Сафари в двух уровнях

Евгений Михайлов
       Витька Жуков и Славка Зыков дружили с детства, учились в одном классе, даже фамилии их стояли рядом в классном журнале. Однажды учитель физики Александр Петрович, у которого в тот день в глазах двоилось после вчерашнего дня рождения физрука Василия Васильевича, поглядев в журнал, изрёк : « Отвечать к доске пойдёт у нас … Зуков!» Класс взорвался хохотом. Самые смелые кричали учителю: « Который? У нас их двое!» А когда растерявшийся вконец физик пробормотал: « Они, что – братья?», это и было моментом рождения прилипшего потом к ребятам прозвища «братья Зуковы». Прозвища, впрочем безобидного, бывают в школе и похуже.
       После окончания школы «братья» показали весьма скромные результаты в тестировании и на бесплатное обучение в институты не прошли. О платном обучении нечего было и мечтать. Витькин отец перебивался случайными заработками, которые почти полностью и пропивал. А Славку с сестрёнкой Ленкой мать вообще одна тянула. Папочка покинул их ещё во младенчестве и с тех пор не объявлялся.
       Прохулиганив до середины лета, « братья» задумались, что же дальше? Надо найти способ зарабатывать деньги. Выход нашёлся сам собой.
Возвращаясь с рыбалки, ребята встретили знакомого старичка Степана Ивановича, жившего неподалеку от Славки. Его экипировка удивила мальчишек. Резиновые сапоги, штаны из плотного брезента и это в такую жару! Начались расспросы и выяснилось, что Степан Петрович уже не первый год ловил змей, забирая у них в специальную посуду яд. Змей он после этого отпускал на волю, а собранный яд сдавал в одно из городских химфармпредприятий, получая за это немалые деньги. Но в этом году змей почему-то встречалось мало. На следующий день ребята напросились со Степаном Ивановичем на охоту. Много исходили они за этот день, однако поймали всего одну гадюку, да и то какую-то полуживую.
       Дед успокаивал « братьев»: « Ничего, вот жара спадёт, змеи появятся. Ждите дождя!» Ему понравился интерес ребят к такому проиыслу.
Он охотно помог им подготовиться для будущих походов – заготовлены были сачки , рогульки, даже мешок из прорезиненной ткани со стягивающимся горлом. Сетка вверху мешка давала змеям возможность свободно дышать.
       Дня через два прошел долгожданный дождь и на следуюшее утро
«Зуковы» отправились в поход, прихватив с собой кое-что из провизии и палатку. Степан Петрович советовал ребятам прочесать ущелье с протекающей в нём речонкой. Там он в этом году не был и значит, змеи должны быть «недоенные». Палатку «братья» поставили недалеко от входа в ущелье. Долго бродили. Ящериц и лягушек встретили предостаточно, а это любимая пища змей, но нужных рептилий не нашли ни одной. Разочарованные, вернулись парни к палатке, разожгли костерок. Испекли картошки, сальца помельче нарезали, пошли в ход и огурцы. Пригодилась и початая бутылка самогона, которую Витька увёл у захмелевшего отца.
       Парнишкам стало тепло и весело, поболтав о том, о сём, они уснули.
Наутро Славку разбудила муха, назойливо ползавшая у него по лицу. Потянувшись, он увидел, что Витьки в палатке нет. « Эй, дружбан, где ты?» - позвал он. Ответа не было. Выскочив из палатки, встревоженный Славка кричал, свистел, но безрезультатно. Невдалеке, на пригорке он увидел чабана с овцами, двинулся к нему. В предгорье расстояния скрадываются и Славка изрядно устал, пока добрался к чабану.
       Пожилой казах в тюбетейке сказал: « Нет, не видел никого. А вы зря палатку возле ущелья поставили. Наверное, твоего друга шайтанчик за собой увёл.»
- « Что за шайтанчик?»
- « Никто не знает, они появились здесь с весны. Кругленькие такие. Похожие на детские заводные игрушки. Но это не игра. Вон змеи все в округе исчезли, они всегда чуют недоброе. К шайтанчикам лучше не подходить и на них не смотреть».
- « А что будет- то?»
- « У нас в отаре две овцы потерялись. Мой племянник Дидар пошёл их искать и сам исчез.Я потом ходил по ущелью. Там пещер много. Возле одной из них увидел клочок его синей рубашки. Рубашка совсем новая была, просто так порваться не могла. Это Дидар мне знак оставил, что он где-то здесь. Я во все пещеры заглядывал, фонариком светил. Никого нет! Повернул назад и тут на тропинке увидел шайтанчика. Посмотрел на него и сразу почувствовал какую-то пустоту в голове. Непонятная сила тянула меня к шайтанчику. Но тут я запнулся, упал и головой об камень ударился. Потом ничего не помню, сколько времени лежал - не знаю. Очнулся – уже темнело. Потихоньку встал и вышел из ущелья почти наощупь».
- « Но я должен найти Витьку. Пойду в ущелье», - не очень уверенно заявил Славка.
- «Сынок, ты лучше подожди в палатке, а я на лошади смотаюсь в село. Возьму кого-нибудь в помощь. Не бойся – старый Касен не подведёт.
       Когда примерно через час Касен и его младший сын Аманжол подъехали верхами к палатке, она была пуста. Невдалеке от входа валялся туристический топорик, вернее оставшаяся от него ручка. Лезвие топорика в виде застывшей лужицы расплавленного металла блестело на тропинке. Любого знакомого с физикой человека это должно было более, чем озадачить. Но занимались этой историей вначале сельские полицейские, физики не знавшие.
       А потом людям явился шарик. Именно явился, потому что до этого много раз заходили в палатку – ничего не было. А тут – вот он лежит, на самом видном месте. Несмотря на свою черноту, шарик как бы светился изнутри. Был он очень тяжёл. При диаметре миллиметров пять весил несколько килограммов. Ночной дежурный в отделе полиции и вовсе нёс какую-то чушь. По его словам шарик непонятным образом выбрался из запертого сейфа, летал по комнате, а потом вошёл в него. Что было дальше, полицейский не знал, так как потерял сознание. Утром шарик, как ни в чём не бывало, был обнаружен в сейфе.
       Диковинка была отправлена в областную полицию, а оттуда шарик попал в Национальный ядерный центр. Что там с ним делали - неизвестно., но в один прекрасный день, бункер, в котором шарик хранился, исчез, словно растворился в воздухе, под осевшей землёй даже фундаментов не оказалось. Ходили слухи, что вместе с шариком исчезло несколько сотрудников ядерного центра. После этого подразделения спецназа обследовали, пожалуй, каждый сантиметр зловещего ущелья, но безрезультатно. Местность огородили. Теперь там запретная зона.

       Сентябрь 2008 г.