Дед Архип

Василий Кондратьев
Писать о великих людях, - титанах там мысли, доблестных полководцах, гениальных скульпторах, архитекторах и прочих создателей артефактов, - прославивших свое имя, а вместе с ним и имя Родины своей, всегда приятно. Если по странному стечению обстоятельств Родина у автора с героем одна, то писательский труд, надо признать, становится вдвойне приятным. Тем не менее удовольствие и интерес - вещи разные, последний же довольно часто трудно обнаружить. И действительно, что можно нового поведать широким слоям общества, иначе народным массам, если вы уже тридцатый в списке пишущий? Про все уже давно всем известно. Тут или сухо, но честно заниматься пересказом, или подойти с задоренкой и инициировать дебаты на тему: вымысел ли эта история про замечательнейшего там ученого-ядерщика Аксель Павловича Спин-Вращенского или же правда. Можно еще попытаться уточнить насколько правда. Впрочем, при определенных обстоятельствах не грех и расширить область деятельности героя. Ведь всем известно, что «гениальный человек гениален во всем». И тут главное не скупиться. Какого-нибудь известного полководца вполне можно показать большим эстетом и ценителем искусства, который в редкие тихие уединенные минуты кропал замечательные стихи. Ну, или там писал натюрморты. Понятное дело, что эти опыты не стали известны широким слоям, но где-нибудь в семейном архиве их точно можно раздобыть. Кстати, совершенно беспроигрышный вариант борьба с тиранами, что-нибудь в демократическом ключе можно сочинить. С одной стороны, как правило, эта борьба никакие артефакты не оставляет, зато упоминание о ней может вызвать народную любовь и признание. Тем не менее биографических ляпов следует избегать, надо помнить, что фантазия должна согласовываться, с общеизвестными источниками. В связи с этим, ознакомиться с ними все же необходимо. А это требует определенных усилий и времени, особенно если вы уже тридцатый пишущий. К сожалению, я человек ленивый, потому про титанов не буду. Лучше я про деда Архипа расскажу, что в харьковской области неспеша, с чувством и достоинством ведет свое крестьянское хозяйство. Ничего сильно героического на взгляд самого деда в его жизни не было, ибо мерит то он со своей колокольни. Мне же хлипкому отпрыску прогресса, шмыгающему носом и втирающему бальзам от перхоти, дед Архип кажется личностью довольно примечательной.
 
Но не будем "тянуть резину" и "разговоры разговаривать", а перейдем к самой сути. Иначе говоря, по мелочи там коллективизацию и войну опускаем. Интересного мало, все жили, все все видели. И дед Архип тоже. Если же нужны подробности, то сегодня каждый может найти литературу соответствующую его индивидуальным потребностям и национальныму зуду. А мы сразу перейдем к тому моменту, когда, в соотвествии с новой демократической концепцией, тирана уже подвинули, и на его место пришел почти демократ. Было это где-то в середине пятидесятых, ехал дед Архип на мотоцикле домой из гостей. Ну, наверное пьяненький. Ведь из гостей же. Ехал не быстро, лихачить он не любил. Все разумно довольно делал. Но это он. А он ведь не один на земле живет. И вот из других гостей, а может с работы, ехал водитель грузовика. Что характерно, на грузовике ехал. Ну, и как положено с работы там или из гостей - тоже пьяный. И не заметил деда Архипа. В ту пору еще не деда, а мужчину в самом расцвете сил. А может даже и моложе. Но опять же уже пережившего коллективизацию и прошедшего войну. Это я его по привычке дедом называю, но читателя это не должно вводить в заблуждение и прочие непонятки. В ту пору его еще очень даже возможно называли дядей Архипом, а некоторые может даже и Архипушкой.

Удар был сильный, дед отлетел метров на семь и приземлился в кукурузе. Хотя думаю, тогда еще до кукурузы не додумались. Значит в пшеницу. Или что там могло наше коллективное хозяйство вырастить. Точно там было поле, там что-то росло. Мотоцикл правда отлетел всего метра на три. Все-таки он тяжелее деда Архипа был. А то бы глядишь еще и придавил бы его. С мотоциклом деду Архипу повезло. Это факт! А вот с камнем нет. Приземлился он аккурат головой на него и от пережитых волнений забылся на некоторое время.

Нетрудно догадаться, что к утру дед Архип из гостей не вернулся. И к обеду тоже. Начали поиски. Безрезультатно. И вот где-то на третьи сутки кто-то бесцельно болтающийся, а может спешащий на работу, услышал в стороне от дороги стоны. Понятное дело напугался сперва, но любопытство взяло верх. Тут надо особо отметить, что на самом деле самое милосердное на земле не милосердие, как некоторые у нас еще по старинке думают, а именно любопытство. Сколько человеческих жизней было спасено из-за того, что кому-то плохо спалось или был не очень занят, а может и очень занят, но все равно было интересно ему поглядеть, что же там за шум или свечение или хрен его знает что еще не совсем обычное наблюдается вдали.

В общем, деда обнаружили. Все же хорошо, что тогда машин немного было и народ в основном пешком ходил. Иначе бы так и лежал до осени пока урожай не стали собирать. Тогда бы, конечно, могло и что-нибудь серьезное приключиться.

А так доставили деда с дыркой в голове и переломами конечностей. Ну, и, понятное дело, и прочими переломами в больницу. Там врач должно быть осмотрел, может поцокал языком или там лоб нахмурил. Врачи они обычно так делают. Это типа от большой важности. Собственно ведь от них зависит будет человек жить или же так помрет, без особых их суждения. Потом врач должно быть высказал что-нибудь в этом духе:

- Три дня говорите лежал. Интересно. И ведь не помер от потери крови. Надо что ли рану от мух промыть? Мда, и травма довольно необычная. Любопытная, я бы сказал! Если от заражения крови не помрет, то будем думать что дальше делать. Ноги-руки-ребра это ладно, это все можно сделать. Но вот на счет головы... Придется в область вести. Там может крышку какую-нибудь соорудят. Да, и наверное ему теперь придется все время в панамке ходить, печет тут на Украине сильно.

В общем подлечили, подлатали и через какое-то время обратно в строй вошел. Пахать то кто будет? Правда слегка хромать стал, видимо что-то все-таки не так срослось.

Как я уже отмечал, сам дед Архип не считал свою жизнь героической, кроме одного момента в ней, который собственно произошел с ним уже после полета в пшеницу. Ну, или не знаю что там росло.

А дело так было: поехал дед в соседнее село. Что такое приключилось, зачем ему вдруг надо было туда ехать, сейчас уже трудно установить. Хотя, вроде село то было районным центром. Тогда, выражаясь сегодняшним языком, можно заключить, что поехал дед по бизнесу. Ну, там документ какой выправить, а может на ответственное собрание или за товаром каким. Впрочем, последнее предположение кажется нам сомнительным, так как в инхем сельпо все тоже было: и бычки в томате, и сухари лимонные, и вроде какие-то сосульки, так что за сосульками переться в центр надобности не было. От безделья тоже не подходит, не таких правил дед Архип. Так или иначе поехал он в соседнее село, которое, кстати сказать, было украинское, и, надо же такому случится, там нашел себе невесту. В том что село украинское было ничего такого нет. Друг друга, понятное дело, дразнили, даже бывало и в морду от скуки можно. Стенка на стенку и все как положено. Но чтобы национализм. Какой-такой национализм?! Никто же не виноват, что соседняя деревня украинская. Можно подумать, что если бы была русскаая, то стенка на стенку не ходили. Но, чтобы одни сказали, что де им жрать нечего лишь от того что, из соседней деревни приехали и все скупили, да вывезли. Глупостей таких точно не буровили.

Но проблема, конечно, была. Молодая женушка говорила исключительно по-украински, а в минуты сильного волнения, в коем она, как и многие деревенские женщины независимо от национальности, прибывала изрядно часто по причиные удивительной любознательности и сердобольности, говорила очень быстро.

Дед Архип ее не понимал. Ну, вообще. И по началу бывало даже выражал свое непонимание очень агрессивно: и голосом, и хворостиной. В чем мы его, конечно, осуждаем. Как говорится, когда женился, то глаза на месте были, голова на плечах, пусть и немного с деффектом, но это оправданием служить не может, так что теперь уже будь любезен. С позиции сегодняшнего дня трудно определить, был ли это просчет со стороны деда Архипа, а может схитрил, может кондовая крестьянская мудрость, ведь если не понятно об чем глаголит законная супруга, то и какой с тебя спрос? Так или иначе, но живут они много лет вместе.

Что тут еще рассказать? Доподлинно неизвестно в панамке ли был дед, когда старшего сына стругал или без. То же остается тайной и про дочку. Но детей он вырастил, отправил в Харьков и распихал по институтам. В городе оно , конечно, романтики поменьше будет, зато удобств побольше. А вот работал он всегда в панамке. И когда дом строил, и когда сарай ставил, и даже когда распахал ничейный пустырь между домом и речкой. Последняя высохла после того, как кто-то где-то плотину поставил. Тогда много плотин ставили, все жизнь благоустраивали. А дед на жизнь не жаловался, только хозяйство множил. И какое-то оно у него несчетное было. А уж на фоне весьма распространненого поголовного пьянства и коллективной работы на селе, дед Архип мог бы сойти за вымышленный персонаж. Тем не менее я его лично видел.

В начале восьмедисятых, когда дед Архип был уже реально дедом со всеми полагающимися атрибутами - внуками и пенсией, - я с ним познакомился при весьма странных обстоятельствах. Строго говоря, я его и раньше видел, но не запечатлел по причине малолетства. Так вот, странность обстоятельств состояла в том, что решили меня покрестить. Причем самым натуральным образом. Чтобы батюшка был и крестная мама, и крестный папа, и чтобы в церкви. С церковью правда не получилось. Может закрыта была, может ее вообще не было, а может быть тайну конспирации решили соблюсти - крестили у батюшки на дому и ночью, там у него для этого все было приспособлено. Ну, может не ночью, но точно темно было. Видимо чтоб село спало и уменьшить число гостей. Политический мотив, мне кажется, маловероятен, хотя, конечно, пионерская организация не дружила с религией.

В общем, готовили харч весь день, чтобы вечером культурно отдохнуть. Со стороны походило на карательный отряд вошедший в село. Выкапывали самогон, резали кролей, копали картошку. Строгали-рубили во много рук. В дыму, пару летней кухни не было видно кухарок. Не летняя кухня, а турецкие бани. Не крестины, а свадьба в самом деле. Так в ражь вошли, что по ошибке под ножь пошел самый активный кролик. Типа чуть ли не ударника труда, как следствие, родственник половины кроликов деда Архипа. Кроль этот один в клетке сидел, как особо опасный. Старшие подумали, что специально для обеда его отсадили. Дед Архип ругался изрядно, но недолго - криками кролика не вернуть. К тому же надо было собираться на крестины.

Окрестив нас и отблагодарив батюшку, детей услали спать, и что там было дальше я уже не могу сказать, но было шумно.

А в середине восьмедесятых Дед Архип выиграл на пару с младшим братом тридцать тысяч в спортлотто. На что получили две семерки и еще немного денег на мелкие расходы. Дед Архип понимая, что седьмая модель жигулей - чудо советского автопрома - в деревне ему ни к чему. Тут же поменял ее на шестую. И получил еще несколько тысяч, что позволило ему построить еще один сарай для кролей. Деловой хватке похоже в университетах не учат, это видимо от рождения. Как цвет глаз. Уже не знаю в той же он панамке ходил или другая уже какая, но когда я к нему последний раз в гости приезжал в середине девяностых и панамка была, и шестерка та. И кроли, и козы, и куры, и пасека.

Зачем я тут все это написал? Обычно ведь вспоминают по истечении некого срока, чтобы потомки там и прочие не забывали и так далее. Да только генералов или там еще каких других титанов у меня знакомых нет. Потому решил прижизненный рассказ соорудить.