Истинные ценности

Виктор Один
По долгу своей службы я решил поинтересоваться: что же такое - истинные ценности? А то все трубят, трубят! - с заголовков газет на нас срываются истинные ценности, с обложек журналов, в кино, по радио, по телевидению... Все только и говорят об истинных ценностях: "Истинные ценности! Истинные ценности!"

Кругом одни истинные ценности! А что же это такое – никто не знает. Это я так решил, потому что я этого не знаю. А если я чего-то не знаю – значит, этого никто не знает! Это точно! Таков закон вселенной и прочих галактик, крутящихся в нашем созвездии. От этого закона никуда не спрятаться.

Вообщем, решил я узнать.

Пошел к знакомому бизнесмену. Думаю - человек он толковый. Спрашиваю:
- Скажи-ка, Василий Петрович, что такое истинные ценности?

А Василий Петрович и говорит:
- Сало. Колбаса. Консервы. Вот ты, - говорит, - когда голоден – готов собаку съесть, дом разрушить, стекло разбить! Злой – ты. И я тоже злой, когда голодный. Я бизнесом и занимаюсь, чтобы дома всегда чего пожрать было. Придешь домой, пожрешь, и… хорошо так!..

Поверил я Василию Петровичу, но думаю, для точности, спрошу еще у кого-нибудь. Пошел к другому кандидату в народные мыслители – деятелю Культуры - Заумнову Петропавлу Макарычу.

Петропавел Макарыч – важный! В костюмчике, при галстуке. Прическа стильная, и одеколоном благоухает. Не то «Шипром», не то «Тройкой». Он, т. е. Петропавел Макарыч – по старой памяти одеколоны - вовнутрь употребляет! Говорит, как вспомнит молодость – так только одеколоны и охота вовнутрь употреблять.

Спрашиваю я у него:
- Скажите мне, любезный Петропавел Макарыч: что такое – истинные ценности?

Петропавел Макарыч улыбнулся, вытянулся по струнке, галстук поправил, и говорит:
- Это очень хорошо, молодой человек, что вы задумываетесь над таким щепетильным вопросом! Никто не знает, что такое – истинные ценности... О!.. Истинные ценности! – это произведения искусства! Прекраснейшие кинофильмы! Наимудрейшие рассказы! Картины, живописнейшие из живописных!

- Странно, - говорю я, - а Василий Петрович говорит, что истинные ценности – это колбаса!

Тут деятель Культуры глаза вытаращил! Да, как заговорит!.. И все матерщиной! Да семиэтажной! Мат на мате сидит и матом помахивает, чтоб четвертый мат пятого мата – шестым погонял, а седьмой всем этим управляет… Словом, говорит Петропавел Макарыч, что - дурак Василий Петрович! ни чего он не понимает!..

И продолжает мне:
- Заруби себе на носу! Истинные ценности – это произведения искусства! Понял?

- Так точно! – говорю я.

- Ну, - говорит Петропавел, - раз понял, тогда канайте отседыва. Я сценарий начну писать. К кинофильму про истинные ценности.

Ну, - думаю, - спасибо! Надоумил ты меня любезный Петропавел Макарыч.

Вышел я от Петропавла, и да простит мне мой дорогой читатель столь безграничный скептицизм, но пошагал я дальше. К работнику сельского хозяйства Мордюкову. Думаю, спрошу у него… Уточню, на всякий случай…

Пришел к Мордюкову.

А он на сковородке яичницу жарит. Из ста сорока восьми яиц. А сам – толстый!.. Усатый!.. Усами шевелит… Брови топорщет… Что не по себе мне стало. Но, думаю, раз пришел – надобно действовать.

Спрашиваю Мордюкова:
- Достопочтенный товарищ, Мордюков. Пришел я к вам за советом. Только вы можете своим мудрейшим советом решить вопрос жизни и смерти на планете Земля.

Заулыбался Мордюков.
- Ну, - говорит, - спрашивай!

Спрашиваю:
- Что такое истинные ценности? А то Василий Петрович говорит, что это колбаса. А Петропавел Макарыч – произведения искусства.

И тут Мордюков, как захохочет!.. Вернее, правильнее будет сказать – заржал он, как лошадь. И говорит:
- Дураки они оба! Истинные ценности – это деньги! На деньги, что хочешь купить можно! Хочешь, колбасу! Хочешь, произведения искусства! Я, - говорит, - на прошлой неделе себе унитаз купил – золотой, инкрустированный бриллиантами – ручной работы. Так там даже, на этом унитазе, все сцены из жизни Гая Юлия Цезаря изображены.

Убедил бы меня Мордюков с первых слов, но не тут-то было…

Вбегает на кухню его жена. Худенькая такая, тростиночка… В парике кучерявом. Это потому что – лысая она. После шампуня одного рекламного. И орет во всю глотку:
- Врешь! Истинные ценности – это здоровье! Здоровье - ни за какие деньги не купишь!

А тут еще и папа Мордюкова – Мордюков старший на кухню выходит. И говорит:
- Нет, ребята. Вы ошибаетесь. Истинные ценности – это друзья. Друзей - точно ни за какие деньги не купишь.

А Мордюков младший как хлопнет кулаком по столу! Даже яичница в сковороде подпрыгнула. И орет:
- Купишь! За деньги все купишь! Вон у меня - сколько друзей! – показывает в окно на людей возле забора… - Все они возле меня пасутся! Как кони! Что скажу, то и сделают! И здоровье куплю за деньги! Вон я себе челюсть золотую купил - вместо выбитой!

Ну, - думаю, - что-то здесь не так...

Подумал я, что может, и истинных ценностей никаких нет. Миф один, чьи-то выдумки. Если один – одно говорит, другой – другое…

Вышел на улицу. Присел на скамеечку. Огорченный, расстроенный.

Тут подходит старичок один. Седовласый. Почтенный. Как старик Хоттабыч. Присел рядышком, спрашивает:
- Что, молодец, не весел, длинный нос повесил?

А я ему отвечаю:
- С чего это вы, дедушка, взяли, что у меня нос длинный? У меня нос не длинный! И вроде бы даже ничего – хорошенький такой у меня носик! Аккуратный! А вот у тебя носяра, так носяра! Большущий как картофелина!

А старичок мне и говорит:
- Эх, вы… - молодой человек! - а не знаете, что такое истинные ценности!

Ух, насторожился я моментом! - слух навострил. А дед продолжает:
- Истинные ценности – это знания. Ум, который человек имеет. Вот не будешь ты ни фига знать – и никому ты не нужен будешь. Будешь много знать – сразу почетным станешь! Как я. Талантливым, гениальным! Я ведь Наполеон Бонопарт! Не признал, что ли?

А я смотрю на старичка и вижу: сзади к нему два санитара крадутся в белых халатах. Цап! – его за руки. Скрутили и поволокли куда-то.

Я кричу:
- Эй, куда же вы! Зачем старичка уводите?

А они отвечают:
- Что, и ты туда же хочешь? Этот дедок третий раз за неделю из нашего дурдома сбегает. И – бам! – дедку подзатыльник.

Жалко мне его как-то стало, пусть даже он и Наполеон Бонопарт.

Вообщем, совсем я загрустил. Прямо и не знаю, что делать. Хожу по улицам, выспрашиваю у людей - что такое истинные ценности?.. что такое истинные ценности?..
Кто - что отвечает.

А один ответил:
- Что ты все выспрашиваешь!.. Ты сам подумай.

Хожу и думаю:
«Если истинные ценности – то это как-то с истиной связано. А истина – она где-то с Богом рядом. А где Бог?… Что это Такое?.. Или Кто это Такой?.. Не знаю…»

А вы как думаете?.. Если вы, конечно, что-то думаете. А то ведь можете и не думать. Живете и не думаете. Да и зачем думать? Можно и не думать вовсе. Жить бездумно. Просто так. Колбасы поел – пошел на работу. С работы пришел - поел колбасы. И так - бесконечно.

Что же такое истинные ценности?

2001 г