Урок 7. Змей Горыныч

Александр Богаделин
Методическое пособие по книге
А. Богаделина «Кикимора и другие…»
для учащихся среднего и старшего звена школ и гимназий

УРОК 7. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
(9-10 класс, уроки литературы, внеклассное чтение, в двух частях)
Тема урока: Новая история Змея Горыныча.
Тип урока: Комментируемое чтение с элементами беседы.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Ход урока:
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
В начале урока рекомендуется вспомнить, каким виделся образ Змея Горыныча в русском фольклоре.
Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового народного творчества. Но каждый народ, в зависимости от эпохи и особенностей своей национальной культуры, вкладывает в этот сюжет особый смысл и придает ему свою национальную окраску.
В русских былинах и сказках Змей Горыныч – почти всегда представитель злого начала, дракон с 3, 6, 9 или 12 головами. Он связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста и «русские полоны», а также находится многочисленное потомство – «змеёныши». Основные сказочные функции Змея – похищение людей, особенно женщин, поборы с купцов и путешественников и пожирание местного населения.
Наиболее известный сюжет о Змее Горыныче – это былина «Добрыня Никитич и Змей». Краткий ее сюжет сводится к следующему. Добрыня Никитич уезжает из родного дома в Рязани. Напоследок мать его предупреждает, чтобы он не купался в Пучай-реке. Добрыня этот запрет нарушает и, пока он купается, на него налетает Змей. Богатырь вступает с ним в борьбу и одолевает, но не убивает, а заключает договор, запрещающий Змею налетать на Киев и брать в полон русских людей. Но Горыныч на обратном пути решает похитить племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Владимир поручает Добрыне освободить деву, что тот и выполняет, по одной версии убив Змея, по другой – пристыдив его нарушением договора.
В некоторых сказках Змей Горыныч в человеческом образе обольщает царевну или жену героя, стараясь его погубить, но при этом неизменно погибает сам.

Существует множество исследований, пытающихся объяснить, что послужило прототипом Змея Горыныча в народном фольклоре.
Убедительными выглядят две версии.
Первая – связана с вооружением монголо-татарского войска. Переняв у китайцев зажигательные заряды на основе пороха и нефти, монголы широко использовали их при осаде русских городов. Китайские огневые снаряды имели форму шара или бочонка и действительно могли напоминать головы какого-нибудь чудовища. К тому же, некоторые из них раскрашивались под головы драконов и могли восприниматься защитниками крепостей как кем-то отрубленные.
Есть и еще одно соответствие. Помимо пороха в качестве начинки зажигательных снарядов использовалась нефть. Именно она, скорее всего, фигурирует в сказаниях в виде крови Змея, которую не может впитать земля.
Согласно другой версии славяне обожествляли земноводных по строению весьма похожих на крокодилов. Описания их можно найти во многих летописях, где говорится, что им приносили жертвы в виде коней и даже искусственно разводили. Если сравнить анатомию крокодила и описание сказочного дракона, то действительно можно найти много общего.

Но сегодня для нас уже не столь важно, что послужило прообразом Змея Горыныча. Этот персонаж прочно занял место в русском фольклоре наряду с богатырями, царевнами, лесными и домашними духами, и каждый век старается по своему трактовать его образ. Примером может послужить недавно вышедший на экраны полнометражный мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» мы находим новую историю Горыныча. Прежде всего, в ней рассказано, как он появился на свет.
Когда-то женой небесного бога Велеса была богиня ЯСУНЯ. Встретив властителя подземного мира – Чернобога, Ясуня влюбилась в него. Скрытно, оборачиваясь двумя змеями, любовники встречались на земле. И вскоре богиня снесла четыре яйца, из которых появились на свет трех, шести, девяти и двенадцатиглавые змеи.
Расплата за содеянное не заставила себя долго ждать. Ясуня была изгнана с небес на землю сторожить границу между мирами живых и мертвых и лишена молодильных яблок, дающих богам вечную молодость. В результате она превратилась в излюбленный персонаж русских народных сказок – БАБУ ЯГУ.
Из рожденных Ясуней змеев самый известный трехглавый – ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ. Способность оборачиваться человеком сблизила Горыныча со смертными, что не лучшим образом отразилось на его характере. Его братья мало соприкасались с людьми напрямую. Они заведовали разрушительными крайностями стихий и даже не подчинялись богу земной природы – Велесу. Шестиглавый Змей горы двигал да землю тряс, девятиглавый – деревья с корнем вырывал да завалы лесные устраивал, а двенадцатиглавый – старший самый, ветрами буйными повелевал.
Дополнительные изыскания в архивах помогли установить, что Соловей-Разбойник был сыном Змея Горыныча и вдовицы из дальнего русского селения и, соответственно, приходился внуком Бабе Яге.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Прежде чем перейти к историям о жизни Змея Горыныча – несколько слов о рассказчике. В книге Александра Богаделина есть главы, в которых повествование ведется не сказочником, а самими духами Заповедного леса. Вот и историю Змея Горыныча нам поведает Кот Баюн. Среди множества волшебных птиц и зверей он занимает особое место. О многих событиях из жизни духов известно только благодаря его красочным рассказам. Как известно, на людей его мурлыканье навевает непреодолимый сон, но духи при этом вполне могут бодрствовать.
Перед началом чтения в качестве музыкального сопровождения рекомендуется прослушать песню группы «Мельница» на стихи Н.Гумилева – «Змей».

Ах, иначе в былые года
Колдовала земля с небесами,
Дива дивные зрелись тогда,
Чуда чудные деялись сами…

Позабыв Золотую Орду,
Пестрый грохот равнины китайской,
Змей крылатый в пустынном саду
Часто прятался полночью майской.

Только девушки видеть луну
Выходили походкою статной –
Он подхватывал быстро одну,
И взмывал, и стремился обратно.

Как сверкал, как слепил и горел
Медный панцирь под хищной луною,
Как серебряным звоном летел
Мерный клекот над Русью лесною:

«Я красавиц таких, лебедей,
С белизною такою молочной,
Не встречал никогда и нигде,
Ни в заморской стране, ни в восточной.

Но еще ни одна не была
Во дворце моем пышном, в Лагоре:
Умирают в пути, и тела
Я бросаю в Каспийское море.

Спать на дне, средь чудовищ морских,
Почему им, безумным, дороже,
Чем в могучих объятьях моих
На торжественном княжеском ложе?

И порой мне завидна судьба
Парня с белой пастушеской дудкой
На лугу, где девичья гурьба
Так довольна его прибауткой».

Эти крики заслыша, Вольга
Выходил и поглядывал хмуро,
Надевал тетиву на рога
Беловежского старого тура.

Книга «Костер» (1918).

Далее следует чтение второй главы из книги «Кикимора и другие…» - «Как Змей Горыныч к девам смертным летал» (http://proza.ru/2009/10/16/806).

По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. … напьется Змей из рек и озер воды немерено, и на небе дорогой разноцветной разляжется.
Радугу наши предки представляли в виде змея, который высасывает воду из рек, озер, колодцев и перекачивает ее на небо. Иногда, правда, с водой прихватывались рыбы и лягушки, выпадавшие на землю вместе с дождем.
Считалось, что на концах радуги были подвешены котелки с древними золотыми монетами, а беременная женщина, пройдя под ней, могла сменить пол ребенка.

2. Банник сразу в молодце духа летучего признал.
В жизни славян баня всегда занимала очень важное место. В ней не только мылись и парились, но и лечили людей от болезней, принимали роды, оставляли умирающего.
Непререкаемым хозяином бани считался Банник. Этот дух мог оборачиваться человеком, кошкой, собакой, веником и строго следил за соблюдением правил и обрядов. Нельзя, к примеру, топить баню и ходить в нее на праздники, на Святки и особенно в полночь. Мыться в «третий пар» (третью смену), а во «второй пар» мыться одному.
Перед уходом из бани Баннику оставляли подарок – шайку с водой и обмылышек.

3. Смертные, мол, радугу столько времени на небе не видели. Каков урожай будет, предсказать не могут.
Радуга почти во всех культурах считалась божественным знаком доброжелательного характера. В древней Греции её богиней была девственная Ирида. По ней она спускалась с Олимпа, чтобы передать на землю повеления Зевса и Геры.
В древнем Китае радуга была символом объединения Янь и Инь и часто изображалась в виде двухголовой змеи. Инки включали ее изображение в свои гербы, а европейцы считали, что в местах, где она касалась земли, сокрыты богатства и сокровища.
У славян тоже была примета – видеть радугу – к добру. По ширине её полос они гадали о будущем урожае и достатке.
Красный цвет отвечал за мед, красно-желтый (оранжевый) – за целебные травы. Широкая желтая полоса – предвещала хороший урожай подсолнечника и проса, зеленая – пшеницы, трав на лугах, а синяя – овощей. Если широкой оказывалась сизая (фиолетовая) полоса, то это обозначало благосклонность умерших предков, взирающих с небес за живущими на земле. Обычно под радугой пролегает еще и белая полоса. Она отвечала за хлеб насущный, под которым чаще всего подразумевалась репа, картошка, молоко.

4. Коль лет десяток звона колокольного не слышать, крылья, глядишь, и сами отрастут.
По поверьям славян летающий змей может происходить и от обычной змеи. Для этого та должна жить в местах, где не слышно ни человеческого голоса, ни церковного звона. И по прошествии сорока (по некоторым версиям – ста) лет, у нее сами собой вырастут крылья.

5. Но решил он зачем-то дочь княжескую с собой прихватить.
Мысли Змея Горыныча не отличались особой оригинальностью. Еще в былине «Добрыня и Змей» зафиксировано похищение им Забавы – племянницы князя Владимира. Правда, тогда он все-таки донес деву до своей пещеры, создав тем самым множество неудобств её освободителям.
Редко, но случалось, когда похищенные царевны влюблялись в своего похитителя (см. например, сказку «Иван – купеческий сын»).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Вопросы о прочитанном:
1. За какие стихии отвечали летучие Змеи?
2. Каково было основное оружие Соловья-Разбойника?
3. Какую хитрость решил применить Данила-богатырь, чтобы поймать Змея Горыныча?
4. Кто была та богиня, которая воскресила Змея Горыныча?


УРОК 7. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Тип урока: Беседа с элементами комментируемого чтения.

Ход урока:
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
На предыдущем уроке мы закончили повествование на моменте воскресения Змея Горыныча из мертвых. Но погиб он в человеческом образе, и, чтобы оставить его летучим Змеем, Бабе Яге пришлось пришивать шкуру прямо к телу. Как и полагается, после мертвой и живой воды ожил Горыныч, но поплатился за свое легкомыслие невозможностью скидывать шкуру и обращаться человеком.
В следующей главе послушаем продолжение рассказа Кота Баюна о жизни летучего Змея.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Чтение девятнадцатой главы книги «Кикимора и другие…» - «Как Змей Горыныч сиянием оборотился» (http://proza.ru/2009/10/19/696).

По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. Изменился он после возрождения сильно.
Мертвая и живая вода соединяли и воскрешали разрубленное тело. Однако никто не мог предсказать, как при этом поведет себя душа. Могло даже случиться так, что в тело вселялся совсем иной дух. Но, в любом случае, это был акт перерождения, и воскресший обязательно изменялся внутренне, а часто и внешне.

2. Лапой по плечи самые в землю вобьет…
Хотя часто бой со Змеем Горынычем является центральным событием былин или сказок, само его протекание подробно не описывается. Однако существует одна часто повторяющаяся закономерность. Змей старается победить не оружием, когтями или зубами, а пытается именно вбить лапой богатыря в землю.

3. Раз застала его за занятием этим ведьма Маринка.
Ведьмы, ведьмаки считались обладателями магического знания, которое использовали в основном во вредоносных целях. Они могли насылать грозовые тучи, град, похищать росу, дожди, молоко у коров, наводить порчу на скот и людей (отчего те становились кликушами) и многое другое.
Былины донесли до наших времен образ ведуньи Маринки, которая часто встречалась со Змеем Горынычем, а Добрыню Никитича, когда тот пытается с ней расстаться, обратила в тура.
Существует мнение, что Маринка – это воплощение богини Морены – вестника смерти. В этой ипостаси ей вечно противостоит Жива – богиня жизни, которой под силу и богатыря расколдовать, и ведьму в сороку навечно обратить.

6. Надумала ведьма с Горыныча яблоки молодильные стребовать…
В Ирии – славянском рае, растет Мировое дерево. На нем зреют особенные молодильные яблоки, позволяющие сохранять молодость и оставаться прекрасными.
Данные яблоки входили в постоянный рацион небесных и некоторых земных богов и всегда являлись предметом вожделения смертных.

***
В дополнение можно прочитать еще один небольшой эпизод о встрече Воеводы со Змеем Горынычем и рассказ о судьбе вдовицы – матери Соловья-Разбойника.

***
А наутро вознагражден был Воевода за упорство свое. Как только в лес углубился немного, на поляне сразу Змея летучего повстречал. Взял копье наперевес и вперед во весь опор понесся. Только Змей совсем с ним биться не хочет. Лежит, головами поникнув, а из крайней – слеза крупная скатилася.
Озадачился Воевода случаем невиданным.
– Ты почто ведешь себя не по-писанному? – вопрошает.
А Горыныч только вздохнул горестно.
– А зачем мне биться с тобой? – говорит.
– Как зачем? – Воевода опешил. – Славой, в веках не меркнущей, покрыть себя хочу.
– Так это ты хочешь. А мне-то польза какая? Лучше так заруби, все равно жизни никакой нет.
Спешился Воевода с коня своего и рядом с Горынычем присел.
Долго они со Змеем за жизнь говорили. И рассказал тот между делом ему, что мог когда-то таким же добрым молодцем оборачиваться да в селения к девам смертным летать.
– Постой, постой, – Воевода его останавливает. – А не ты ль тем богатырем был, что у тетки моей в граде дальнем жил? Да поле огромное за ночь одну вспахать сумел?
– Точно, – Горыныч ему отвечает.
Вспомнилось ему времечко давнее. Хоть и заставляла его вдовушка бойкая в поте лица трудиться, зато после жизнь вольготная текла.
– Как, – спрашивает, – поживает она.
– Померла недавно, – Воевода отвечает. – Но до смерти самой богатыря своего, ветром унесенного, забыть не могла. Было утешение у ней – сыночек, от любви той родившийся. Но и его люди черные с собой увели.
Поведал ему Горыныч, кто на самом деле мальцом тем оказался. Да что Соловушка, родненький, в гробу хрустальном теперь лежит, силы Велесом лишенный.
– Прям чудеса какие-то, – Воевода про себя думает. – Выходит по всему, мужичок, что с Ильей Муромским бился да свистом князя старого до седины довел, сыном тетке моей приходится.
Напоследок обещал он Горынычу народ поспрашивать. Может, знает кто зелье такое, что в горе его помочь сможет.
– Все-таки как-никак родственниками друг другу приходимся, – говорит.
На том и расстались.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Вопросы о прочитанном:
1. Как Змей Горыныч восстановил после своего воскрешения способность летать? Кто ему в этом помог?
2. В чем проявлялась забывчивость Змея Горыныча?
3. Кто помогал ведьме Маринке варить зелье?
4. Что выпросил для своего сына – Соловья-Разбойника, Змей Горыныч у владыки Подземного мира Чернобога?

Содержание Методического пособия по книге А. Богаделина «Кикимора и другие…»

Путеводная нить мифологии - http://proza.ru/2011/12/26/1837
Введение - http://proza.ru/2008/09/18/229
Тематическое планирование уроков - http://proza.ru/2008/09/19/129
Урок 1. Славянские боги и духи - http://proza.ru/2008/09/21/230
Урок 2. Кикимора-предсказательница - http://proza.ru/2008/09/22/144
Урок 3. Славянские духи на страже природы - http://proza.ru/2008/09/23/165
Урок 4. Любовь истинная и мнимая - http://proza.ru/2008/09/24/204
Урок 5. История и традиции рыцарства - http://proza.ru/2008/09/29/281
Урок 6. Воевода и духи - http://proza.ru/2008/09/30/249
Урок 7. Змей Горыныч - http://proza.ru/2008/10/01/435
Урок 8. Старые истории на новый лад - http://proza.ru/2008/10/02/553
Урок 9. Как Змий Огненный на Василисах женился - http://proza.ru/2010/09/10/1001