Внебогослужебная жизнь прихода - мираж?

Андрей Сигутин
ВНЕБОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ПРИХОДА – МИРАЖ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?



С 18 по 24 сентября 2008 года по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента проходят XI Богородично-Рождественские епархиальные образовательные Чтения. В этом году Чтения проходят не только в Обнинске, но и еще в четырех городах: Людиново, Малоярославце, Боровске и Калуге.

Одна из секций нынешних Чтений имеет тему «Внебогослужебная жизнь современного прихода»
Наш еженедельник провел мини-опрос среди обнинских священников и мирян со «стажем» воцерковления 15-20 лет. Уважаемых респондентов попросили оценить по пятибалльной шкале эту самую внебогослужебную деятельность на приходах г. Обнинска. (Разумеется, ни батюшки, ни миряне, по присущей им скромности, попросили их фамилий не публиковать)
Итак, что мы имеем: в основном, батюшки оценили эту работу на троечку, ссылаясь на то, что это – среднестатистическая оценка. Так как в одних приходах внебогослужебная деятельность вообще отсутствует (оценка «2»), а в других, допустим, в ДПЦ «Вера, Надежда, Любовь» её можно оценить на «4+». Арифметика проста: в среднем, оценка внебогослужебной деятельности приходов по городу получается – твердая «3».
Однако один из сотрудников этого Центра сказал, что вообще всем приходам за эту работу (а значит, и за социальную деятельность) можно смело ставить «двойку» и аргументировал это тем, что, к примеру, в нашей городской Администрации не знают ни одного священника по имени и того, к какому приходу каждый из них принадлежит. Выходит, что с госструктурами, ответственными за «социалку», наше городское священство, практически, не общается.

Оценки же крепких православных, которые регулярно посещают храм и участвуют в Таинствах Церкви, были еще жёстче: они не только оценили внебогослужебную деятельность на «неуд», но и высказали ряд претензий (почему-то они не решались говорить об этом с батюшками в течение нескольких лет). Обобщив, эти претензии можно свести к следующему:
1. На приходах отсутствует взаимопомощь, взаимовыручка даже в материальных вопросах (то есть, к примеру, не создаются фонды помощи нуждающимся и малообеспеченным прихожанам, как это делается, допустим, на приходе у протоиерея Димитрия Смирнова)
2. Для прихожан не создаются условия для общения вне храма. Батюшки не привлекают прихожан к активной внебогослужебной жизни прихода.
3. Батюшки, в основном, недоступны для индивидуальной беседы во внебогослужебное время. Общение возможно только на исповеди, часто из-за этого исповедь превращается в беседу о мирских делах, что в корне неверно. Из-за этого происходит профанация Таинства исповеди.
4. На приходе отсутствует служба окормления алкоголиков, наркоманов, осужденных. Батюшки не знают, что с ними делать и, как правило, по мнению наших респондентов, стараются эти категории граждан избегать.
Такая вот печальная статистика.
По сути, об этом же (применительно, правда, больше к сельским приходам) пишет и игумен Игнатий (Душеин), благочинный VIII округа Калужской Епархии:
«Какие у нас проблемы? Вот хотя бы некоторые:
- Священники в подавляющем большинстве не живут при храмах. Часто лишь по выходным приезжают как на работу. Храм открыт в лучшем случае несколько часов в день – дежурят старушки – ради работы церковной лавки. Нет пастыря – нет и овец.
- Самые главные таинства – Крещение, Причастие, Венчание – совершаются почти повсеместно без должной подготовки и объяснения. Это уже привело к появлению в Церкви миллионов формальных членов, по знаниям, образу жизни, да и по вере – обычных язычников.
- Отсутствие (у мирян) живой связи со священством и иерархией.
- Наиболее эффективные средства миссионерства: пресса, радио и телевидение - слабо используются православными.
Так может прежде, чем обходить «море и сушу, дабы обратить хотя одного», надо возродить то, что у нас под рукою: приход – основу церковной жизни? Имеется ввиду не стены и купола, а настоящую приходскую общину, в которой нет ссор и склок, где есть внимание к ближнему, взаимопомощь и любовь».

«МВ-Обнинск», №24, 2008г.