Инструктаж

Алексей Внуков
Инструктаж - это душа любого дела (по крайней мере, для инструктирующего). И ни где в целом мире он не проводится с такой глубиной и упоением как в армии, (хотя в милиции это дело тоже уважают). Командир, проводящий инструктаж, старается охватить тему со всевозможных сторон, чтобы ни у одного идиота присутствующего перед ним в строю, не осталось выбора, как нужно или как не нужно поступить. Но вся беда в том, что стоящие на инструктаже, как правило, дремлют (а сидящие спят), и воспринимают обращённую к ним речь, как журчание ручейка, где-то далеко в стороне, если, конечно же, не уснащать выступление анекдотами и цирковыми номерами, что ни кто не делает по своей воле. А зря, наличие оных, придало бы скучному (хотя и важному) занятию, столь необходимые для усвояемости динамизм и привлекательность.

В 1983 году довелось мне, служа срочную, участвовать в войсковых учениях. Нас с Питера была целая рота водителей, а с кем же ещё проводить инструктаж по технике безопасности как не с водителями. Однако стоим в строю клюём носом, майор ездит по мозгам уже добрых сорок минут. Ни ветерка. Жаркое летнее солнце уже вытопило почти все мозги из под пилоток наружу и они тихо капают с подбородка загаживая форменное обмундирование первого срока. О чём бухтит майор не понять, даже если собрать всю волю в кулак. Короче – деревья умирают стоя. А за спиной у майора, в десяти метрах, его скотина водитель собирается бортировать колесо. Он знает, каково стоять в строю в жаркий полдень и поэтому, смакуя прелести своего приначальственного положения, делает всё не спеша. Он поглаживает колесо, изображая, что пытается почувствовать воздух, выходящий тонкой струйкой из пробитой покрышки, изредка кидая косяки в сторону гибнущего строя. Торопиться ему некуда, за то время, что собирается втирать нам технику безопасности майор, можно сделать четыре колеса и он со вкусом тянет время, ведь кто знает вдруг он всё закончит и ему тоже ляпнут:
       –Встань-ка в строй, послушай, полезно!
Да-а-а! Дураков нет, особенно среди солдат срочников! Мы его понимаем, но мы то в строю, и поэтому он раздражает нас куда больше чем сам майор. Тем временем трудяга майор добирается наконец до мер безопасности при производстве ремонта автотракторной техники. Более благодатной темы и не сыскать, мы уже почти мертвы и засохли. Строй немного приходит в сознание когда через вату обморока слышит слова о том как надо бортировать колёса, а бес водила как раз приступает непосредственно к вскрытию баллона. Майор гнусит:
       - …категорически запрещается забивать в щель, между диском и покрышкой монтировки, отвёртки и тому подобные предметы…
В тот же миг водитель, уверенно берёт в руки длинную сантиметров в сорок отвёртку с острым жалом и начинает забивать её молотком-кувалдочкой между диском и покрышкой, пытаясь освободить диск из объятий прикипевшей к нему резины.
       - … это может привести к травмам и ушибам, вылетевшими инструментами в силу большой эластичности резины и возможного наличия остаточного воздуха в покрышке…
Раздаётся громкиё звон и шлепок. Отвёртка, как по-писанному, пулей вылетает из щели, куда попытался заколотить её майоров водила и насквозь протыкает ему щёки. Шофер выпучив глаза и тряся руками, отведёнными назад как крылья птицы, скачет кругами над колесом утробно мыча от испуга и неожиданности. Привлечённый внеплановым шумом майор поворачивает голову и с удовлетворением вещает нам:
       - Ну вот! Живой пример!
После чего не трогаясь с места, вновь плавно поворачивается к строю, и как ни в чём ни бывало монотонно продолжает:
       - Так же категорически запрещается применять…
Водила, капая розовой слюной, и ещё больше выпучив глаза, трясущимися руками осторожно пытается извлечь отвёртку… Строй в постыдном, но сладком шоке…Инструктаж продолжается…