Путешествие из Ильинского в Москву

Андрей Пустогаров
Сим начинаю я публикацию своих разысканий относительно названий станций Казанской железной дороги от Ильинской до Выхино (а со временем, может, и до самого Казанского вокзала).
Эти разыскания - плод многолетних моих поездок из Москвы в Ильинское и обратно, разговоров с пассажирами и расспросов местных жителей. Разыскания сии пока публикуются в бессистемном виде, в том порядке, в котором были они мною выполнены, однако, в дальнейшем намерен я упорядочить их согласно схеме пригородного сообщения.

Итак

Станция первая

Василий Кулибин и Ефим Черепанов построили на паях паровоз и стали заниматься извозом из Раменского на Казанский вокзал. При этом все время попадалась им на глаза стоявшая у железнодорожного полотна и предлагавшая свои услуги приезжая из далекого сибирского города Томска. Скоро они уже весело окликали девушку: "Ух, томская, мы до тебя еще доберемся!". Так и появилось название станции Казанской железной дороги "Ухтомская".


Станция вторая

Название этой станции переносит нас в тяжелые времена деспотического режима Московской Руси. По старой русской традиции правительство высылало своих политических противников на расстояние ста миль от Москвы (на сто первую милю). (Вероятно, в те времена протяженность мили была меньше современной и составляла около 300 метров.) На этом месте и возникло поселение Стомилино, а потом и железнодорожная платформа. Со временем первая буква названия на платформе отвалилась, а, поскольку изменился и размер мили (да и политических противников в связи с развитием средств сообщения стали высылать подальше - на сто первый километр), то забылась и его этимология.
Так и появилось название станции Казанской железной дороги "Томилино".


Станция третья.

Однажды Василий Кулибин и Ефим Черепанов ремонтировали в дороге свой паровоз. Ночевали они неподалеку в избе одной местной жительницы. Потом еще не раз заезжали к ней в гости и на все распросы хором отвечали: "У! Дельная женщина - рекомендуем". Постепенно место это стало пользоваться популярностью и для посещающих его была выстроена железнодорожная платформа.
Так появилась станция Казанской железной дороги "Удельная".


Станция четвертая

В старину на берегу речки Македонка основали свое поселение выходцы из Казанского ханства. Коренные жители прозвали его Алаховка. Вскоре часть казанцев переместилась к северо-востоку и расселилась вблизи Владимирского тракта. В связи с выгодным расположением это второе поселение, которое коренные жители также нарекли Алаховкой, сильно разрослось и его стали называть Большой Алаховкой (ныне это город Балашиха). Поселение же на берегах Македонки получило название Малая Алаховка. На платформе возникшей там железнодорожной станции появилась надпись "М. Алаховка". При очередной реконструкции (и в связи с очередными гонениями то ли на религию, то ли на мусульман) надпись была переделана в "Малаховка".
Так и возникло название этой станции Казанской железной дороги.


Станция пятая

Название станции "Быково" - хороший пример того, как обманчивы подчас напрашивающиеся этимологии. Недаром в книге о Быково говорится: "В тысячелетней истории села Быково многое до сих пор покрыто мраком неизвестности, о многом идут споры. Даже в описании недавних событий звучит разноголосица" ( "Быково", Издательство "Кучково поле", Жуковский-Москва, 2005, стр.16).
Да и то сказать: на берегах речки Пехорка издревле жили рыболовы, поэтому несколько загадочно звучит нынешнее название станции. Однако, вот о чем рассказали мне старожилы.
Как известно, смерть Андропова в 1984-ом году не позволила ему осуществить безболезненную передачу власти от партийной номенклатуры к аппарату КГБ. Процесс этот затянулся вплоть до 1999 года, сопровождался развалом СССР и ослаблением государственного управления.
"На местах" в это время реальную власть осуществляли авторитетные люди, выдвинувшиеся из среды местных жителей. Большую известность приобрел Вова Жуковский, вершивший в здешних краях суд и расправу или, говоря современным языком, соединивший в себе судебную и исполнительную ветки власти. Однако, авторитарные методы его правления не всем пришлись по душе и за Вовой Жуковским закрепилось прозвище "бык Вова", характеризующее его не с самой лучшей стороны. Усилившееся недовольство населения вызвало вскоре безвременную гибель этого видного представителя местной элиты. Друзья Вовы, решив увековечить его память, соорудили неподалеку от кладбища железнодорожную платформу, на которой золотыми буквами было написано "Бык Вова". Название это просуществовало вплоть до начала третьего тысячелетия, когда возрождающаяся духовность строго указала местным властям на его неуместность.
После недолгого размышления, путем удаления одной и замены другой буквы, название станции было переделано в Быково.
Так и появилась станция Казанской железной дороги "Быково".



Станция шестая

Некоторые исследователи, в частности профессор Либединский, связывают название станции "Красково" с отголосками языческого культа бога солнца. По их мнению название "Красково" образовано аналогично слову "крамола", которое, опять же по их мнению, означает : к Ра (богу солнца) мола (молитва). То есть крамола - это осуждаемое властями поклонение богу солнца Ра. Для аналогичного объяснения топонима "Красково" используется древнеславянское слово "ковы" - чары, колдовство. Красково якобы должно означать: к Ра сковы (колдовство) и свидетельствовать о находившемся на крутом берегу реки Пехорка языческом капище.
Однако, доводы этих горе-исследователей полностью разбиваются о тот факт, что не зарегистрировано НИ ОДНОГО словоупотребления "сковы" вместо "ковы", как вообще, так и в значении "чары, колдовство".
Более надежным представляется мне следующее объяснение. Как известно, римский полководец Марк Лициний Красс во время парфянского похода по ошибке принял Гирканское (Каспийское) море за Аральское и стал подниматься вверх по Волге, думая что это река Сыр-Дарья. Этот путь по бассейну Волги и привел его армию на берега реки Пехорка, где он стал лагерем. Однако, местная администрация строго указала римскому военачальнику на недопустимость его пребывания вблизи режимных объектов стомильной охраняемой зоны. Осознавший свою оплошность Марк Лициний Красс направился в Парфию, где и погиб в битве при Каррах.
В память о нем сохранились остатки лагеря, а также многочисленное потомство его самого и его воинов среди местного населения. Возникшее на месте лагеря поселение и стало называться "Красково". Позднее это название перешло на станцию Казанской железной дороги.
(О пребывании на территории Московской области Марка Лициния Красса свидетельстует и сохранившееся до наших дней название станции "Марк" Савеловской железной дороги. Однако, часть местного населения, по-видимому, приняла проходившую армию Красса за поход Александра Македонского. Об этом свидетельстует название реки Македонка, протекающей вблизи станции Малаховка.)



Станции седьмая и восьмая

Наименования расположенных рядом станций "Люберцы" и "Панки" переносят нас во времена острого противостояния молодежных движений люберов и панков. Во время предвыборной кампании 96-го года Борис Николаевич Ельцин в обмен на поддержку обоих движений решил
своим указом увековечить их названия и присвоить их железнодорожным станциям. Однако, по невыясненным до сих пор обстоятельствам вместо "Люберы" и "Панки" в президентском указе за номером б\н от 2-го июля 1996 года фигурируют "Люберцы" и "Панки". Возможно, искажение внес скрытый сторонник панков в администрации президента. Возможно также, что букву "ц" вписал в проект указа сам Ельцин, вспомнив отчего-то известное выражение Ивана Грозного "Боярцы, ша!". Так или иначе, но после выборов исправить что-либо было уже нельзя. Единственное, чего удалось в отместку добиться люберам - согласно распоряжению министра путей сообщения машинисты объявляют теперь станцию "ПАнки" также в искаженном виде, как "ПанкИ". Бурные протесты панков воздействия на это обстоятельство не возимели.
Так появились названия станций "Люберцы" и "Панки" Казанской железной дороги.


Станция девятая

Топоним "Косино" широко присутствует как в европейской, так и в азиатской части нашей родины.
По нему можно безошибочно определить, что неподалеку находился или находится доныне пункт рекрутского набора или военкомат. И действительно, именно тут, в окрестностях Москвы, на Белом озере устраивал Петр Первый испытания своего знаменитого ботика. С петровских времен и получила известность местная больница, где юноши призывного возраста за умеренную мзду могли получить диагноз, освобождающий их от военной службы или, выражаясь более понятно, "откосить". Больница эта пользовалось большой популярностью среди молодежи близлежащих районов, поэтому со временем мимо проложили железную дорогу и соорудили железнодорожную платформу.
Так появилась станция "Косино" Казанской железной дороги.


Станции первая и последняя

Раньше станция называлась "Ждановская", а потом была переименована в "Выхино".
Как-то поинтересовался я у одной старушки на платформе, отчего случилось это переименование.
"Да как отчего, милок? - удивилась бабуля. - Ждет, бывало, народ, ждет электричку, а ее все нет, да как начнет такие выхрены городить да все ими обкладывать. Оттого и назвали."
Согласимся и мы с этой народной этимологией.

Относительно названия станции "Ильинская" ничего писать я не буду. Не охота мне с Ильей-пророком связываться и с его огненной колесницей. Да мы уже и подъезжаем. Чтоб у входа в метро не толкаться, пойду-ка я пораньше в тамбур. Все, побежал. До скорого.