Кинкан окончание

Аделя Иманова
В канун Нового года приехали дядя Мелик и тётя Надя. Дядя похвалил Фаргану за помощь соседке, а вот тётя Надя была возмущена поступком племянницы и велела ей сейчас же собрать вещи и вернуться к ним.
– И ты иди к себе домой! – сказала она, обращаясь к Ире. – Вам учиться надо, а вы тут опекунством занимаетесь! А если кто-нибудь из вас срежется на экзамене и останется без стипендии, тётя Люба компенсирует вам её своей пенсией? А ты, небось, из тех денег, которые мы тебе присылали, делилась с соседкой? – посмотрела она на Фаргану. – Повезло тебе, тётя Люба! – сказала Надя, картинно разведя руки в стороны
– Да уж! Очень повезло! – сказала тётя Люба – Счастье мне привалило – ходить не могу! – и она тихо заплакала.
– Знайте, дурочки, что для таких больных специальная служба существует, их сотрудники обязаны смотреть за одинокими больными людьми.
– Да эта ваша служба за четыре месяца только пять раз приходила, и то на две минуты, – проговорила Ира, которая спокойно собирала вещи, а Фаргана, ошарашенная неожиданной бессердечностью родственницы не могла промолвить и слова.
– Я тебе вечером позвоню, – прошептала Ира, обращаясь к подружке. Затем она подошла к тёте Любе, обняла её и сказала:
– А чё вы плачете, тётя Люб! Мне же она не может запретить к вам ходить! Слава Богу, она не моя тётка! – Старушка пыталась улыбнуться. – Вот и всё! Я каждый день буду приходить к вам! – с вызовом сказала Ира специально для Нади. – Сегодня мы вас уже кормили. Вечером я или бабушка зайдём к вам.
Ира поцеловала тётю Любу, презрительно посмотрела на Надю и пошла к двери.
– Вот воспитанная! Ну и подругу ты себе нашла! – сказала тётя. – Пошли! – и она легонько подтолкнула Фаргану к двери.
– Тётя Люба! У меня есть ключ, я сама закрою дверь! – крикнула Фаргана из прихожей.
– Нечего! Пусть учится сама возиться с дверью, ты же не будешь всю жизнь с ней жить!
Надя взяла ключи у Фарганы, бросила их у двери. Захлопнув дверь, они пошли к себе.
У Фарганы на душе кошки скребли. Через некоторое время вернулся дядя Мелик, ходивший в магазин. Он принёс торт и конфеты, и они сели пить чай. Надя вкратце, упуская моменты проявления своего хамства, рассказала мужу о том, как она поступила.
– Знаешь, Надя, я иногда думаю, что у тебя нет сердца. Вместо того, чтобы похвалить девочек за заботу о больной, одинокой женщине, ты устроила им разнос. Ладно, Фаргану ты вернула домой, а какое ты имеешь право выгонять её подружку?
– Так это же наша, – она показала рукой на Фаргану, – её и притащила. Прямо им удовольствие доставляет подавать старухе судно! Дурочки какие-то!
– Мы ей не подавали судно! Мы только усаживали её на унитаз, – со слезами на глазах
 проговорила Фаргана.
– Какая разница! – повысила голос Надя.
– Надя, представь себе, что я умер, а с тобой произошло тоже, что и с нашей соседкой. У нас же нет детей! Кто же за тобой будет смотреть?
– А для чего, я её сюда взяла, по-твоему? – проговорилась Надя.
– Так ты её привезла, чтобы она за тобой смотрела, когда ты постареешь?! – закричал дядя Мелик – Как ты можешь? Она же единственная дочь своих родителей! Кто тебе её отдаст? Она выучится и уедет к себе домой!
– Ладно, ладно, успокойся. Я сказала глупость, – примирительно сказала Надя. Но было уже поздно. Дядя Мелик разошёлся во всю. Он велел Фаргане отнести кусок торта тёте Любе. Закрывая за собой дверь, Фаргана слышала, как дядя и тётя ругались.
– Господи! Это всё из-за меня! – сокрушалась тётя Люба, которой плачущая Фаргана рассказала о ссоре родственников. – Они и раньше-то всё время ругались, а теперь… Ах, ты Господи, Боже мой, как плохо-то получилось!
– Как она могла привезти меня для себя?! Что же, я должна бросить своих родителей?!
– Успокойся, Фарочка! Ты пойми Надю тоже. Она десять лет замужем, а детей нет и нет.
 Вот она и злится!
– Не хочу я у них больше жить! Завтра пойду и попрошу место в общежитии! – опять расплакалась Фаргана.
Через полчаса в дверь постучал дядя Мелик.
– Фаргана, мы переезжаем отсюда! Если тётя Люба не возражает, то сегодня переночуй у неё, а завтра я найду для нас другую квартиру! – сказал дядя.
– Мне не нужна другая квартира, я буду жить в общежитии! – твёрдо сказала Фаргана.
– Как хочешь! – зло сказал дядя и ушёл.
Фаргана присела на табуретку в прихожей. Такого бурного дня она не ожидала. Кроме того, она все еще не могла понять, почему из-за её правильного поступка в доме развернулись такие события. Она считала, что была бы достойна осуждения в случае, если бы она проявила безразличие по отношению к тёте Любе. Кто же поймёт этих взрослых!
– А вдруг мне не дадут места в общежитии? – вернулась она к реальности. – Что я тогда буду делать?
Тут на коляске подъехала тётя Люба.
– Я слышала, ты своему дяде про общежитие говорила. Какое общежитие? Тебе, что, жить негде? Сейчас же иди, принеси сюда свои вещи и книги! Будешь жить со мной!
– Я не смогу платить вам за жильё!
– Глупости! Ишь, что придумала! Платить она мне собирается! А я плачу тебе за уход?!
Фаргана быстренько перенесла вещи к соседке. К её удивлению наблюдавшая за ней с дивана Надя, не проронила ни слова. А на следующий день сюда опять вернулась Ира, и они зажили по-прежнему. По совету тёти Любы Фаргана написала матери подробное письмо о происшедшем, чтобы она была в курсе всех событий.
Так Фаргана пять лет прожила у тёти Любы. Вскоре Ирина семья получила новую квартиру, и она вернулась домой, так как там стало просторнее, но всё равно она пропадала у тёти Любы и домой шла только спать, а иногда и оставалась. Тёте Любе чуточку стало лучше. Она уже иногда вставала с инвалидного кресла и, волоча ногу, могла немного ходить.
Время летит быстро. Фаргана окончила Академию и получила диплом с отличием. Ей даже предлагали остаться работать на кафедре, но девушка отказалась, так как очень хотела вернуться домой. Чтобы не бросать тётю Любу, она даже ни разу на каникулы не ездила домой, к ней трижды приезжала мама. А теперь она не знала, как быть с тётей Любой, которая стала для неё родной. Она хотела взять её с собой в Азербайджан, но старушка отказалась. Ира, её мать, бабушка обещали Фаргане присматривать за тётей Любой.
Фаргана вернулась на Родину, в Нагорный Карабах. Немного отдохнув, она стала искать работу, но это оказалось непростым делом. При наличии диплома с отличием, её никто не брал на работу, ссылаясь на отсутствие практики. С большим трудом через три месяца она устроилась лаборанткой, так и проработав на этой должности до начала известных событий в автономной республике. Многие до последнего момента не верили, что может начаться война, однако этого избежать не удалось. К началу событий она была замужем и имела на руках годовалого сына. Отец умер, а мать жила с ней. Наступил момент, когда они поняли, что должны покинуть родные места. Муж никак не мог получить документы, диплом и трудовую книжку Фарганы. Всё произошло внезапно: стрельба, войска, пожары, разрушения, и они, не задумываясь уже ни о каких документах, а думая только о том, чтобы спасти свою жизнь, вместе с соседями убежали в лес и с большим трудом добрались до безопасной дороги, по которой люди продвигались в сторону столицы. Наконец, их на попутной машине доставили в город и разместили в общежитии одного из заводов, где она и проживает по настоящее время. Муж Фарганы погиб в Карабахской войне и сейчас она осталась с больной матерью и сыном, который в этом году будет поступать в институт.
 – А почему ты здесь не устроилась на работу, у тебя же «красный» диплом
сельскохозяйственной академии, а ты торгуешь овощами на рынке? – спросила Айнур.
– Так всё дело в этом «красном» дипломе! – обреченно сказала Фаргана. – Он у меня есть теоретически. Все знают, что я училась в Москве, но никто не видел мой диплом. У меня даже копии диплома не сохранилось. Я несколько раз посылала письма в Москву, чтобы мне его выслали, но безрезультатно. Наверняка, для получения дубликата существуют правила. По-моему, нужно сначала дать объявление в местной газете, что-то ещё.
Короче говоря, сначала она приходила в себя, обустраивалась на новом месте, потом лечила мать, долгое время с ребёнком лежала в больнице. Только выписалась, как получила известие о гибели мужа. Разве вспоминала она тогда о своём дипломе! То того ли ей было! Вот когда она осталась одна, без мужа, с матерью и сыном на иждивении, тогда стала думать о том, что ей пора на работу. Сначала она восстанавливала паспорта себе и матери, получила свидетельство о рождении сына, а с дипломом вышла загвоздка.
– Вы знаете, в связи с этими событиями я потеряла связь с Ирой, она бы точно помогла мне в этом вопросе, но я написала ей три письма, однако они вернулись с пометкой «адресат не проживает», – сказала Фаргана, – наверное, она куда-то переехала.
– А тётя Люба?
– Тёте Любе сейчас примерно девяносто лет. Вы думаете, она всё ещё жива?
– Всё может быть, – медленно сказала я.
Как всё-таки удивительно складываются человеческие судьбы. Наша жизнь полна горечи, любви, страданий, радости, разочарований. И мы все время суетимся, стараемся получить свою долю любви и счастья. Но, если мы ничего не делаем, то изнывающие от безделья неприятности находят нас. И тогда мы используем всю свою силу, чтобы справиться с ними и даже надеемся на чью-то неожиданную поддержку. И, если у кого-то есть возможность помочь человеку, попавшему в беду, то не упускайте такой шанс, протяните ему руку. Айнур слушала Фаргану и понимала, что судьба даёт ей возможность помочь решить проблему Фарганы, так как она по долгу службы часто бывает в Москве, и, естественно, может найти время сходить в Тимирязевскую академию. Она сказала об этом Фаргане, и ещё о том, что её академия теперь называется Российский Государственный аграрный университет.
– Как хорошо! – обрадовалась Фаргана. – Но что я с ним сейчас буду делать? Меня в таком возрасте и не возьмут никуда, даже при наличии этого диплома.
– Не будем забегать вперёд, Фаргана ханум. Однако у меня есть к вам предложение.
Тут мне позвонили с работы, и я битых полчаса разговаривала по телефону. Мои дети тут же уселись на диван рядом с Фарганой. Я слышала обрывки фраз, которые мне ни о чём не говорили, но я понимала, что они относятся к Тимирязевке, в которой училась моя гостья: граф Разумовский, Здание аудиторий, прекрасный парк, имена греческих богов и богинь: Флора, Деметра, Силен, Дионис.
Закончив разговор по телефону, я велела детям идти в свою комнату и предложила Фаргане позаниматься с моей дочерью по биологии.
– Сколько вы зарабатываете за неделю на рынке? – спросила я.
– Это коммерческая тайна, – улыбаясь, ответила Фаргана.
– Ну, хорошо. Не хотите говорить – не надо, но я предлагаю вам тридцать долларов за три урока в неделю с моей дочерью. Оплата в конце недели.
– Вы это серьёзно? – Фаргана с удивлением смотрела на меня.
– Вполне!
– Но в свободное время я всё равно буду торговать на рынке!
– Это ваше дело!
К радости моей дочери, которой очень понравилась странная, но умная «училка», Фаргана согласилась. В течение месяца я нашла для Фарганы ещё троих учеников, и у неё уже не оставалось времени для торговли на рынке.
Так неожиданная встреча вернула Фаргану к своей профессии. Мы с ней очень
подружились, и я старалась помочь ей, чем только могла. В очередной поездке в Москву,
я по доверенности, полученной от Фарганы, привезла ей дубликат диплома. Отец одной из
 учениц помог ей устроиться на работу в компанию, которая занимается ландшафтным озеленением.
Наверняка, Бог сверху видит всё! У Фарганы пошла белая полоса в жизни. Летом, будучи опять в Москве, мне удалось разыскать ту самую Иру, которая дружила с Фарганой. Если бы вы видели, как она радовалась! Оказалось, что она тоже ищет Фаргану, и даже написала в известную телепередачу. Вечером мы позвонили на мобильный телефон сына
Фарганы, и подруги немного поговорили.
– Фара! Я вместе с Айнурой еду к тебе!
– Боже мой! Где же я тебя приму, ведь я живу в общежитии!
– Я буду жить у Айнуры! Она сама мне предложила!
– Я даже не знаю! – произнесла Фаргана, так как сама с Айнур не договаривалась.
– Тебе и знать ничего не нужно! Жди меня!
Мы приехали в Баку через три дня. В аэропорту нас встречал сын Фарганы Фахри с моим сынишкой. К моему удивлению нас ждал синий «БМВ», за рулём которого сидел приветливый парень. Я тихо спросила у Фахри, кто хозяин автомобиля.
– Это брат моего друга! – гордо ответил мальчик.
Ира жадно оглядывала всё, что видела по дороге.
– Я никогда не была в Баку! Но одно из того, что мне рассказали, сразу подтвердилось!
– Что же это? – с интересом спросила я.
– Как что? Конечно, запах нефти, когда выходишь из самолёта!
– О! Для нас, азербайджанцев, это самый родной запах! Ты знаешь, я много лет летаю самолётом, и с мужем бывала во многих странах, но, поверишь, когда я, возвращаясь, вдыхаю запах нефти в нашем аэропорту, меня охватывает радость. Это непередаваемое чувство. Одно из признаков, определяющих для меня понятие «Родина» – это запах нефти. И я знаю, что почти все азербайджанцы такого же мнения. Я очень люблю свою страну!
– Так и должно быть! Каждый человек любит свою Родину!
Машина подъехала прямо к блоку. Мальчишки потащили наверх наш багаж. Мы поднялись по лестнице, в конце которой нас ожидала Фаргана. Не обращая на меня никакого внимания, подруги обнимались, восторгались, пищали, и даже всплакнули.
– Может, вы доплачете в квартире? – спросила я, успев переодеться в домашнюю одежду.
– Да, да! – опомнилась Фаргана и засуетилась: – Проходи, Ира!
Фаргана к нашему приезду устроила настоящий пир. Чего только она не приготовила?! Лучшие блюда азербайджанской кухни в широком ассортименте.
– Мама, мы трудились, как рабы, – сказала дочь, показывая на красиво сервированный стол, – но я многому научилась.
– Как мы это всё съедим? – удивлялась я, пока Ира умывалась с дороги.
В дверях появились Фахри и водитель «БМВ»: – А мы на что? – хором сказали они.
За обедом мы говорили на общие темы, а после чая подруги ушли в комнату, которую я отвела для гостьи. Они проговорили около трёх часов, и мы им не мешали. Ира погостила у нас пять дней, в течение которых мы показывали ей город, сводили её в два ресторана, куда мы Фаргану тащили буквально на аркане. Затем Ира уехала обратно в Москву, умоляя нас приехать к ней в гости.
– Несколько лет тому назад у меня неожиданно появилась возможность купить себе дачку, приезжайте, не пожалеете! Может, теперь и Фара купит себе дачу! – сказала она на прощанье.
Тогда мы не обратили на это внимание, но Фаргана потом рассказала мне, что, тётя Люба умерла пять лет назад, и Ира до последнего дня ухаживала за старушкой, а её муж, терапевт, следил за здоровьем тёти Любы. Оказывается, старушка завещала квартиру Ире с условием, что она, продав её, часть денег передаст Фаргане, поэтому Ира приехала в Баку лично, и, получив деньги в международном банке, передала их Фаргане. Я не
спрашивала, какая сумма досталась Фаргане, но мы вместе с ней оформили ей в кредит
двухкомнатную квартиру в новостройке.
Фаргана рассказала, что её односельчанка говорила ей, чтобы Бог тебя, наверняка, услышал, надо просить его на рассвете.
– Представляешь, Айнур, я проснулась как-то в четыре утра – что-то не спалось мне, на сердце было так тоскливо. Думаю, ну почему мне выпала такая судьба?! Я понимаю, война никого не щадит, пострадали многие люди, но каждый обращается к Богу и просит его для себя, и я подняла руки к небу и сказала: «Аллах! Помоги мне, открой дорогу для исполнения моих желаний!» – И он меня услышал! – На следующий день я познакомилась с тобой.
Так что всегда помогайте людям, особенно тем, кто попал в беду. А если просите Бога о чем-нибудь, то обращайтесь к нему с чистым сердцем и на рассвете. Я так и делаю. Помогает. Честно!