играли в «чику». В нее играли всегда на деньги. Выгнутые, побитые монеты позвякивали в карманах игроков. В «чику» в основном всегда играли «хозяева» площадки, пацаны, проживающие недалеко от парка и имеющие славу хулиганистых и приблатнённых. Игра эта зачастую кончалась спорами, переходящими в ссоры и драки. Я не помню, из-за чего разгорелась ссора между Витькой Скрипкой и «хозяевами» площадки. По-моему, мяч от Витьки случайно попал в кон игроков в «чику», разрушив его. Я увидел только то, что группа «приблатнённых» обступила с трех сторон Скрипку. Как обычно, в этой группе мальчишек драку начинал «провокатор», наиболее подленький, задиристый, но мелкий пацан. Зная понаслышке о смелости Витьки, но не испытавшая еще его кулаков «кодла», чувствовалось, опасалась его. С «провокатором» Скрипка разобрался просто и быстро, дав ему «подсрачник» и, запнув в кусты второго мальчишку, который был покрепче первого, «вырубил» апперкотом. Но против Витьки находилось еще много пацанов, которые постепенно приближались, сужая полукруг. Чувствовалось, что силы были неравны. Один из пацанов нашей компании подошел к нам и передал слова Витьки, чтобы мы не «впрягались» в конфликт, поэтому, стоя поодаль, все наблюдали за развитием событий. Скрипка и здесь нашел неординарный выход из критического для него положения. Он поднял лежавший на земле обломок кирпича и громко сказал обступившей его «кодле»:
- Урки. Предупреждаю всех. Я закрываю глаза, и буду бить кирпичом кого попало, и куда попало. Если кого прибью насмерть – я не виноват. Я вас предупредил.
После этих слов Витька прикрыл глаза. Не закрыл, было видно всем, а просто прищурил, сделал вид, что закрыл глаза. Противник оказался в замешательстве. Каждый из наступающих на Витьку пацанов прекрасно понимал, что подойди он к Скрипке на расстояние удара, может схлопотать кирпичом по башке. А как он бьёт, уже все видели. Причем за это Витьке ничего не будет при разборках, ведь он предупредил, все слышали. Так Скрипка и дошел до своего дома, в окружении неприятеля. Около своего подъезда он выбросил ненужный теперь кирпич и с достоинством, усмехнувшись над противниками, ушел. Спутник видел все происшедшее и оценил, конечно, поступок Витьки по достоинству. Еще раз или два он цеплялся к Скрипке, задирая его, получил однажды за это по «соплям» лыжами и прекратил приставания. Но нас, меньших пацанов, Сашка частенько то щелкал, то давал подзатыльник или «поджопник». И тогда Витька стал заступаться за нас. Мы были младше Спутника кто на год, кто на два, и поэтому не могли дать ему соответствующий отпор. Некоторые пытались, я тоже, но результатом всегда были либо расквашенный нос, либо синяк. Зятю я не жаловался. Это было не в моем характере. Иногда Иван, видя на моем лице явные признаки стычки с Сашкой, спрашивал меня:
– Опять Спутник тебя долбил?
Я категорически отрицал его догадки.
Раза два после подобного зять разбирался с Сашкой, предупреждал его, чтобы не трогал меня, даже давал подзатыльники, но Спутника это не вразумляло. Тот считал, что я нажаловался Ивану, и поддавал за это мне. Витька, видя наши с пацанвой синяки и шишки, догадывался чьих это рук дело. Поэтому он откровенно поговорил с нами.
– Пацаны. Спутник сильнее каждого из вас, но буцкает он вас из-за того, что вы водитесь со мной. Меня он тронуть боится, а на вас вымещает свою злость. Не бойтесь его. Говорите мне, если он вас задирает. Я разберусь. И не считайте это непорядочным. Сашка поступает подло, когда бьет ребятишек слабее себя.
Об этом разговоре узнал и Спутник. Однажды он «докопался» до меня. Моя сестра с мужем жили на одной площадке с семьей Никифоровых, и поэтому я встречался с Сашкой гораздо чаще других пацанов. Не помню, что послужило поводом в этот раз, но подзатыльников Спутник мне надавал. Вначале я пытался от него отбиться, убегать не хотел, это было не в моих правилах. Силы были неравны. Санька превосходил меня и силой, и опытом в драках. Глаза мои застилали слезы бессилия и несправедливости. Ногти, сжатых в кулаки пальцев, рвали кожу на ладонях. Я только от обиды и злости говорил:
– Ну, погоди Спутник, подросту, научусь драться и буду бить тебя в честном бою.
 А пока я стоял и не знал что делать. Спутник же издевался:
– Ну, зови своего сына «подклоповника». Он обещал со мной разобраться.
Со злостью я сказал:
– И позову. Его то ты бздишь.
И я пошел к Скрипке.
– Будь что будет, – думал я, – пусть Витька побьёт Сашку.
Я хотел, очень хотел этого. Витька сидел дома и играл на скрипке. Разучивал домашнее задание. Он выслушал мое сбивчивое, невнятное бормотание, из которого понял, что виноват Спутник.
– Погоди немного, закончу упражнение – приду, разберусь. Иди пока, – сказал Витька.
И я поплелся назад. Ноги не хотели идти. Я знал как начнет издеваться Спутник.
– Почему Витька не пошел со мной? – думал я.
– Ну, где твой защитник? – такими словами встретил меня Сашка.
– Он скоро выйдет. У него занятия по музыке, - ответил я.
Снова последовали тычки, от которых в меру своих сил я пытался защищаться. И вдруг они прекратились. Спутник лежал на земле. Он зло и глупо хлопал растерянными глазами, не понимая, что произошло. Это Витька Скрипка - мой защитник, не только мой, но и всех нас, младших ребятишек защитник – наш «Робин Гуд», стоял, возвышаясь, над моим обидчиком и строго ему говорил:
– Не трогай младших! Не бей слабее себя! Бить за них я буду!
Оказалось, что Витька после моего посещения специально отослал меня, сделав вид, что ему некогда, а сам (жил он на первом этаже), открыв окно и выбравшись через него на улицу, обошел дом и наблюдал всю последующую сцену. Не выдержал он издевательств Спутника, и, не предупреждая, отправил того «нюхать землю».
Больше Санька ни ко мне, ни к другим пацанам не приставал. В дальнейшем как -то все более или менее нормализовалось. Бывало, что и играли мы вместе, но нет-нет, да чувствовалась в нем затаенная в глубине души злость на Витьку. Прошел год или два. Отца Витьки направили служить в другой гарнизон. С ним вместе уезжала и семья. Жаль было расставаться с таким товарищем. Грустно, со слезами на глазах провожали мы его. Крепко, по-мужски пожал он нам всем руки, потрепал вихры и сел в вагон. Долго еще на прощанье махала руками вслед удаляющемуся поезду растроганная, утирающая незаметно слезы, пацанва.
Спустя какое-то время в Ишим приезжала мать Витьки – привезла всем ребятишкам гостинцы - пирожное, конфеты, печенье, шоколад и газ.воды, передавала привет , говорила, у него все нормально. Никогда больше не слышал я ничего о Витьке и его семье. Иногда, смотря некоторые художественные фильмы, встречаю в титрах – Дирижер – С.Скрипка. Нет не тот. Если бы был наш – был бы В.Скрипка.
Кем стал тот не по годам серьезный, отчаянный и решительный мальчишка? Может, музыкантом?
Нет! Кажется мне, что с таким как у него характером, пошел Витька по стопам отца – стал военным. А где он сейчас? Может, в «Афгане» сложил голову? А может, служит где-нибудь? Наверное в больших чинах? Кто его знает.
Одно знаю – ЧЕЛОВЕК он.
Где ж ты, Витька Скрипка, незабываемый «Робин Гуд» моего детства?