Наш колайдер или Доживем до понедельника 2

Евгений Донской
Вообще-то говоря я предполагал, что читающий, и уж тем более, пишущий народ на сайте Прозатчкру в курсе
исторического события - изготовления нового учебника очередной новейшей истории России.
Тем паче что "историков" на нашем портале просто тьма - куда не плюнь, обязательно в историка попадешь - особенно с уклоном в нравственно-патриотическое восприятие прошлого Великой Родины.
Но я несколько переоценил градус гражданственности нашей публики...
Поэтому даю разъяснения.
Это концепция нового учебника, напечатанного на бумаге изготовленной из лучших пород анчарной древесины с текстами шайки "историков" промышляющих в той же анчарной роще...
Более подробную информацию можно получить здесь (если имеете достаточное количество противоядия и хорошее владение рукопашным боем с акдемиками от исторической науки: http://www.prosv.ru/we/contacts.aspx?ob_no=11681



 Концепция учебника
«История России. 1945-2008 гг.»
для учащихся 11 класса
общеобразовательных учреждений

 

«Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству »
К.Д. Ушинский

«Личность, сознающая сама по себе свое бесконечное,
безусловное достоинство, - есть необходимое
условие всякого духовного развития народа».
К.Д. Кавелин

 

1. Чем объясняется потребность в новом учебнике новейшей истории России

При формировании концепции нового учебника авторы учитывали ценностные качества, которыми должны обладать выпускники школ. Учреждения общего образования должны помочь молодым людям стать патриотами, носителями ценностей гражданского общества, осознающими свою сопричастность к судьбам России. Школьники должны осознавать глобальные проблемы современности, прогнозировать свое возможное участие в их решение. Молодые люди должны уважать ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, быть подготовлены к сотрудничеству с другими людьми для достижения совместных позитивных результатов. Отечественная система образования и воспитания должна способствовать тому, чтобы выпускники школ стали ответственными, думающими гражданами, мотивированными к познанию, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Педагогическое сообщество должно помочь молодым людям осознавать себя личностями, способными принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свой выбор.
Заканчивая школу, выпускники стремительно попадают во взрослую жизнь, и для самих школьников, и для всех нас, и для России в целом исключительно важно, чтобы молодые люди осознавали и понимали, в каком мире и в какой стране они живут. Именно ради этого в 11 классе следует с помощью нового современного учебника помочь молодым людям осознать ключевые события отечественной истории, важнейшие тенденции развития нашей страны в контексте всемирной истории. Это осознание необходимо школьникам для полноценного участия во всем многообразии реальной жизни после завершения школьного образования.
Имеющиеся школьные учебники по истории в силу ряда причин не позволяют учащимся 11-го класса получить достоверное представление о новейшем периоде отечественной истории. Особенно неудачным, поверхностным следует признать освещение в учебной литературе процессов становления суверенного Российского государства в конце ХХ – начале ХХ1 века. Сами педагоги, как правило, также не имеют достоверных сведений о месте и роли России в современном мире, новом стратегическом курсе российского руководства, приоритетах внутренней и внешней политики. Эти важнейшие проблемы фактически остаются вне поля зрения педагогов и учащихся.
Учитывая эту ситуацию, необходимо создать новый современный учебник, который позволит молодым людям получить достоверное представление о новейшем периоде отечественной истории, особенностях современного этапа развития нашей страны в мировом контексте, многообразных связях относительно недавнего прошлого с современной жизнью. При подготовке этого учебника необходимо провести углубленный анализ событий новейшей истории России, обобщить многогранный исторический материал по разным аспектам жизни российского общества, его взаимосвязях с государством. Значимость данного учебника обусловлена тем, что при формировании его концептуальной основы учитывались новейшие разработки российских ученых, которые позволяют педагогам и учащимся получить представление об общегосударственном подходе к истории нашей страны. Тем самым данный учебник позволит восполнить социальный запрос на интерпретацию событий новейшей отечественной истории.

 

2. Цели и задачи нового учебника

Целью изучения истории в последнем классе школы является не формальное запоминание исторических событий относительно недавнего прошлого своей страны, а их понимание, что предполагает рассмотрение ключевых событий истории России в мировом контексте. Выпускники школы должны овладеть не только знаниями, но и умениями применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях.
При подготовке нового учебника авторский коллектив ставит перед собой цель создать для школьников 11-го класса учебную книгу принципиально нового характера, которая поможет учащимся выпускного класса осознать роль и место Российского государства в современном мире, показать реальные проблемы с которыми сталкивалась наша страна во второй половине ХХ – начале ХХ1 века и найденные способы решения этих проблем. Причем последний аспект представляется авторам весьма значимым.
Хронологические рамки учебника охватывают историю России во второй половине ХХ в. от завершения Второй мировой и Великой Отечественной войны и до наших дней.
Рассматриваемый период является цельной исторической эпохой, имеющей многообразные внутренние и внешние причинно-следственные связи в самых разных сферах общественной и государственной жизни, повседневности и культуре. Главной коллизией этого периода является распад Советского Союза и становление новой Российской государственности. За это время Советский Союз прошел путь от величайшего исторического триумфа до своего трагического распада, от рождения суверенной России до её пятнадцатилетней годовщины. В силу политической актуальности многих событий и неполноты научной фактологической базы этот период сложен для осмысления педагогами и школьниками.

Особые трудности вызывает понимание современного этапа истории суверенной России в конце ХХ – начале ХХ1 века.
Основные задачи, которые поставили перед собой авторы данного учебника истории, состоят в том, чтобы на основе обобщения достоверного фактического материала проанализировать и объяснить молодым людям важнейшие вопросы новейшего этапа отечественной истории, включая следующие.

Как в целом оценить роль Советского Союза во всемирной истории?
Как оценить победу СССР в Великой отечественной войне? Как эта победа повлияла на статус СССР в послевоенном мире?
Как отразилась наша победа над фашистской Германией и её союзниками на окружающем мире?
Чем объясняется начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?
В чем выражалось глобальное политическое соперничество в послевоенном мире?
Что позволило советскому народу в кратчайший срок восстановить народное хозяйство?
Как стоявшая на грани исчезновения страна сумела стремительно достичь поразительных успехов в науке и технике (создание передовых научных центров, исследование космоса, использование термоядерной реакции в мирных целях, массовое строительство мощнейших гидротехнических сооружений - каналов и гидроэлектростанций и др.) ?
Какой характер имело советское общество? Основные тенденции и направления его эволюции во второй половине ХХ в.?
Почему экономика СССР не смогла обеспечить советским гражданам уровень жизни, сравнимый с высокоразвитыми странами?
Почему Советский Союз, который в ХХ в. был новатором в социальном развитии человечества, постепенно утерял темпы социального развития? Что понимается под «застоем»?
Как можно оценить национальную и федеративную политику СССР? Чем объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980-х годов? Почему руководство страны не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма?
Каковы причины социально-политического и экономического кризиса в СССР в конце 1980-х гг.?
Каковы были общественные предпосылки масштабных перемен в жизни Советского Союза, что подтолкнуло страну на поиск нового пути? Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе этого пути?
Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость советского государства, почему национальные и социальные проблемы не получили своевременного решения и привели к кризису ?
Почему кризис и распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века?
Как происходило становление нового Российского государства и почему это развитие было столь трудным?
Какие приоритетные проблемы пришлось решать руководству России? В силу каких причин президент Б.Н. Ельцин передал бремя правления В.В. Путину?
Почему был выбран новый стратегический курс развития России в XXI веке? В чем заключаются особенности этого курса?
Как понимается суверенитет России? Каковы его основы? В чем заключаются главные угрозы российскому суверенитету?
Какое содержание имеет стратегия качественного обновления России как «суверенной демократии».
Каковы первые результаты реализации нового стратегического курса?
Каковы место и роль России в современном мире? Как понимается тезис «Россия – энергетическая сверхдержава»?
 

Настоящий учебник должен помочь молодым людям получить ответы на эти и другие актуальные и значимые вопросы мировоззренческого характера.

3. Особенности концепции учебника

 

В начале ХХ1 века мир вступил в новый этап масштабных цивилизационных изменений. Переход к постиндустриальному информационному обществу ускорил процессы глобализации, активизировал международную кооперацию и разделение труда, усилил взаимовлияние стран и культур. Новые информационные технологии открыли населению, молодежи широкий доступ к информации. Новая образовательная среда требует от молодых людей умения критического восприятия информации, навыков анализа фактов и источников информации, выработки собственной гражданской позиции. Вместе с тем российское общество заинтересовано в том, чтобы молодежь сделала сознательный выбор в пользу позиции гражданина России, знающего и понимающего в чем именно заключается национальный интерес России и ее граждан в современном мире. Восприятие того, что лежит в основе стратегических интересов России, определяет гражданский выбор каждого человека, его систему ценностей и приоритетов. Разумеется, такой выбор должен быть основан на осознании значимости межкультурного диалога, уважения как собственных культурных традиций, так и обычаев других народов. Все эти теоретические и информационные особенности современного мирового развития необходимо учесть при определении структуры и отборе содержания учебника.

3.1. Методологические основы.

Предлагаемый учебник является принципиально новым по теоретической основе, особенностям содержания. Авторы уделили значительное внимание изучению и самого последнего периода времени вплоть до наших дней. Это важнейший период истории, который надо научиться понимать и который наиболее труден для восприятия в силу дискуссионности многих проблем.
События второй половины ХХ – начала ХХ1 века в учебнике представлены с позиций цивилизационного и социально-антропологического подходов к анализу истории. Это особенно принципиальный момент, так как с теоретической точки зрения именно эта историческая эпоха полностью опровергла основные положения историко-материалистического формационного подхода. Ракурсы восприятия, предлагаемые цивилизационным подходом, культурно-исторической антропологией, анализом истории повседневности удачно дополняют друг друга и позволяют наиболее полно и разнообразно представить все основные процессы, произошедшие в политической, экономической, культурной жизни страны, общества и личности за последние шесть десятилетий.

3.2. Научно-исторические подходы


При формировании концепции данного учебника авторский коллектив учитывал, что Россия пересекает сейчас исторический перекресток. Понятию одной модели мира (с центром и периферией) начинает противостоять другая модель мирового развития, в которой выходят на поверхность и во многом определяют международные отношения скрытые прежде за противостоянием Запада и Востока межцивилизационные конфликты. Вызов Западной цивилизации, брошенный пять веков назад и ускоривший планетарный прогресс, встречает противодействие со стороны других народов, которые отстаивают право на сохранение своих традиций, обычаев, религий, особенностей менталитета. Этот фактор существенно влияет на содержание и направление исторического процесса.
Особенность концепции нового учебника выражается в таком построении учебного материала, который позволяет показать молодым людям, что судьба нашей Родины - России, определение особенностей исторического пути России, находится в руках её граждан. К этим особенностям можно отнести последовательное раскрытие ценности самостоятельного определения места нашей страны и общества в истории, свободы выбора в будущем и сохранения этого выбора у грядущих поколений.
Учебный материал при его освоении подведет школьников к мысли, что Россия обладает специфическими, обусловленными логикой развития исторического процесса, национально-государственными интересами, понимание которых объединяет страну вокруг общих целей, делает её более сильной. И только те политики, которые проводят курс на защиту национальных интересов России, получают поддержку народа и становятся национальными лидерами.
Новый политический курс российского руководства дает гражданам России исторический шанс восстановить место и роль своей Родины в современном мире как авторитетной державы, к мнению которой прислушиваются другие народы.
Молодые люди на основе изучения и осмысления учебного материала получат мотивацию к тому, чтобы стать достойными гражданами нашей Родины и своими созидательными усилиями способствовать её возрождению и поступательному развитию.

3.3. Педагогические особенности

 

При подготовке данного учебника учтены тенденции в разработке второго поколения государственного образовательного стандарта, что облегчит внедрение этого учебника в практику при завершении работы над стандартом.
Педагогические особенности построения данного учебника заключаются в его методической концепции, современном типе методического аппарата, построенного на деятельностной основе, подготовленности учебника к его восприятию педагогами и школьниками, а, возможно, и заинтересованными родителями в условиях современной информационной среды, которая делает доступными для молодежи разнообразные информационные ресурсы.
Значимым фактором является возможность сопровождения основного учебника системой приложений, образующих учебно-методический комплект (УМК), включающий программу курса, книгу для учителя (2-е изд., исправленное и переработанное), CD с подборкой интересных документов, карт и видеоряда.
Значительное внимание уделяется разработке информационной поддержки учебника посредством ресурсов Интернета с помощью образовательного портала издательства «Просвещение».

4. Значимость учебника

 

Значение данного учебника состоит в том, что в его методологическую основу заложены новейшие разработки российских ученых, актуализирующие оценки нашей истории с точки зрения задач защиты и укрепления государственного суверенитета. Таким образом, учебник вносит вклад в формирование государственной идеологии.
Значимость данного учебника обусловлена тем, что он является педагогическим средством для воспитания гражданского патриотизма молодежи России как высшей нравственной ценности и гражданственности как качества личности.
Предлагаемый учебник на основе большого фактического материала подводит школьников к пониманию того, что невозможно быть ответственным гражданином одной из ведущих стран мира, если не понять для себя ценность и бремя гражданина суверенной страны. Невозможно стать подлинным гражданином, если не осознать масштаб жертв, которые были отданы за возможность жить в свободной стране. Демократия – это свобода, ответственность и конкуренция. Это относится и к странам, и к людям. Невозможно строить свою гражданскую позицию по отношению к текущим событиям, если не понимать их происхождение.
В России возникает стабильная государственная система, стимулирующая увеличение мощи страны и позволяющая в большей степени проявлять заботу о её гражданах. Россия неизменно опиралась на глубинный патриотизм своего народа, на его преданность и жертвенность. Связь времен не должна прерываться.

 

5. Повышение квалификации педагогов как условие внедрения нового учебника

 

Внедрение учебника в практику общеобразовательных школ предполагает осуществление системы мер по его информационно-методическому сопровождению посредством установочных семинаров для повышения квалификации педагогов на базе региональных ИПК работников образования в федеральных округах, а также более глубоких по содержанию курсов повышения квалификации педагогов на базе федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
При построении программы семинаров для повышения квалификации учителей истории и обществознания авторским коллективом было обращено самое серьезное внимание на раскрытие как теоретических вопросов содержания предложенных курсов, так и методики их изучения.
Программа семинаров включает следующие разделы:
- мотивационно- ценностный,
- теоретико-методологический,
- содержательно- методический.
Среди приоритетных педагогических проблем на семинарах будут рассмотрены вопросы воспитания гражданской позиции, гражданского патриотизма молодых людей на основе изучения новейшей истории России и обществознания, особенности изучения этих актуальных курсов в современных условиях. Изучение новейшей истории России и обществознания должно дать молодым людям как ценностные ориентиры для развития, так и инструментарий для освоения информационных и иных ресурсов.

В аспекте содержания образования приоритетной теоретической проблемой на семинарах станет обсуждение комплекса вопросов, связанных с определением места и роли России в формирующемся глобальном мире, её роли в мировой политике на разных этапах новейшего времени. Логичным и позитивным следствием обсуждения этих вопросов должно стать понимание того, что Россия сегодня обоснованно претендует на роль самостоятельного субъекта мировой политики, который будет способствовать обеспечению баланса сил в многополярном современном мире.
Осмысление объективных интересов России в ХХ в. и на современном этапе станет ядром содержательного раздела программы семинаров. Ключевым понятием в этом разделе является понятие общенационального интереса, объединяющего усилия всех социальных слоев общества в реализации задач развития страны.
Среди важнейших содержательный вопросов, которые будут рассматриваться на семинарах, следует назвать уникальный исторический опыт России, особенности её цивилизационного развития, основанного на взаимодействии более ста народов и этносов, совместно проживающих на её территории. Поэтому заявка России на интеграцию в мировую цивилизацию с учетом собственного опыта, осознанных национальных интересов, представляется оправданной.
Прогнозируемым результатом проведения предлагаемых семинаров станет осмысление педагогами роли России в современном мире, её потенциала как мощной державы, способной стать влиятельным геополитическим центром в многополярном мире. Семинары будут способствовать преодолению фальсификаций, направленных на искажение роли России в мировой истории, в послевоенных событиях, в комплексе непростых вопросов, связанных с современными международными отношениями, взаимодействием России со своими соседями по Восточной Европе, Центральной Азии, Кавказу.
Методический раздел программы повышения квалификации поможет педагогам овладеть современными методическими стратегиями (формами, средствами и приемами) изучения новейшей истории России, встроить их в систему изучения истории и обществознания на основе ресурсов учебного плана общеобразовательных учреждений.


Диалог из фильма Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника"

Мельников - учитель истории, держит учебник истории:
- История это наука, которая делает человека гражданином! Так? Вот учебник истории этого года... Этого!

Директор школы, однополчанин:
- Оставь, Илья... Жизнь не стоит на месте...

- Ты никогда не задумывался о великой роли бумаги? Надо поклониться её великому долготерпению! Можно написать: "На холмах Грузии лежит ночная мгла... А можно кляузу на соседа... Можно переписать диссертацию чтобы изъять одну фамилию, один факт, чтобы изменить трактовку! Если есть бумага, почему не сделать? Бумага все стрепит! Она все выдержит! Но души то у нас и уребят не бумажные, Коля!

1969 год, господа. 40 лет. Ровно столько Моисей водил по пустыне свой народ чтобы он забыл рабство.