След Колеса

Владимир Уваров
 “Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом. Но стоит задуматься - вот я уже не знаю, что такое время.”
(Блаженный Августин)

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО.

В древности верили: дать имя - значить создать. Величайший мудрец античности Сократ говорил: “Называя вещи, мы подражаем их сущности”. Но не будем спешить заглядывать в толковые словари, часто истинный смысл того или иного слова теряется в многообразии гораздо позднейших вековых наслоений. Не составляет исключение и слово - время.
Обратимся за помощью к этимологии - науке о происхождении слов.

Откроем “Этимологический словарь русского языка” А.Г.Преображенского. Непосредственным предком нашего слова время было древнерусское - веремя, которое своими корнями восходит к древнейшему языку нашей планеты - санскриту, к слову - vartman. Последнее дословно означает - путь, колея, след колеса. На Востоке, до сих пор, по давней традиции, непрерывную череду циклических изменений, бесконечную череду разнообразных событий, форм, явлений - представляют Колесом. Колесом Жизни, колесом Закона, которое раз запущенное в ход никогда не останавливается. И след такого Колеса, а вернее момент его образования - представляет наше привычное Время.

Вот как, например, в “Шикшасамучаи” своеобразно подмечается это непрерывное и необратимое движение качественных изменений, скрывающих-ся за внешней формой повторяющихся циклов,: “Нужно, чтобы эмбрион умер для того, чтобы родился ребенок, нужна смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу”. Но подобное представление о времени намного древнее, чем мы можем себе представить. Его истоки теряются в невообразимой глубине древности. При раскопках археологи находят на сосудах IV-III тысячелетия до н .э. характерные спиралевидные узоры: оббегающая спираль с солнцами. По этому поводу историк Б.А.Рыбаков замечает:

 “Главной идеей энеолитического (энеолит - медный век) спирально-солнецного орнамента с его ритмическим, многократно повторяющимся бегом нескольких солнц, с его мастерским показом непрерывности этого бега - считаю идею Времени”.

       Сходные спиральные узоры времени, исследователи смогли рассмотреть и на более древнем календаре - жезле из бивня мамонта, найденном в Сибири.

ЧИСЛО ДВИЖЕНИЯ.

Понимание времени, как движения непрерывно увлекающего Мир характерно не только для Востока, но и вся сравнительно не далекая от нас античность была пронизана этой идеей. Наиболее ярко выразил это Гераклит. Вот знаменитые его высказывания:

“- В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо воды вечно новые.
       - Солнце новое каждый день.
       - Все течет, все меняется.
       - Мир является совокупностью событий, а не вещей”.

Основой его учения была мысль, что изменение и развитие составляют самую суть физического мира. Мир - это совокупность событий, под которыми понимается все, что начинается или возникает, а затем длится, завершается, т.е. находится в состоянии непрекращающихся изменений.

Сходных взглядов придерживался и Платон. Он полагал, что время и движение - это просто одно и то же, что они тождественны друг другу. Философ учил - Вселенная своим круговращением производит для нас время. И если бы небеса когда-либо разрушились, то и время тогда исчезло бы.

Ему вторил и Лукреций. Так он писал в своей поэме “О природе вещей”:

“Также и времени нет самого по себе,
но предметы Сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось,
Что происходит теперь и что воспоследствует позже.
И неизбежно признать, что никем ощущаться не может
Время само по себе, вне движения тел и покоя.”

Наиболее удачным, в попытке приблизить философскую категорию времени к физической реалии, оказался ученик Платона - Аристотель. Его формула: “время есть число движения”, - как нельзя лучше сближает “мир идей” Учителя с миром физическим. Она не только указывает на то, что время является численной характеристикой движения, но и предполагает, что время должно быть так же дифференцированно, как и движение: может быть медленным и быстрым, ускорятся и замедляться. При этом следует учитывать, что движение у Аристотеля не ограничивалось только механическим движением, оно было гораздо шире - этот термин у философа включает любое состояние среды, тела, предмета.

МГНОВЕНИЕ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

Медленно накопляло человечество “утраченные” знания. И только в середине прошлого столетия забытая формула Аристотеля вновь была возвращена на горизонт науки. И совершил это наш соотечественник Н.Лобачевский. Он не только заметил и подобрал оброненную жемчужину, но очистив ее, наполнил новым сиянием. Лобачевский считал, что время есть отношение скоростей движений, когда одна из этих скоростей принята за константу.

Если посмотреть на эту формулу с позиции современной физики, то становится ясным, что великий математик своею формулой подводит нас к мысли об относительности времени. Время так же относительно, как и движение. Эта мысль замыкает дугу сознания, заложенную еще А.Эйнштейном, в единое колесо Единой Относительности.

Но при этом нужно учитывать, что движение есть объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания, тогда как время - всего лишь “число” - Великая Иллюзия, “плод неосознанного стремления к удобству” , игра человеческого ума, обладающего удивительной способностью придавать реальность порожденным им же самим абстракциям.

“Все наши понятия о продолжительности и времени, - писала наша соотечественница, философ, мыслитель Е.П.Блаватская,- произошли из наших ощущений согласно законам ассоциаций. Будучи безвыходно связанными относительностью человеческого знания, понятия эти, тем не менее, не могут иметь иного существования, кроме как в переживаниях индивидуального Эго...”

Если время - это Абстракция, то все его категории: Прошлое, Настоящее и Будущее, - так же нуждаются в переосмысливании. По этому поводу один мыслитель Востока заметил:

 “Я чувствую возмущение, будучи вынужденным употреблять эти три неуклюжих слова - Прошлое, Настоящее и Будущее - жалкие представления объективных фаз субъективного целого; они так же мало приспособлены к назначению, как топор к тонкой резьбе”.

Развивая эту мысль, другой великий мыслитель Индии С.Вивакананда, говорил:

 “Все прошедшее и все будущее здесь в настоящем. Ни один человек никогда не видел прошлое. Кто из вас видит прошлое? Когда вы думаете, что знаете прошлое, вы только воображаете прошлое в настоящий момент. Видеть будущее, это значит перенести его в настоящее, которое единственно только реально. Все остальное - воображение. Это настоящее есть все, что есть. Все - здесь, прямо сейчас. Одно мгновение... - так же полно и всевмещающе, как и все остальные мгновенья. Все, что - есть было и будет - здесь в настоящем. Попробуйте кто-нибудь вообразить что-либо вне этого - ничего не выйдет”.