Урок 8. Старые истории на новый лад

Александр Богаделин
Методическое пособие по книге
А. Богаделина «Кикимора и другие…»
для учащихся среднего и старшего звена школ и гимназий

Полный список обработок классических сказочных сюжетов (в пересказе Пшелты и Щасвернуса) из книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…».

«Кто такие Пшелты и Щасвернус» - http://www.proza.ru/2009/12/13/752
«Репка» - http://www.proza.ru/2009/12/21/587 
«Курочка Ряба» - http://www.proza.ru/2009/12/22/708
«Колобок» - http://www.proza.ru/2010/01/07/1036
«Сказка о рыбаке и Золотой рыбке» - http://www.proza.ru/2009/12/23/94
«Царевна-Несмеяна» - http://www.proza.ru/2009/12/24/498
«По щучьему велению» - http://www.proza.ru/2009/12/26/622
«Как лиса летать училась» - http://www.proza.ru/2009/12/19/758
«Про сестрицу Аленушку и братца Иванушку» - http://www.proza.ru/2009/12/25/933
«Царевна-лягушка» - http://www.proza.ru/2009/12/27/941
«Красная шапочка» - http://www.proza.ru/2010/01/02/1044
«Золушка» - http://www.proza.ru/2010/01/14/790
«Кот в сапогах» - http://www.proza.ru/2010/07/19/899
«Спящая красавица» и «Новое платье короля» - http://www.proza.ru/2010/01/19/648   
«Волк и семеро козлят» - http://www.proza.ru/2010/01/04/1076
«Принцесса на горошине» - http://www.proza.ru/2010/02/11/1085 
«Истинная правда» - http://www.proza.ru/2010/07/18/618


УРОК 8. СТАРЫЕ ИСТОРИИ НА НОВЫЙ ЛАД
(7-8 класс, уроки литературы (внеклассное чтение) и Мировой художественной культуры, в двух частях)
Тема урока: Подлинные истории известных литературных персонажей.
Тип урока: Комментируемое чтение с элементами беседы. Творческий конкурс.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Ход урока:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Сюжеты многих известных нам сказок на самом деле заимствованы из народного творчества. В знаменитых «Сказках матушки Гусыни», прославивших Шарля Перро, оригинальным был сюжет только «Красной Шапочки». И «Спящая красавица», и «Синяя борода», и «Кот в сапогах», и «Золушка», и «Мальчик-с-пальчик», и «Рике с хохолком» были написаны на основе народных сказаний. Множество фольклорных заимствований можно найти и у Ганса Христиана Андерсена и у братьев Гримм.
Обычно автор поступал следующим образом. Брал известных героев и помещал их в хорошо известную ему обстановку. Узнать моду 1697 года вполне можно по описанию платьев сестер Золушки, собирающихся на бал. А Спящая красавица говорит так, как и подобает принцессе 17 века. Увидев разбудившего ее принца, она восклицает: «Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!».
Но с момента создания бессмертных сказочных творений прошло более трехсот лет. И нет ничего удивительного в том, что современные авторы уже стали использовать в своих произведениях не народные сюжеты, а сказки великих предшественников.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Александра Богаделина и его книгой «Кикимора и другие…». В ней есть два веселых персонажа - бес Пшелты и черт Щасвернус, которые решили по-своему пересказать «Курочку Рябу», «Красную Шапочку», «Сказку о Золотой Рыбке» и некоторые другие не менее известные истории.
При этом они всегда стремятся «докопаться до истины» и обязательно ответить на вопросы: Почему дед с бабкой так и не смогли разбить золотое яичко, но это с легкостью делает пробегавшая мышка? Кто были те доблестные охотники, которые освободили Бабушку и Красную Шапочку? И правдиво ли была пересказана история Царевны-лягушки?
Но перед тем как перейти к чтению первой истории, надо сделать несколько пояснений о главных героях – Пшелты и Щасвернусе.
Черти и бесы в славянской мифологии являются самобытными персонажами, имеющими весьма отдаленное отношение к Дьяволу и Сатане – образам, пришедшим из библейских текстов вместе с христианством.
Они могут принять любой облик – животного, человека, вихря или огненного столба, но истинным считается их вид с рогами, хвостом и копытами на ногах. Бесы, кроме всего этого, имеют еще и крылья, позволяющие им перемещаться по воздуху.
Главное занятие чертей и бесов по отношению к людям – творить мелкие пакости. Причем, черти обычно смущают, а бесы – подстрекают. Они могут запросто сбить с дороги, завести в лес и непроходимое болото, или напустить такой азарт, что человек спускает все в игре до последнего.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
А теперь послушаем первую историю.
Далее читается «Золотое яйцо» (http://www.proza.ru/2009/12/22/708)

По ходу чтения рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. Вот теперь и расплачивается дырками.
Маленький негодник Кароез очень любил делать себе уютные домики в зубах духов, и вытащить его оттуда мог только клюв дятла.

2. Да за эту пасту Кащей что угодно отдать может. Это ж бессмертие гарантированное.
Кащей Бессмертный – демон зимы, способный заморозить всю природу.
По всей видимости, Щасвернус поверил расхожим слухам, что его жизнь зависит от целостности иглы, которая помещена в яйцо. Яйцо, в свою очередь, заключено в утку, которая находится в зайце, сидящем в сундуке, зарытом под дубом на острове Буяне.
На самом деле, яйцо – это символ нашего мира. Скорлупа – небо, белок – вода, желток – земля. И с его разрушением погибнет не только Кащей, но и все живое на земле.

***
В следующей истории повествуется о Красной Шапочке и ее Бабушке. Вот как все происходило с точки зрения Пшелты и Щасвернуса.
«Легенда о Красной Шапочке» (http://www.proza.ru/2010/01/02/1044)

Вопросы к прочитанному:
1. Расскажите, как звучал диалог между Волком-Щасвернусом и Красной Шапочкой?
Ответ:
– Бабушка, почему у вас такие большие уши?
– Это чтобы лучше тебя слышать.
– Бабушка, почему у вас такие огромные глаза?
– Это, чтобы лучше тебя, внученька, видеть.
– Бабушка, почему у вас такие страшные зубы? …

***
И, наконец, завершает сегодняшний урок история экзамена у Золотой Рыбки. «Экзамен у Золотой Рыбки» (http://www.proza.ru/2009/12/23/94).

По ходу чтения рекомендуется прокомментировать:

…и Кариатидами подпертая …
По античным мифам и легендам титан Атлант держал на своих плечах небесный свод. В память об этом, при строительстве зданий часто поддерживающие колонны выполнялись в виде мужских и женских фигур – Атлантов и Кариатид.

Вопросы о прочитанном:
1. Что напоминает процесс создания больших иллюзий?
2. Вспомните основные эпизоды из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Напишите собственные истории про Пшелты и Щасвернуса по сюжетам известных сказок – «Репка», «Колобок», «Царевна Несмеяна», «Как лиса летать училась», «Золушка», «Кот в сапогах».
(В третьей части книги А.Богаделина «Кикимора и другие…» приведены обработки этих сказок).


УРОК 8. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Тип урока: Комментируемое чтение с элементами беседы. Творческий конкурс.

ХОД УРОКА:
На прошлом уроке мы познакомились с веселыми героями – бесом Пшелты и чертом Щасвернусом. Сегодня мы узнаем об их новых приключениях.
Первая история повествует о Царевне-лягушке. Всем нам с детства хорошо знакома судьба Ивана-царевича, стрела которого попала в болото и оказалась в руках сидящей на кочке лягушки. Теперь мы выясним, как все это случилось на самом деле.

Далее читается сказка «Болотница Марфуша» (http://www.proza.ru/2009/12/27/941)

Вопросы о прочитанном:
1. Как называется загадка, загаданная Болотнице Марфуше Пшелты?
(Ответ: Загадка сфинкса.)
2. Кто такой Кот Баюн?

***
А теперь переходим к самому интересному. Оказывается, Пшелты и Щасвернус не только пересказывали известные сказочные сюжеты, но и сочиняли лимерики.
Лимерики – это шуточные стихотворения из пяти строк, и их традиционно связывают с именем Эдварда Лира, издавшего в 1846 году свою знаменитую «Книгу нонсенса». Приведем несколько примеров из этой книги:

Жила на горе старушонка,
Что учила плясать лягушонка.
Но на все «раз-и-два»
Отвечал он: «Ква-ква!» –
Ох, и злилась же та старушонка!

Один старикашка с косою
Гонялся полдня за осою.
Но в четвертом часу
Потерял он косу
И был крепко укушен осою.
(Пер. Г. Кружкова)

Однако истоки этого жанра можно уже найти и в сборнике английских народных стихотворений, считалок и песенок для детей «Рифмы матушки Гусыни», впервые в печатном виде увидевшем свет в Англии в конце 17 века.
Пятистишие классического лимерика строится по схеме ААВВА, то есть рифмуются первая, вторая и пятая строки, и соответственно – третья и четвертая. Количество слогов в первой, второй и пятой строках желательно, чтобы было на три больше, чем в третьей и четвертой. С точки зрения сюжетной линии, шутливое пятистишие обычно (но не обязательно) включает описание эксцентрических действий героя, проживающего в том или ином месте, и реакцию на его действия кого-либо из окружающих.
После этого краткого пояснения перейдем к истории наших героев.
Сказка «Лимерики» (http://www.proza.ru/2009/12/18/405)

Рекомендуется кратко пояснить ученикам, что такое хокку.
Хокку, хайку (буквально начальные стихи) – жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие в оригинале состоящее из 17 слогов (5 – 7 – 5).
Наиболее ярким представителем этого жанра считается Мацуо Басё (1644 – 1694).

«Осень уже пришла!» –
Шепнул мне на ухо ветер,
Подкравшись к постели моей.

***
Узнав, что такое лимерики и как блестяще справился со своим заданием Пшелты, попробуем сами сочинить такие юмористические пятистишия. Но темой для них будут цифры от одного до десяти, а героями – славянские духи. (Рекомендуется предварительно повторить основных славянских духов на основе материала урока № 1).
В качестве примера можно привести следующие стихи (автор - Е.Фельдман).

Про цифру 5.

Пять друзей-домовых с балалайками
Притаились за ларем с фуфайками.
Лишь хозяин заснёт –
Сразу дружный аккорд
Раздаётся из ларя с фуфайками.

Про цифру 6.

Без обеда и без выходных
Тренируются шесть водяных.
Всё качают хвосты –
Знак мужской красоты,
Чтоб русалки вздыхали о них.

Про цифру 7.

Спутав шерсть и попрятав все спицы,
Подались семь кикимор в певицы:
На завалинке сели
И про груши запели,
Так, что с веток попадали птицы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Дописать начатые стихи.


Содержание Методического пособия по книге А. Богаделина «Кикимора и другие…»

Путеводная нить мифологии - http://proza.ru/2011/12/26/1837
Введение - http://proza.ru/2008/09/18/229
Тематическое планирование уроков - http://proza.ru/2008/09/19/129
Урок 1. Славянские боги и духи - http://proza.ru/2008/09/21/230
Урок 2. Кикимора-предсказательница - http://proza.ru/2008/09/22/144
Урок 3. Славянские духи на страже природы - http://proza.ru/2008/09/23/165
Урок 4. Любовь истинная и мнимая - http://proza.ru/2008/09/24/204
Урок 5. История и традиции рыцарства - http://proza.ru/2008/09/29/281
Урок 6. Воевода и духи - http://proza.ru/2008/09/30/249
Урок 7. Змей Горыныч - http://proza.ru/2008/10/01/435
Урок 8. Старые истории на новый лад - http://proza.ru/2008/10/02/553
Урок 9. Как Змий Огненный на Василисах женился - http://proza.ru/2010/09/10/1001