Диалог

Георгий Васильянов
Возможно, попытка понять самого себя…

-Привет.
-Ээээ… А ты кто?
-Ну, для начала, я с тобой поздоровался.
-Ну здравствуй.
-Кто ты?
-Смешной. Кто я? Семён Светличный, а ты кто?
-Нет, ты – не Семён Светличный. Это – ярлык, который к тебе прикрепили. А кто ты такой?
-Слушай, я не понимаю тебя! И вообще: с кем я разговариваю?
-Ну это же так просто: кто ты? Ладно, если у тебя мозгов меньше, чем у курицы…
-Но-но.
-Не «нокай»: не запрягал. Если у тебя мало мозгов – рассмотрим на примере. Смотри: вон сидит человек, побитый жизнью.
-Тот бомж что-ли?
-Никакой он не «бомж», а просто бедный человек. Посмотри на него: он выпивает, под его глазами начали образовываться мешки, его черты лица всё ещё молоды, он сидит в подранной футболке, в таком-же подранном плаще, в грязных джинсах, в носках, которые не менялись месяцами, в каких-то сандалиях, которые я так и не могу разглядеть, от ничего не добился и теперь сидит здесь. Ты не мог бы повернуть к нему взгляд?
-А зачем это мне? Я же не похож на него. Я – видный бизнесмен, у меня – четыре ресторана, два из которых в центре города, у меня крупный счёт в банке, я езжу на престижном авто, одеваюсь уж поприличней, чем этот, я молод и, если видишь, мешков под глазами у меня нет, у меня есть всё, а у него – ничего. Чем я могу быть похожим на него?
-Хм… Ну, для начала попрошу тебя самого заметить: ты сейчас рассказал мне всё про твои «богатства», но ни капельки не рассказал о себе. Твоя мера – наличие денег. В этом ты видишь разницу между вами?
-Между мной и им? Да. Именно в этом. А что, я разве не прав?
-Нет, ты не прав.
-И в чём же?
-Он – богаче тебя.
-Чего? Это с какой это стати?
-Ну посмотри: в его коробке десятки, пятаки, двушки, вон, даже сотня лежит. Как ты думаешь: сколько у него там?
-Откуда я знаю? Ну, сотни две от силы. Но у меня ведь миллионы! С какой стати он богаче меня?
-А что твои деньги? Циферки на пластиковой болванке. Не больше.
-Но там миллионы!
-Ага, давай я тебе на лбу нарисую миллион. Он у тебя будет?
-Нет.
-Ну вот и всё. А у него – две сотни примерно есть.
-Ну, допустим. Но чем я могу быть похожим на него?
-Значит, ты ещё не понял?
-Я вообще ничего не понимаю.
-Ладно, попробуем по-другому. Посмотри на него…
-Ну?
-Не «нукай». Голова, руки есть? Ноги есть? Туловище есть? Уши, пальцы, генит… так, это опустим. Глаза? Нос? Рот? Ну?
-Ну есть это всё и что? Он же человек!
-Слава тебе!
-Но чем он похож на меня?
-Едрить тебя за ногу… Какие же вы трудные!.. Да и в конце-концов, прекрати разделять всех на «я» и «он». Просто «мы». Ладно, не нравится так, попробуем по-другому: одежда на нём есть? Есть. На тебе есть? Есть. Ну?
-Ну и что? На нём – какие-то лохмотья, а на мне – дорогой импортный костюм, кожаные туфли, сделанные на заказ…
-Из чего он сделан?
-Кто?
-Костюм! Чтоб его…
-Ну, из ниток каких-то… Мне какая разница? Ну, шерсть, хлопок, ещё что-то…
-Ну а теперь на него посмотри: футболка из хлопка и ещё чего-то, в плаще есть и хлопок и шерсть, а сандалии вообще из кожи… И заметь: ему тоже без разницы из чего это всё сделано…
-Ну, сравнил жопу с пальцем! У меня – фирма, а у него – хрен его знает что.
-Тоже фирма какая-то. Где-то же это произведено.
-Ну уж точно не в Италии.
-А твой?
-В Италии.
-А сшит?
-Откуда я знаю? Там, конечно.
-Да нихрена! Он сшит практически на том же заводе, где и его одежда!
-Ты чего несёшь! Я купил его за две штуки баксов!
-И что? А ему это бесплатно досталось. Я тоже мог бы приклеить к твоей заднице ценник в две тысячи баксов. Тебя бы вмиг раскупили! Ха-ха-ха!
-Ты чего, оборзел!
-Да ничего ты мне не сделаешь. Так, вернёмся к нашим баранам. Тебе и это не помогло. Чтож, попробуем аналогии. Как ты думаешь: чего он добился в жизни?
-Да нихрена! Нет у него ничего и ничего он не добился!
-Бинго! Умеешь же, когда хочешь?
-Ну и что с того?
-А ты чего добился? Чем ты от него отличаешься?
-Это чего я добился?! Всего! У меня есть дом, две квартиры в крупных городах, серь ресторанов (о них я тебе уже сказал), депозиты в банке… Я уважаем! У меня куча друзей!..
-Ну, во-первых, большинство из этих «друзей» растают как только твои запас денег опустится до определённой черты, и ты сам это прекрасно знаешь. Во-вторых: вы оба ничего не добились в жизни. Скажи мне: у тебя есть жена? Дети?
-Нет и что?
-Да и всё! Ничего ты не добился. У твоей истории нет продолжения. У тебя нет детей, нет жены, нет древа жизни…
-У меня это ещё впереди.
-Сколько раз ты это себе говорил? Два? Три? Четыре? Десятки раз… Десятки раз ты отпускал свой шанс, думая «пока не время: у меня всё ещё впереди». Он тоже много раз такое говорил себе. И посмотри на него: кто он сейчас? Избитый жизнью человек. А что, разве ты не можешь оказаться на его месте? Да в любой момент. Всё в вашем мире временно. Вчера ты был королём, а завтра ты – слуга у того, кто был твоим слугой ещё вчера… Жить нужно сегодня и каждый раз, как жизнь даёт тебе шансы чего-то добиться – нужно хвататься за этот шанс. Какие же вы все трудные, люди! Я не понимаю вас. Все вы разделяете друг друга на «я» и «они», вместо того, чтобы сказать «мы»… Придумываете себе какие-то стереотипы, типа «он беднее меня», «у него дурной характер» как же! У тебя самого характер какой? Хороший? Может, для тебя – да, а для другого человека, кто смотрит на тебя со стороны твоё поведение – сущий ужас! Почему вы придумываете себе вот эти стереотипы, стремясь обособить себя от других? «Я – личность!». Прежде всего все вы – люди! Homo Sapiens Sapiens, если будет угодней. Все вы едины. Почему все вы стремитесь обособиться друг от друга. «Этот человек мне не нравится – он какой-то злой», а подумать, что, может быть, его в детстве чуть не убили – не судьба, да? Или «он – глупее меня», да не глупее он тебя, просто он не читал того, что читал ты. Все же не могут читать одновременно одно и то же! «Он – не я», ну ясен пень! Куда же ему до тебя! Ты же «пуп земли» что тут скажешь!.. Сколько существую – всё удивляюсь вам! Ну посмотрите на себя: ну чем вы отличаетесь? Голова, туловище, ноги, руки, нос, уши, рот, я не знаю… ну всё же на месте! Разум. У вас же есть разум! Вы чувствуете, существуете, он видите, слышите, думаете о чём-то своём. Вы двигаетесь, ходите, ползаете, бегаете, прыгаете! Вы одеваетесь каждый в своё. У тебя и у него есть или были родители. Вы существуете на одной планете, в одном городе, в конце-концов, вы сейчас на одной улице! Вы живёте в обществе, так чем вы отличаетесь? Чем? Скажи мне, чем?
-Ну…
-Да отбрось ты свои стереотипы! Надоел уже! Чем вы отличаетесь?
-Ну, если посмотреть с твоей стороны, то ничем…
-А с твоей стороны?

Закончите сами так, как вы думаете…