***

Лиля Валтонен
       ВАЛТОНЕН ЛИЛЯ




       ДИМКА И КОМПАНИЯ




       Старого, ленивого кота звали Дымок. Для удобства произношения – Димка. Впрочем, Димка не был так уж стар, всего – то семи лет от роду, а для кошек этот возраст еще отнюдь не пенсионный. Но Димка был чертовски ленив, а лень, как известно, старит.
       Он подолгу не мог поднять головы, Она, словно приросла к большому животу. Кот вечно спал у старой печки на кухне, а если дверь в спальню была открыта, улучал момент, забирался на кровать, делал себе ямку в покрывале и сладко засыпал, свернувшись, словно змейка на солнышке.
       Имя Дымок он получил, как вы, наверно, догадались, за свой дымчатый цвет. Шерсть у него, надо вам сказать была сказочно красивая, длинная, шелковистая. Она делала его в два раза больше, чем он был на самом деле.
       Утром к завтраку кот не вставал. По правде сказать и зачем ему сдалась эта яичница глазунья с чашечкой черного кофе. Или, скажем, оладьи с брусничным вареньем, которые поедали две рыжие кудрявые девчонки с такими глупыми не человеческими именами Мака и Мика. То ли дело, бабушка Оля. Димка ее обожал и прощал ей все. Когда бабушка после завтрака, проводив старших на работу, а двойняшек в школу, наконец-то принималась за приготовление обеда. Димка, сладко потянувшись, усаживался на своем старом меховом жилете и, наклонив голову, принимался следить за каждым движением бабушки. А она в такие минуты была спокойна и крайне приветлива.
- Ну, что? Усатая твоя морда, ты, что сегодня голодаешь, пост у тебя? Ну, ну, постись.
С этими словами она наливала коту в миску вчерашнего супа.
« Что-то я не вижу, что бы ты его ела»- очевидно, думал кот, равнодушно зевая, и снова укладывался по печку. Даже в тот момент, когда из холодильника извлекался увесистый кусок смерзшейся трески, кот не открывал глаза.
       Но вот, оттаявшая рыба на разделочной доске, а нож у бабушки Оли в руках. Семикилограммовый кот в один прыжок оказывался у ее ног и начинал свой бесконечный танец на цыпочках, извиваясь вокруг и, завывая в одну душу.
-Мао, мао, мне, мне.
- Что б ты здох, что б тебя украли и не нашли, что бы тебя блохи заели!
Это далеко не полный перечень пожеланий, которые рыпались на голову кота из уст бабули, детство которой прошло в Одессе, на Молдаванке.
       Надо сказать, баба Оля терпеть не могла, когда кот елозил у нее по ногам. И не только потому, что это было ей крайне неприятно, а еще и потому, что ей никто не смел мешать, когда она готовила обед. Кот из доброго, интеллигентного соседа по квартире становился врагом номер один. И любой просчет, как-то пересол или недосол, вменялись ему в вину.
       В такие минуты бабуля брала широкий, как совковая лопата, веник и выдворяла кота за дверь, прямо в сугроб. Ах, какое отчаяние охватывало тогда Димку, как ему было горько и обидно. И какое кислое, оскорбленное выражение появлялось на его морде. Ели, ели, вздрагивая от отвращения, выползал он из сугроба и принимался жалобно и тихо выводить. « Ма, ма, ма!»
- Помамкай мне еще, поршивец,- кричала бабушка и кидала на крыльцо пару здоровых кусков трески с икрой.
       Димка делал вид, что это его не касается, что рыба его вовсе не интересует, обиженно отворачивался и замолкал. Когда дверь с грохотом закрывалась, кот озираясь по сторонам, тихонько крался к рыбе. Проглатывал куски быстро, не жуя, и снова принимался жалобно « мамсить». Не дождавшись добавки, кот исчезал.
       К обеду из школы возвращались две рыжие лохматые девчонки. Получив ,у порога от бабушки, по поцелую в конопатые розовые от мороза щечки, девчонки кидались на кухню. Там, в четыре руки, проходились по всем кастрюлям и казанкам, и тут же получали все тем же веником по толстым попкам.
- Ах, вы паршивки лохматые, - кричала бабушка Оля,- Еще руки не помыли, а носы уже на кухне. Хоть бы кто-то поинтересовался за котика. Где этот несчастный, голодный зверек! Он сегодня даже не позавтракал, как следует. Его нет дома уже восемь дней!
       Цифра восемь всегда отражала трагизм обстановки. Например. Восемь дней никто не выносит мусор, или восемь дней в доме нет хлеба и т.д.
       И, так, бабуля продолжала.
- Я просто удивляюсь на вас! Такой мороз, котик, наверно, замерз или его похитили уже!
       А надо вам сказать, что Димку похищали каждое лето. Этим грешили ленинградские дачники. Местные боялись его когтей. Снимать кота, вцепившегося в грудь похитителя, приходилось всей округой.
- Ба, я тебя не понимаю,- без отрыва от пончика произносила Мака,- не ты ли вчера пожелала Димке « что б он сдох».
- Да, да,- подхватывает Мика, отхлебывая из поварешки бульон.
- Прекратить! А, ну, гевек из кухни! Кто вас воспитывал?
-Ладушки, ладушки, нас воспитали бабушки, - хором орут девчонки, вытирая о бабушкины щеки замасленные губы.
       Через пол часа, не получив обеда, сестрички шли искать кота. Находили его, сидящим на дереве. Соседский мальчишка юркий и нахальный, за два пирожка с мясом соглашался снять Димку с дерева. Кот выл, лез выше, тонкая веточка не выдерживала, и он, растопырев все четыре конечности и пушистый хвост, планировал в сугроб.
- Убили, убили,- истошно голосила бабуля, юность которой, прошла в революционной Одессе.
       Вся компания, заснеженная и шумная вваливалась в кухню. Кот, погруженный в бездну обиды и отчаяния, закатывал глаза. И только хороший кусок говядины мог реабилитировать в его глазах всех собравшихся.
- Пора бы Димку забросить десантом на чердак, - Заявил как-то вечером папа двойняшек.- Там уже большая концентрация мышей.
- Ой! Аркаша,- продолжая накручивать бигуди, удивилась мама,- Ты забыл, как Димка,
завалился на чердаке в печную трубу. Ты же его доставал оттуда два часа.
- Ой, вэй! Ляля, я всегда говорила, что твой муж жестокий человек.
       Бабушка Оля поднимает вверх руки и смотрит в потолок, будто там видно чердак.
- Там же полно крыс! И вообще, этот кот очень честный человек, он не ворует.
- Сытый и ленивый кот, даже воровать не способен, я уже не говорю, ловить мышей.
Избаловали вы их, мама, и кота и девчонок.- Закончил разговор папа.
       Этой же ночью Димка поймал на кухне мышку. Есть ее он не стал, а отнес хозяину на подушку. Очевидно для того, чтобы поднять свою репутацию в его глазах.
       Прошли годы. Две рыжие девчонки стали барышнями и поступили, как ни странно в университет. Приехав однажды на каникулы, они увидели такую картину. Бабушка Оля сидит на кухне и держит завернутого в полотенце дымчатого котенка. Она кормит его через соску молоком из бутылки.
- Нашего Димки больше нет. Так! Не реветь!- Командует бабушка Оля.- У нс теперь есть Димка номер два, и что характерно, аппетит у него хороший, а это главное, мойте руки и за стол!