Выпускной

Георгий Васильянов
Я стоял перед зеркалом и завязывал белый галстук. Удивительно, но смотря на своё отражение в нем, я не узнавал себя. Напротив меня стоял деловой взрослый человек лет двадцати пяти. Школа закончилась и теперь мне предстояло перейти порог, разделяющий школьные годы и взрослую жизнь. Тяжелый, но важный шаг. Пару недель назад закончились экзамены, поставившие черту на школьной жизни. Теперь впереди виднелась совсем другая жизнь. Я с нетерпением ждал того дня, когда мне придётся окончить школу и вот теперь я стою перед зеркалом и одеваюсь на последнее свидание с моей семьёй. Какой? Школьной, конечно. За те одиннадцать лет, что мы провели вместе, мы стали не просто друзьями, мы стали семьёй. Большой и дружной. И именно эта семья учит тебя жить по-новому. По-новому узнавать, что такое истинная дружба, когда все стоят друг за друга горою, истинное волнение, когда впервые направляешься к доске или знакомишься со своим первым учителем, истинное наслаждение, когда получаешь свою первую в жизни пятёрку или когда тебя первый раз начинают хвалить учителя. Здесь ты впервые учишься практически всему. Это не просто школа, это – школа жизни, как бы не высокопарно это звучало. А где ещё тебе суждено понять, что такое счастье, обида, дружба, любовь, ненависть?.. Где ещё ты можешь научиться выбирать себе друзей, которые никогда тебя не подведут? А как известно, настоящие друзья – школьные друзья. Где ещё ты можешь научиться распознавать друзей и врагов? Ну, и естественно, где ещё ты можешь получить столько знаний и опыта? Нет, безусловно, этот путь не может быть лёгким, ведь он пролежит через такие колючие дебри ошибок, что порой раздерёшь себе всё тело и душу, прежде чем научишься чему-нибудь. Это касается не только знаний предметов, но и знаний жизни. Мне, как и всем, пришлось многое осознать за годы, проведённые в стенах школы. Многому я научился. Многое сделал. Безусловно, я многое делал не так. Но, как сказал один человек: «Источник нашей мудрости - наш опыт, источник нашего опыта – наша глупость». Как много глупостей я совершал! Подумать только! Если начать вспоминать всё, то получится лет семь из всей школьной жизни! Удивительно… Где ещё можно оставить все глупости за порогом? И вот теперь мне предстоит расставание с этим тёплым миром. Миром, который подарил мне всё, чем я сейчас живу. Столько всего придётся оставить здесь! Но самое главное, что придётся оставить здесь мир всех детских грёз и водрузить на себя тяжелый мешок новых проблем, а затем ещё один и ещё… Моё раздумье прервала мама:
-Одевайся быстрее, на выпускной опоздаешь.
Оглянувшись на время, я быстро вышел за дверь. Летний вечер. Кругом зеленеет трава и распускаются цветы. Над головой щебечут воробьи. Я шел на этот вечер, погруженный в свои раздумья, так, что даже и не заметил, как быстро я оказался у стен школы. У порога уже стояли все одноклассники, одетые в красивые праздничные одежды. Девчонки – в вечерние платья. Мальчишки – в строгие костюмы. Все веселятся, так как понимают, что это – практически последняя наша встреча. На лице веселье, а в душе… бьюсь об заклад, что на душе у каждого так-же неспокойно, как и у меня. Мы все зашли в зал, где проводился выпускной бал. Мы танцевали там до упаду, а затем, практически полностью утомлённые, отправились оттуда на банкет. На нём все праздновали до последней капли сил, а затем, в конце банкета, каждый начал говорить последнюю речь. Я был последним, поэтому время подготовиться у меня было, но, когда дело дошло до меня, я забыл все слова. Встав и держа бокал с шампанским, я начал. Практически сразу-же по щекам потекли слёзы.
-Знаете, мне придётся сказать последнюю речь на этом банкете, поэтому она будет больше, чем те, что прозвучали до меня… За те десять лет, что я прожил с вами бок о бок, я многому научился… Многому… Прежде всего я хочу поблагодарить всех учителей, что посвятили нам долгие годы своей жизни. Я безумно благодарен вам за ваш воистину титанический труд, который вы проявляли по отношению ко всем нам… За те десять лет, что мы провели вместе, мы стали семьёй. Большой семьёй… Я говорю не об отдельной параллели, а о всей школе в целом. Учителя – как родители, одноклассники – братья и сестры, малыши – дети и внуки, директор – дедушка… Я уверен, что многие присоединятся к моим словам, что мы не хотим расставаться со всеми вами… Я бы с удовольствием вернулся сейчас в первый класс, когда мы впервые переступили порог этой школы… Ине пожалел бы для этого ничем. К сожалению, я первый, с кем вам придётся расстаться, – на лице присутствующих показалось удивление, - да, именно так. К сожалению, у меня поезд через четыре часа, который увезёт меня далеко от вас…
-Почему ты раньше молчал? – послышался голос одного из друзей.
-Я ненавижу прощаться. Для меня прощаться – значит расставаться, а с вами я ещё увижусь, причём ещё не раз… Но прежде, чем уехать, я хочу попросить прощения у всех присутствующих здесь. У нас было немало конфликтов. Кто-то меня недолюбливает, кто-то ненавидит, может кто-то обижен на меня… Так вот, сейчас я хочу попросить прощения у всех вас, как говорил Ельцин: «я прошу простить меня за всё, что я сделал, а за то, что я не сделал – тем более». Вы – самое лучшее, что у меня есть. Я люблю вас всех…
На этом я закончил свою речь, мы выпили и я сел на стул. Ещё немного продлился вечер и все пошли гулять. Долго я ещё ходил со всеми, пока не пришло время, когда мне нужно было уезжать. Не прощаясь я ушел. Я сделал шаг и переступил порог, отделявший школьную жизнь от взрослой. Впереди – новые горизонты, новая жизнь, новый мир. Безусловно, со своими теперь уже бывшими одноклассниками я ещё встречусь, впереди ведь ещё целая жизнь. Видеозаписи и фотографии будут напоминать о прошлом, но это всё будет в будущем, шаг к которому я сегодня сделал…
30.12.2007 22:30