Как правильно петь и не напеться в новогоднюю ночь

Николай Тимофеев
Введение

Традиция петь песни (а не только слушать их в записи) уходит корнями в далекое прошлое, да и в наше время еще не до конца забыта. Кое-где, в отдельных семьях и даже целых трудовых коллективах, некоторые граждане РФ по-прежнему поют, после того как примут внутрь известное количество напитков на основе spiritus vini (винного спирта. — Ред.)- Пение в таких случаях происходит либо с использованием музыкальных инструментов, либо без оных. Рассмотрим оба случая.

Часть 1. Гитара

Гитара обладает сравнительно малой массой и габаритами. В эксплуатации характеризуется простотой извлечения трех основных аккордов, что делает ее пригодной для аккомпанирования при исполнении практически любых песен. Негромкое звучание создает особый, так называемый "интимный" фон. Под гитару поют песни:
1. Про природу, погоду и любовь (т. н. бардовские).
2. Про любовь, погоду и природу (романсы).
3. Про погоду, любовь и природу (морские).
Наряду с упомянутыми выше достоинствами гитара обладает рядом существенных недостатков. Так, слабый звук делает ее непригодной для сопровождения народных танцев, а также военных парадов. Таким образом, гитара — наиболее подходящий инструмент для небольшой (до 10 чел.) трезвой или умеренно пьяной новогодней компании.

Часть 2. Баян и аккордеон

Эти инструменты отличаются сравнительно небольшими размерами, но существенной массой. Для извлечения звука необходимо постоянно приводить в движение воздушные мехи, что предъявляет к музыканту повышенные требования в плане физического здоровья и выносливости, особенно в новогоднюю ночь, когда играть приходится помногу и долго.
Обилие разноцветных (чаще черных и белых) кнопок и (или) клавиш требует от исполнителя большого внимания, так как нужную кнопку (клавишу) нужно нажимать в строго определенный момент времени.
Баян или аккордеон незаменимы при исполнении народных песен, в т.ч. частушек и страданий. Успешно применяются для музыкального сопровождения танцев.
Оптимальным можно считать применение в больших компаниях (свыше 10 чел.), как с низкой, так и с высокой степенью опьянения участников. В последнем случае следует соблюдать известные меры безопасности. Ср.: «Баянист был слишком пьян, Растянуть не мог баян, Два помощничка в момент Разорвали инструмент».

Часть 3. Фортепиано, рояль
Обладают большими габаритами и весом, вследствие чего не могут применяться в полевых условиях, как то: на морозе под елкой, а равно на рыбалке, в лесу, в горах, на байдарках и каноэ.
Площадь звукового покрытия — до 1 га в закрытых помещениях с хорошей акустикой.
В новогодних целях применяются, как правило, на детских утренниках. Ограниченно подходят для домашнего музицирования, в том числе и в новогоднюю ночь. Репертуар зависит главным образом от степени подготовленности и трезвости пианиста. Типовой репертуар новогодней фортепианной ночи следующий:

1. Романсы.
2. Революционные и военные песни.
3. Собачий вальс.
4. «Мурка».

Часть 4. Караоке

Японское слово «караоке» происходит от русских слов «кар» (означающего звук, производимый вороной) или «кара» — наказание, расплата. Первое говорит о том, что при помощи караоке можно петь, даже имея вороний голос, а второе — о муках, которые испытывают слушатели. Окончание «оке» восходит к североамериканскому «о'кей», что означает «хорошо, отлично» и подходит к тем крайне редким случаям, когда караоке пользуются люди, действительно умеющие петь.
Созданное как символ музыкального эгоизма и презрения к национальной и прочей самобытности, караоке, тем не менее, дает исполнителю иллюзорную возможность спеть под аккомпанемент целого оркестра или ансамбля. При этом не требуется помнить слова песен, не обязательно даже знать мотив, достаточно более-менее внятно прочитать в микрофон написанные на телеэкране слова.
Примечание: караоке не работает в условиях отсутствия электроэнергии.

Часть последняя.
A'capella (чистый вокал)

Существенным недостатком всех вышеперечисленных способов аккомпанемента, за исключением караоке, является жесткая привязанность музыкальных инструментов к исполнителю. Отсутствие исполнителя даже при наличии музыкального инструмента равносильно отсутствию музыки. В таких случаях принято, в зависимости от количества принятого на грудь, петь без инструментального сопровождения.
Начинает пение (запевает) обычно наиболее активный, смелый, чаще — самый захмелевший участник компании.

{Примечание. До настоящего времени практически не изучен т.н. «возрастной феномен» российского пения. Он заключается в том; что молодые люди в возрасте до 35 лет в большинстве своем поют неохотно, а количество умеющих петь лиц означенной категории катастрофически мало. Люди старшего возраста поют значительно чаще, чем молодежь. Автору так и не удалось проследить молодежный репертуар, поэтому приведенные ниже примеры распространяются в основном на диапазон «для тех кому за 30».}

В начальной стадии репертуара идут песни «Старый клен», «Ой, цветет калина» и т. п. Ближе к завершению концерта чаще всего исполняются «Ой, мороз, мороз», «Шумел камыш», «По полю танки грохотали».

Компании, которые собираются редко и поют мало, в новогоднюю ночь обычно испытывают острый дефицит песенного материала. В таких случаях практикуется многократное исполнение одного и того же куплета или припева требуемой песни. Количество повторов в принципе не ограничено. Так, автору в ходе многократных экспериментальных исследований по теме удалось зафиксировать 18-кратное повторение строчек «Поедем, красотка, кататься, давно я тебя поджидал», с пропусканием всех куплетов и припевов. Отмечались отдельные случаи 5-8-кратных повторов куплета «Напрасно старушка ждет сына домой, ей скажут — она зарыдает», а также патологического зацикливания на строчке «И дорогая не узнает, какой у парня был конец». Позабытые или неизвестные слова обычно заменялись мычанием, гудением, тра-ля-ляканьем или ту-ру-румканьем (пу-ру-румканьем и т. п., полный перечень приведен в Приложении 4 настоящей диссертации).


ВЫВОДЫ
и рекомендации

На основании вышеизложенного при подготовке репертуара на новогоднюю ночь рекомендуется:
1. Определить тип музыкального инструмента.
2. Установить личность аккомпаниатора.
3. Составить репертуар.
4. Потренироваться в вокале (за городом, на расстоянии не менее 500 м от жилых домов).
5. В процессе комплексного пения и пития необходимо соблюдать баланс между количеством выпитого и качеством спетого.

Соискатель ученой степени кандидата пениеводческих наук
Н.Н.Трезвяков-Балалайский
Печатается с сокращениями.

© Впервые опубликовано в иркутском еженедельнике «Копейка», в канун тогда еще нового 2005-го года