Ода Е. В. Шашлыку... Моим Друзьям по Сети...

Владим Сергеев
       ... Шашлык...
       Такое знакомое всем слово...
       Древнейшее, если не первое блюдо, приготовленное мужчиной - охотником...
       Тысячелетия, пролетевшие с тех далеких времен наполнили его новым смыслом, понятным Посвященным...
       Шашлык... Это не просто еда. Полагаю - поэма, которую пишет сердце и творят руки Мастера...
       Не касаюсь истоков творения, ибо многие назовут изначальное - убийством. Не буду смаковать подробности - ибо нет в том высокой поэзии Охоты. Утешу тем, что сие - необходимо...
       Вначале было Слово...
       Так и шашлык - начинается с дивной мелодии, прозвучавшей в душе. Где то там - внутри, в душе ли, сердце ли возникнет вдруг, неясное пока еще, чуть тревожное и волнующее чувство...

       ...Ожидание...
       ...Предвкушение...
       ...Мечта? - Может быть ...
Оно греет душу, рождая незримые образы. С каждым мгновением проясняется дымка туманных желаний.
       Отрешись от земного, Мастер!!! Прочь суету забот и проблем. Не место суетному и обыденному, когда поет Душа формируя Образ!
       ...Возьмите килограмм баранины, две - три головки репчатого лука, уксус, перец ... - Кто из нас не читал эти сочинения графоманов от Общепита???
       Равносильно - сказать Поэту: - Возьми бумагу, ручку и ДВА МЕТРА слов ...
       Поэт Сердцем пишет. Вольготно и трепетно льется стих, он как Птица, как Песня...
       Сердцем и руками Мастер шашлык творит. Зачем считать и взвешивать Мастеру??? Душа его творит вкупе с руками. Он не здесь - в необозримой выси парит он разбившись на ипостаси Души и тела...

       Не для утонченного вожделения гурмана, затуманеным взором озирающего стол в поисках невиданной снеди.
       Не для слюнявой пасти обжоры, давящейся второпях кусками, готового и пальцы свои сожрать.
       Не для дамочки экзальтированной, носик брезгливо сморщившей, кончиками пальчиков маникюренных, вилочкой - ножичком, ножичком - вилочкой...
       Шашлык - сердечная дань Мастера Кругу Друзей.
       Не впадаю в грех Гордыни, возвеличивая себя до Мастера... Написанное мною - дань Уважения Друзьям по Сети, встреченным мною волею Судьбы.

       Это - Вам, Друзья мои...
       ...Поет песню оселок, гуляя по лезвию доброго, самоковочного ножа. Доводит его до остроты звонкой, бритвенной. Негоже, сердясь и ругаясь, рвать плоть благородную магазинной тупой нержавейкой.
       Стол деревянный - не оскверняйте живое холодом клеенок и пластиков.
       Мяса кусманы - не слушай льстивые, хвалебные вопли торгашей - не спешите хватать их подешевле. Голос внутренний подсказывает, что взять - и уж тогда не торгуйся... Они лежат тут же, и , затачивая нож, примеряешься к ним, раскраивая взглядом...

       Рука сама знает - где и как скользнет лезвие, доверяя ей - не гляжу даже - вдоль или поперек волокон стекает рез. Порой не раз и не два крутанешь шмат добрый, ожидая, когда потянется лезвие и начнет сечь ткани... Закончен крой...
       Сами собой, подвластные мановениям рук, укладываются кусочки в сложную мозаику на столе. Вот тут - не спеши! - Жди и слушай, когда то, что внутри тебя скажет - куда, что и как сыпать...
       Не было случая, когда мог бы сказать загодя - сначала соль, затем специи... Бывало - окинув взглядом разложенные куски, складывал их в посудину, щедро перекладывая луковой сечкой. Только через время - чем и как отмерянное??? -выкладывал все по новой. И тогда порхала рука сея соль, приправы и Нечто - неосязаемое и неощутимое, но совершенно необходимое и обязательное - флюиды души своей ...

       Никогда не мерил, не считал, не взвешивал - мерилом всегда рука была. Каждого кусочка не раз и не два коснитесь!!! - может быть, мало попало какому, того - что не взвешивается и не считается. Перевертывая выкладку - не соблазнись скорой, торопливой, механической переверткой. Всякий раз на столе складывается новая мозаичная картинка. И снова - слушаю нечто, внутри себя - безошибочно подскажет - что, как и сколько.

       Нет мелочей в процессе! Важно все. Емкость, посудина в которой будет дозревать заготовка, наливаясь соком и готовностью принять жар углей...
       Проверено... - Лучше всего - керамика. Далее - эмалированные или стеклянные емкости.
       Ни в коем случае - никаких дюралей, аллюминиев и прочих синтетиков и нержавеек! Не раз использовал лагушки деревянные... Скажу - есть смысл! Одно только - уж сильно долго потом мыть, скоблить и выпаривать древесину...

       В закладке, как и всем предыдущем действе - суете и спешке не место. Не спеши, не сучи в нетерпении ножками, тщательно и с любовью найди место каждому кусочку!
       Первый слой - основа! - ровно и плотно укладывай и, не скупясь - слой сечки луковой - сплошь!!! Так и дальше - слушай себя и руки свои - они выполнят предначертанное! Не гляди, что порою неровный слой - значит, уготовано так.
       Закончена укладка? Не тряпкой засаленной!!! - руками собери со стола всю мелочь мясную, соль, специи... Не разлучай, не выкидывай - все туда, в посудину. Смесью этой равняю укладку под гнет.
       И никаких!!! Ни в коем случае!!! - никаких уксусов и прочей химической хрени!!! Наршэраб - сок гранатовый, натуральный - ДА! ДА! ДА!!! Скажите только - где сыскать его сейчас - натуральный...

       Гнет - керамика, фарфор или дерево. Затрудняюсь сказать - вес... Это - единственное, пожалуй, что можно нормировать. Три - пять килограммов. Вопрос скрупулезный - сколько выдерживать? При какой температуре? - не праздный вопрос. Однако - не имеет он значения принципиального. Обычно три - четыре часа в прохладном месте... Что? Сколько лука? Какие специи? Сие в немалой степени зависит от места жительства и вкуса Вашего. Клади что нравится - не ошибется рука Творящего.

       ... Костер.
       Только костер.
       На электричестве и газе хорошо варить супчик из концентратов.
       Шашлык - он живого жара требует... Дровишки - березовые. Замечательные получаются угли от старой, хорошо просохшей лозы виноградной. Мангал? В принципе - можно. Однако предпочитаю очаг из камней, в крайнем случае - кирпичей.
       Первые языки огня начали веселую пляску...

       В этот момент - "Костровая" пьется. Первая чарка. Не надо тостов, здравиц и прочее... Это - своеобразная жертва огню. Пьется в сосредоточенном молчании, без чоканья и словоблудия.
       Будет еще время для речей выспренних и тостов заумных... Степенно пьется, и, последние капли - в костер. Полыхнув, пламя синее уносится ввысь - Жертва принята...

       ...Пауза...
       Она неизбежна, не нужно заполнять ее праздной болтовней. Горит, полыхает пламя, пожирая полешки дров. Жарко ли, холодно ли - притягивает к себе огонь, вытягиваются к нему руки, впитывают живую его силу... Осыпаются угли. Отгрести в сторону несгоревшие, с огоньками, полешки...
       Шампуры...
       Приходилось видеть всякие. И жарить приходилось на всяких. Даже на "зубочистках" - на которых и воробья то не изжарить путем. Не люблю стылую нержавейку. Пруток 8 ( ст 3 - 5 Пс ) - расковать, расплющить вручную.
Да - ржавеют. Да - не блестят изящно. Не ленясь песочком кварцевым шоркаю. Салом бараньим на хранение мажу.

       Не спеша, без суеты торопливой, кусманчики насаживаю на вертел. Плотно - но не жулькая и не сдавливая. Лучком, помидорчиком, перчиком, сала кусочками перемежать соразмерно кусочки мяса... Складывать шампуры на противень деревянный, либо - попросту - на полешки разложенные. Обтекает пусть, зреет перед жаркой.
       Прибить, разровнять угли, сдвинуть те, что играют огоньками синими. Не пара Огонь Шашлыку...

       Вот тут - время "Закладной" чарки.
       Темнеют угли...
       Обтекает, дышит мясо на шампурах...
       - ЗА ВСТРЕЧУ... - Что еще скажут Друзья??? - Первый тост... Сошлись разом, звякнули глухо чарки...
       - Хорошо пошла... Да разве может она плохо пойти? И - закладка.
       Не сверху, не сбоку - душа укажет - куда, какой шампур класть...

       Первые капли сока на угли. Первый дымок благоуханный.
       Словом перекинуться, о делах спросить - можно.
       Бадейка - с водой студеной, чистой - рядышком с костровищем. Ни - ни позволить огонькам шаловливым под рядками шампуров скакать... Окунуть руку, брызгами резкими загнать огонь в угли! Только Жар!
       Шкварчат, подрумяниваются понизу вожделенные кусманчики. Дымок - это ж в словах не выразишь... С чем сравнить??? - одно слово - Шашлык... Аромат чарующий разносится по округе и все, кто учуял колдовской его зов, поворачивают носы по ветру...

       ...Мужчина...
       ...Охотник....
       ...Добытчик...
       В душе Он - всегда Ребенок. Руки его - нетерпеливо детские, шаловливые, лезут, тянутся - помочь, подсобить... Воля мужская укрощает поползновения.
Не равнодушие в сдержанном спокойствии окружающих. Не пристало суетиться, сучить ножками в ожидании... Не всякий выдержит - сизоватый дымок, над костровищем струйками вьется, шипение сока и жира, капающих на угли, величаво - сдержанная поза Мастера, следящего за процессом...

       Переворот. Один раз Мастер шампура переворачивает. Почему - не знаю, не ведаю. Особый шик. Почерк. Стиль.
       Не отвести взор от золотистых кусманчиков... Пузырится поджаренная корочка... И - парок - пополам с дымком... Как не налить по чарке?
       ...Проба...
       Мастер снимает поглянувшийся шампур... Не чинясь - случаен выбор. Нет титулов среди друзей - если нет Друзей дальних. Тогда - конечно, первый кусманчик - им. Наделен каждый. Самый старший, либо гость почетный - не спеша пробует, в молчании выжидающем, задумчиво, сосредоточенно смакует...

       - ...М О Ж Е Т....
       - Просветленно и негромко звучит Слово...
       Не надо оваций.
       Дифирамбов, визга восхищенного - ничего не надо.
       Что может быть выше, что может быть круче короткого, сдержанного
       - ...МОЖЕТ...

       Чарки встречаются над костровищем, стукаются глухо - пусть и плеснет какая каплями на жар - не беда. Вспыхнет пламя - не обожжет готовый шашлык. Выпили. Можно снимать. Подавать к загодя накрытой полянке. И под шашлык - не водка! - вино красное...
       Доброе, старое грузинское... Где они - Кинзмараули, Хванчкара, Алазанка???
       Что еще? А разве нужно еще что то???
       Главное - Друзья рядом...
       Друзья - они всегда рядом, даже если совсем далеко...