Откровения тёмного гостя

Диана Солобуто
       


I
- Я жив? или мёртв?
- И то, и то.
- Я казнён? или помилован?
- Не то, не другое.
- Я наказан? или награждён?
- Больше первое, чем второе.
- Да, глупый вопрос. Я мог и сам догадаться. Почему ответы поступают сразу с молниеносной скоростью, и почему я не слышу звука голосов?
- Здесь общение происходит путём перебрасывания мыслями. Почти как мячиками, только в сотни раз быстрее. Быстрее скорости звука.
- Где я?
- В пространстве.
- Что подо мной?
- Взгляни и узнаешь сам.
- Бездна? Но ведь она уже поглотила меня.
- Это была не Она. Если бы тебя поглотила Она, ты бы стал ничем, из которого можно сделать всё; куском вязкой материи. Тебя поглотила Предбездна; всего лишь Её жалкое подобие.
- Я…почему я не вижу ни тебя, ни себя?
- Потому что от тебя не требуется видеть ни меня, ни себя. Дух Человека, посмотри под собой внимательней. Ты видишь глаза Бесконечности?
- Да.
- Это самое главное. Этого достаточно.
- Меня тянет вниз…Боже, меня тянет вниз!
- Бог тебе здесь не поможет. И я не смогу. Только ты сам.
- Что я должен сделать?
- Послушай. Тот, кому дано взобраться на сияющие вершины, должен пройти через страшные разверстые бездны*.
- Мне не нужно сияющих вершин.
- Дух Человека, как я люблю твои минутные слабости! О твоих желаниях никто и не спрашивал; если тебе дано, то ты всё равно на них взберёшься, нужно тебе это, не нужно – меня не волнует. Или ты хочешь снова проиграть?
- Хорошо. Что я должен сделать?
- Прошлые ошибки явно идут тебе на пользу. Первый урок предельно прост: дай Ей поглотить тебя.
- Но…но я не хочу стать куском материи!
- Делай, что я приказал. Смотри в глаза Бесконечности без страха и не уподобляйся желе, трясущемуся при любом открывании холодильника.
 Я покорился. Хотя я не видел Тёмного Гостя, я чувствовал у себя на спине его взгляд. Однако я не имел возможности повернуться: я мог смотреть только прямо перед собой и вниз. Мои нервы (если только у Духа Человека есть нервы) натянулись тонкими струнами. «Только не отворачивайся, смотри пристально и не мигая», - промелькнуло внутри, и я уже не осознавал, были это мои собственные мысли или мысли Тёмного Гостя, наблюдавшего за мной откуда-то сверху.
 «Давай, выцарапай глаза Бесконечности когтями орла!» - и я полетел на дно, невидимое в чёрной пустоте…

II
 Я сидел на скамейке у ног Тёмного Гостя и был, как мне показалось, вполне материален. В голове шумело.
- Я ещё жив?
 Тёмный Гость рассмеялся и насмешливо произнёс:
- Смотря, что подразумевать под словом «жив». Впрочем, я могу тебя поздравить: первое испытание пройдено.
- То есть я… Я победил Бездну?
- Дух Человека, как же ты тщеславен! Ты всего лишь Её познал. Но это уже кое-что.
- Я немного не понимаю, почему…
- Почему ты здесь и зачем всё это? Потому что я решил тебя избрать и превратить, ну, хотя бы, в мощную сущность, а не в этих жалких мелких духов, ошивающихся в межпланетном пространстве. Я тебе признателен.
- Ты мне признателен???
 Я был потрясён.
- За что?
- За твою фантазию. Я питался твоими фантазиями, ну и не только твоими, фантазиями вообще. Но ты привлёк меня сильнее других. Творческие люди хороши своим живым воображением; они такие разные, такие интересные, а ты сумел вызвать интерес, будучи одним среди незаурядных. Не то чтобы ты был каким-то особенно сильным, но мне захотелось, чтобы ты им стал. Я решил явиться тебе, и меня поразило твоё желание меня разговорить. Я думал, ты изрядно напугаешься, а ты лишь волновался, как при знакомстве с новым человеком. Окружённый массой людей, друзей и врагов, ты всё же тонул в океане одиночества, и даже придуманные твоим воображением миры не могли укрыть тебя от его солёных волн. Дух Человека, ты осознал, почему ты проиграл в прошлый раз?
- Потому что я ответил неубедительно?
- Нет, потому что ты не нашёл в себе смелости ответить утвердительно. И ты понял это почти сразу; угрызения совести закусали тебя и ты повесился. Ты быстро учишься. Я приравнял твоё самоубийство к согласию, которое ты боялся вымолвить, и принял эту работу над ошибками. Твоей жизнью сейчас живёт другой человек. Однако, я способен вернуть всё назад. Ты согласен перейти границы дозволенного?
- Да, я согласен, - твёрдо ответил я.

 
*цит. по Генриху Манну, «Учитель Гнус, или конец одного тирана».