Печаль в глазах

Анжелика Углицкая
; Ты спрашиваешь, Радик, почему я такой печальный всегда? Понимаешь, Радик, я, видимо, заразился печалью от одной женщины. Она живет в доме напротив. Она приехала из другого города полгода назад. Она очень красива. Но даже когда она улыбается, в ее глазах таится глубокая печаль. И я не знаю ее причин.
; Вы знакомы с этой женщиной?
; Да, ее зовут Елена. Мы встречаемся утром и вечером каждый день, кроме субботы и воскресенья.
; Как так получается?
; У нее четырехлетний сынишка, моему племяннику, Алешке, тоже четыре года. Каждый день, в одно и то же время, мы отводим и забираем детей из сада. Так вот и познакомились.
; Ты в нее влюблен?
; Я даже не знаю. Скорее, я заинтригован. Елена - сама таинственность. Я ничего о ней не знаю. Не знаю, откуда она приехала, зачем, почему она одна, без мужа. Я спрашивал, почему она так грустна всегда, но ответа не получал.
; И что ты намерен делать?
; Ничего. Елена ясно дала мне понять, что максимум, на что я могу рассчитывать, - это дружба. И я, конечно, согласился. Для нее дружба не пустой звук. Я очень уважаю Елену, ее прямоту. Другая бы на ее месте, даже зная заранее, что ничего у нее со мной не будет, не отказала бы себе в удовольствии пофлиртовать со мной. Она же ведет себя совсем иначе.
; Ну, раз вы друзья, значит, вы в доверительных отношениях. Неужели она тебе ничего не рассказывает?
; Рассказывает. Мы говорим о многом, но только не о личной жизни Лены. А причина ее печали, как я понимаю, кроется именно там.
; А ее сын?
; Он ничего не знает о своем отце. Говорит только, что его папа - самый лучший, но что он не может быть рядом с ними.
; Да уж, интересная история. Но ты, Толик, не расстраивайся. Может, ты еще завоюешь ее… Ладно, мне пора - жена, наверное, заждалась уже.
; Ну пока. Заходи. Наташе привет.
; Спасибо, пока.
Я проводил Радика, моего старого друга, и сел у окна. Шел дождь. Капли тарабанили по подоконнику, иногда залетая в комнату сквозь открытую форточку. В воздухе пахло весной. Вдруг я увидел за окном знакомую фигуру Елены. Она шла, держа за руку сына, промокшая и уставшая. Через час я позвонил ей:
; Здравствуй.
; Здравствуй.
; Как дела? Отогрелась, отдохнула?
; Да. А откуда ты знаешь, что я промокла?
; Я видел тебя в окно. Откуда ты возвращалась?
; Водила Володьку в кукольный театр. Зонт мы не взяли и промокли до нитки. Боюсь, как бы не заболел он у меня. Искупала, молоком напоила, уложила в постель.
; Какие планы на вечер?
; Телевизор посмотрю, газетки почитаю. Я сегодня пироги пекла. Хочешь, приходи - угощу.
; Спасибо. А по какому поводу пекла?
; Просто так. Выходные. Решила сына побаловать. Завтра воскресенье. Может, в парк его свожу.
; А моего Алешку сестра вон кормит, а он не ест ничего. На следующей неделе уже ее муж приедет, и они уедут к себе.
; А как же садик?
; А у них здесь недалеко квартира. Будет его теперь отец в сад водить.
; Понятно. А он в командировке был?
; Да, ездил на повышение квалификации в Москву. Целых полгода его не было. Соскучились мы уже все. Хороший он парень, Димка наш.
; Еще бы. Сестре твоей больше всех, наверное, радостно, - почему-то с горечью проговорила Елена.
; И ей, и Алешке. Да и мне. Честно говоря, устал я. Привык я один жить. Как с армии вернулся, купил себе квартиру и стал жить один. Юля тогда еще замужем не была.
; Ты придешь на пироги-то?
; Приду. Володька спит?
; Да, уснул он. Приходи.
; Через пятнадцать минут буду.
Я оделся, взял бутылку шампанского и пошел к Лене. Она встретила меня, улыбаясь и напевая что-то про себя.
; У тебя сегодня хорошее настроение, да?
; Да, неплохое. Проходи. О, шампанское! Спасибо.
; Вкусно пахнет у тебя.
; Проходи в зал. Раз уж есть шампанское, устроим праздник с хрустальными бокалами, с музыкой!
; Ты как-то непривычно весела сегодня. Что с тобой?
; Устала я… От одиночества, - улыбка мгновенно сошла с лица Елены. - Смеюсь, пою - вдруг поможет? Хотя, наверное, я себя обманываю. Я сейчас.
Она была удивительно красива сегодня. На ней было серо-голубое велюровое платье, волосы высоко собраны, губы чуть подкрашены розовой помадой. Лена была не очень высокой, привлекательной блондинкой с серыми глазами. Мужчины, все без исключения, обращали на нее внимание. Но она ни с кем не знакомилась, вела затворнический образ жизни, целиком посвящая себя сыну и работе. Она работала в Международном банке и занимала довольно высокую должность. Благодаря своему образованию, уму и порядочности, Лена пользовалась всеобщим доверием и уважением.
; Толик, открывай шампанское! - она накрыла на стол, включила музыку и села.
; Я предлагаю тост. - За прекрасную хозяйку, изумительную мать, и просто замечательную женщину! За тебя, Лена!
; Спасибо. Я очень тронута. Я бы хотела кое-что добавить к твоему тосту… Выпьем за того, кто делит со мной мое одиночество. - За тебя!
; Спасибо.
Мы выпили по бокалу шампанского, перекусили.
; Потанцуем?
; Да. - Я нежно обнял ее и прижал к себе несколько ближе, чем того требует танец.
; Ну вот, ты опять загрустила.
; Я и вправду очень устала. Я устала быть сильной. Я ношу все в себе вот уже пять лет.
; Хочешь рассказать мне?
; А тебе интересно?
; Очень. И я хотел бы помочь себе, хотя бы пониманием. Ведь мы же друзья?
; Да, друзья. Но обещай мне: все, что ты услышишь, должно оставаться между нами.
; Можешь быть уверена, - мы сели на диван.
; Понимаешь, только не думай, что я жалуюсь, что ною. Это не так. Просто мне стало невыносимо тяжело оттого, что я ни с кем не могу поделиться. Кроме тебя, у меня нет здесь друзей. Да и там, откуда я приехала, никто ничего не знает. Я никому ничего не рассказывала. Моя история, в принципе, банальна. И я боюсь показаться смешной.
; Ну что ты! Я тебя пойму.
; Спасибо тебе. Та хочешь, чтобы я продолжила?
; Да, я тебя слушаю.
; В общем, пять лет назад я познакомилась с одним человеком. Я тогда училась на четвертом курсе и встречалась с парнем. Но когда я познакомилась с ним, я поняла, что не люблю своего парня. Я сказала ему об этом, и мы расстались. Так вот. Того, с кем я познакомилась, звали Володя. Он был старше меня на восемь лет. Мы познакомились на одной вечеринке, я дала ему свой номер телефона, и примерно через неделю он мне позвонил. Мы долго разговаривали, и я поняла, что он - тот, кого я ждала, о ком мечтала. Мне все в нем нравилось. Впервые я полюбила по-настоящему. Долгое время мы все общались по телефону и никак не могли встретиться. Он часто уезжал из города по работе. Работа у него была опасная. Но как-то раз он приехал домой на целую неделю. У меня тогда были весенние каникулы. Мы с однокурсниками собирались в горы на пять дней. Я тоже отпросилась у родителей, собрала вещи, и… Володя встретил меня около университета и попросил остаться. Я, конечно же, согласилась. Попросив ребят со своей группы, чтобы в случае чего они подтвердили, что я была с ними, я уехала с Володей к нему домой. Сначала мы просто болтали, потом пили шампанское, ели шашлык, потом танцевали. Наступила ночь, а мы все танцевали и танцевали. Я помню, что очень устала и сказала ему об этом. Он приготовил мне постель в своей спальне, а себе постелил в зале. Я искупалась и легла. Но мне не спалось. Я слышала, как он купался, как ходил потом в коридоре, как лег спать. Мне было одиноко без него. И я пошла к нему.
; Володя, можно я буду спать с тобой?
; Конечно, но ведь ты сама хотела спать отдельно.
; Я передумала. – Я легла рядом с ним и прижалась к нему. Он обнял меня и, поцеловав в лоб, прошептал:
; Спи.
; Я не хочу спать.
; Не хочешь спать? А чего ты хочешь?
; Ты и сам знаешь… - До него у меня не было мужчин, и я робела, не знала, как и что говорить и что делать.
; Леночка! Через неделю я уеду. И я не знаю, вернусь ли я. Я не могу. Я не хочу портить тебе жизнь. Ты стала мне слишком дорога, чтобы я мог так безответственно поступить с тобой. Кто знает, может быть, я никогда не вернусь сюда и не увижу тебя больше.
; Это не важно. Я этого хочу. Я действительно этого хочу. И я не буду ни о чем жалеть, даже если мы больше никогда не увидимся. Но ведь ты постараешься вернуться ко мне, правда? Ты будешь беречь себя, обещай мне.
; Да, конечно. Я буду стараться.
Володя стал первым моим мужчиной. Мы провели пять дней вместе, пять незабываемых, ослепительных дней! Он был так ласков, так нежен со мною. Он так не хотел меня отпускать, так не хотел! Но мне пришлось вернуться домой, а через два дня он уехал. На прощанье мы успели только поговорить по телефону. Он тогда сказал мне, что любит меня, и что обязательно вернется.
Вскоре я поняла, что беременна. Я была очень счастлива. Я так мечтала о том дне, когда он приедет, и я скажу ему, что у нас будет ребенок. Но он все не приезжал и не звонил. Пришло время, когда уже нельзя было ничего не говорить родителям. И я сказала им, что в горах меня изнасиловали, и что я жду ребенка. Они были в шоке. Но я твердо заявила, что аборт делать не буду. Мы поменяли квартиру. Я рассказала в институте, что вышла замуж и переехала. Учебу я не бросила. Когда родился Володька, мама помогала мне во всем. Я окончила университет и устроилась на работу. Мама ушла на пенсию и сидела дома с Вовкой. Я понимала, что отец моего ребенка, возможно, вернулся, но просто не может нас найти. Тогда я поехала к нему. Никого не было. Я бросила записку в почтовый ящик. Приезжала каждый месяц в течение года, а бумажка все так же лежала в ящике. Я страшно страдала. Должно быть, случилось что-то ужасное. Он не вернулся. Я думаю, он погиб. Я не знаю его друзей, родственников, я даже фамилии его не знаю, поэтому навести справки, разузнать что-либо не представляется возможным.
Летели дни. Мой Вовка рос, рос таким похожим на своего отца. Я стала ездить к Володе домой все чаще и чаще, и эти поездки меня невероятно истощали. Я вспоминала те пять дней – безумные, страстные, единственные, и чувствовала, что начинаю сходить с ума. Так продолжалось, пока Вовке не исполнилось три года. Мы отдали его в сад. Мои родители очень полюбили его и уже не вспоминали, что их внучок – безотцовщина. Как-то я забирала его из сада и вдруг увидела впереди себя Володю старшего. Я схватила ребенка на руки и принялась бежать за мужчиной впереди меня. Но он шел так быстро. Я бежала и бежала. Машины чуть не сбивали меня с ног. И я догнала его, тронула за плечо. Он обернулся… Это был не Володя… Я упала без сознания. Ребенка отвезли домой – адрес нашли в моей сумке, а я провалялась полгода в больнице с нервным расстройством. Когда меня выписали, я собрала вещи и приехала сюда – я поняла, что той атмосферы, где хоть что-то напоминает мне о Нем, я не вынесу … Теперь ты знаешь все…
- Боже мой, какая трагедия! Но ведь ты еще так молода, и твоему ребенку нужен отец.
- Я знаю, знаю! Но не могу! Может быть, пройдет еще время, и я выздоровею от своей болезни. Но я все еще люблю его и жду. Мне не нужен другой мужчина. Я тебе очень благодарна за то, что ты согласился быть мне другом. Ты мне очень дорог. Я очень ценю твое понимание, твое участие.
- Быть твоим другом для меня – большая честь. Что я могу сделать для тебя?
- Извини, но я хотела бы остаться одна.
- Хорошо. Конечно. Я понимаю. Не грусти. Все обязательно уладится.
- Да спасибо.
Я ушел. Да, теперь я действительно все знал… Рассказ Лены меня поразил. Я хотел помочь ей, но не знал, как. Да и что я мог сделать? – Только посочувствовать и посетовать на то, как, подчас, несправедлива бывает судьба…
Прошло несколько дней. Я вновь сидел у окна, и заметил высокого незнакомого мужчину с небольшим чемоданом и букетом роз. Он зашел в Ленин подъезд. Раньше я никогда его не видел. А наутро Лена позвонила мне и сказала, что возвращается домой, потому что ее Володя вернулся и нашел ее. Она говорила мне об этом, и в ее голосе было такое необъятное счастье, что она сама, казалось, в него не верила. Я не знаю, где и почему ее Володя так долго пропадал: Лена не сказала мне точно о характере его работы. Я думаю, это что-то вроде разведки. Через неделю я видел, как они все втроем: Лена, Володя и их сын выходили из подъезда на улицу. Володя держал на руках Володьку и смотрел на него и на Лену с такой любовью... Мне стало ясно, что беспричинно этот человек ни за что не заставил бы так долго ждать и страдать Лену, - женщину, которую он любил, которая родила ему ребенка и, несмотря ни на что, хранила верность и любовь к нему, единственному мужчине в ее жизни. Лена улыбалась, и впервые в ее глазах не было печали, - в них было огромнейшее счастье, которое, по-моему, даже делало ей больно своей невозможностью и неожиданностью. Но счастье было! Было наяву! Лене это не приснилось!
Еще через несколько дней все они зашли ко мне. Володя горячо благодарил меня за заботу о Лене, сказал, что сменил работу и больше не намерен покидать свою необыкновенную Леночку: «Она заслуживает счастья как никто другой, и я сделаю все, чтобы дать ей это счастье!». Я помогал им грузить вещи, когда они уезжали. Расставаться всегда грустно, но я старался казаться веселым. Все было хорошо. Большего счастья для Лены я не мог бы даже пожелать…Мы попрощались, как добрые друзья.
Вчера я получил от них письмо и приглашение на свадьбу. В каждой строчке – счастье, счастье и ничего, кроме счастья. Обязательно поеду поздравить их.
А печаль в глазах… Так ведь мою Лену увезли от меня. Но я рад за нее, искренне рад. Хотя она мне очень нужна. Она стала мне больше, чем просто другом. И себе-то я могу признаться – я люблю ее… Заразная все-таки это болезнь – печаль в глазах…





Март, 1996 г.