Шигирский идол. Святыни России

Петр Золин
Этот шедевр мировой археологии выявлен случайно в 1890 году. Тогда золотодобытчики с Курьинского прииска (Шигирского болота) на Урале вместо россыпного золота обнаружили в своих ситах костяные и бронзовые предметы. Сразу же после этого на прииск прибыли археологи и приступили к раскопкам. Объемная голова, плоский нос, верхняя половина туловища были подняты на поверхность с четырехметровой глубины торфяника. Так обнаружили яркий памятник язычества рубежа мезолита-неолита. Подобного во всемирной истории сыскать пока трудно.

Языческий идол был изготовлен из цельного бревна лиственницы. Из фрагментов, которые нашли ученые, началась реконструкция артефакта. Одну из первых выполнил уральский археолог Владимир Толмачев еще в 1914 году. В начале идол был ростом в 5,3 метра. В годы войны с фашизмом нижнюю половину "туловища" утратили. Ныне высота фрагментов фигуры составляет только три с половиной метра.
Радиоуглеродным методом в 1997 году в Геологическом институте РАН и в Институте истории материальной культуры РАН идол был датирован эпохой мезолита: 8680 лет (плюс-минус 140 лет) тому назад.


Уже на палеолитических памятниках Костенок и Сунгири, Каповой пещеры и в других местах России ученые выявляют следы начальных систем знаков, ведущих к будущей письменности. Шигирский идол – как и ряд памятников мезолита и раннего неолита (разнообразные знаки на костяных изделиях, на первых керамических предметах и т.п.) – сохранил связные системы знаков, похожие на орнаменты (см. : иллюстрацию).
http://slavs.org.ua/shigirskiy_idol (Прорисовки фрагментов шигирского идола).

Среди изображений на идоле выделены семь отдельных персонажей. Верхнее двустороннее изображение с объемной головой и шесть фигур, расположенных на плоскостях тулова. Персонажи не поддаются однозначной трактовке. Допускают, что это божество Луны с лунным календарем. Цифра семь древними признавалась одной из самых таинственных. К примеру, шумеры придавали ей громадное значение. Вероятны финно-угорские и тюркские трактовки рисунков идола. Он мог быть символом ностратического содружества языков, которое в мезолите еще объединяла почти все народы будущей России.
Словено-русская трактовка знаков идола профессором Валерием Алексеевичем Чудиновым (http://tomi.net.ru/forum/viewtopic.php?t=435639 и др.) допускает разные версии.
По его мнению идол – вероятно - женского рода. Это богиня болезней и смерти Мара. Лиственница считалась божественным деревом. Пращуры россиян из уст в уста передавали, что многие боги живут в волокнах этого дерева и являются хранителями человеческих душ.
Философ аргументируют догадки следующим образом. На лике истукана изображена большая буква «Р» (и первой мыслью оказывается чтение надписи как “род”). Подобный знак виден и в нескольких других местах. По мнению В.А.Чудинова, изображение Рода достаточно традиционно – обязательны усы, борода. Но в данном случае следов растительности на лице, которое, кстати, выглядит скорбным, не обнаружено. Потому- и выдвинуто предположение, что это женская фигура. Из известных славянских богов это могла быть только богиня болезней и смерти Мара.
Аргументацию про усы и бороду принять для мезолита трудновато, так как и в начале средних веков далеко не все северные народы аккуратно (не под горшок) стриглись и брились. Да и вероятные неславянские трактовки идола тоже стоит учесть.
На компьютерном мониторе Чудинова помимо буквы “Р” отчетливо проступили слова
Слово “Мара” он прочел сразу в нескольких местах. На левой щеке идола обнаружил слова “бог загробного народа”. Такая ни разу не встречалась на известных ликах Мары. Слова характеризуют сравнительно мало известную функцию богини Мары - охраны “загробного народа”. По мнению Чудинова, идол стоял на болоте, был виден издалека. А болото, неизбежно, считалось царством мертвых.
Чудинов “Слева под глазом» прочел слово “рая”. Так Мара – богиня смерти – оказывалась и богиней рая, чему не противоречат доминирующие современные религии. По Чудинову, слово “бог” читается справа как изображение глаза. На одном из фрагментом исследователь прочитал слова: “У Маре таятся несметная воинов рати”. Что касается содержания данного отрывка, то он подается как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов.
Так без малого 9 тысяч лет назад россияне на уральской земле обладали довольно высоким уровнем культуры, владели эффективными инструментами и технологиями обработки – к примеру – дерева. И имели интересную знаковую культуру.
Доктор исторических наук, старший научный сотрудник московского Института археологии РАН Михаил Геннадиевич Жилин, подчеркивает, что археологической коллекции, подобной Шигирской из Екатеринбурга, в стране нет. А такого идола, календарный возраст которого — до девяти тысяч лет, нет нигде и в мире. Да, при трактовке вероятных надписей на идоле могут использоваться знаковые рунические системы индоевропейцев (включая германцев и славян), древних тюрков и финно-угров. И если система знаков на идоле будет признана письменностью, у России есть шанс быть одним из корней ранней письменности на планете.
Сравнительно недалеко от места находки идола на Урале найдены таблички с письменами из Горбуновского торфяника, расположенного близ населённого пункта Горбуново, около Нижнего Тагила той же Свердловской области.
По работе Косарев М. Ф., Кифишин А.Г. «Глиняные таблички Горбуновского торфяника» (http://www.varvar.ru/arhiv/texts/kosarev_kifishin1.html) эти таблички входят в цикл ритуальных текстов – близких шумерской письменности (очень архаичным ее вариантам).
Табличка (ТМ-2230/200) из Горбуновского торфяника представляет собой плоско-выпуклую форму: светлосерая глина с примесью песка или шамота, очень плотная, не очень хорошего обжига. Ее плоскость до обжига видимо примята с помощью деревянной доски. Еще 16 сентября 1996 г. обозначенные на табличке знаки удалось прочитать. На лицевой стороне ее значилось, в шумерской транскрипции: ud utu balag LAM.KUR.ru tuku
На оборотной : dumu-zi nin-a-zu ki-<in>-dar a-a-gi
Перевод: 1) лицевая сторона: "Когда У ту лирой (в) Аратте завладел",
2) оборотная: "Думузи (к) Ниназу (в) пропасть семена направил".
На оборотной стороне под именем Думузи заметна стертая предыдущая строка:
еn-lil2-РА- < ga-tu > 'Энлильпаиль'.
Почему Думузи "направлял" семена (а-а) в пропасть (ki-in-dar), в то время как Энлильпаиль (Энлиль Крыло поднявший, или Затемненный, или Преступный) выводил их оттуда, неизвестно. В шумерских текстах об этом ничего не говорится. И почему надпись оказалась частично стертой, тоже судить трудно. Но здесь заметны и следы хозяйственных ритуалов.
Другая табличка (ТМ-2230/201) из Горбуновского торфяника имеет аналогичную плоско-выпуклую форму и выполнена из того же материала. На выпуклой ее стороне (обороте-реверсе) начертано : en x an-bir2- bir2-з ezen-uru-zalag
на плоской, лицевой : mes-lam-ta-ud.du musen-ra / nin-dar-a utu A x kud.
Первый текст можно перевести так:
"Владыка Ану Сверкающий праздник в городе заставил сиять".
Второй: ?Месламтаэа птицу ударил, / Ниндара (и) Уту Суд Воды (устроили)?.
Упоминание города в округе будущих уральских городов типа Аркаима вполне уместно.
http://www.varvar.ru/arhiv/texts/kosarev_kifishin1.html
О существовании каких-то знаков для письма и гадания («черты и резы») у славян-язычников писал около 900 г. н.э. Черноризец Храбр в «рассказе о создании славянской письменности» —«…погани (нехристи) не имаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…», что, фактически, признается соответствующим общему определению рун. Вместе с Храбром и другие авторы X—XI вв. — Ибн Фадлан, Ибн-Эль-Недим, Титмар Мерзебургский и т.д.. - упоминают некие «письмена», использовавшиеся славянами. Титмар Мерзебургский (976—1018 гг.), описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, видел на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества.
Появление различных систем письменности на землях России со времен палеолита было и своеобразным проявлением разнообразия хозяйственной жизни народов на ее просторах, а со временем – и важных цивилизационных достижений. Когда наряду с неолитическими городами стало заметно в южных регионах и одомашнивание лошадей, активное использование металлов, появление первых кладов с драгоценностями.