А у нас девочка 4 Продолжение

Самуил Минькин


      Рахель отлично знала психоз своего мужа, Он мог вспылить начать орать и злиться, но только стоило ему указать на его неправильное поведение, как он сразу перестраивается, и с ним можно спокойно обсуждать и решать любые вопросы. Уже через полчаса все сидели в столовой, и пили чай с тортом, привезенным родителями. Наум Моисеевич настаивал, чтобы Гриша срочно вызвал своих родителей, чтобы они приехали на свадьбу, и что обязательно должна быть хупа. Но тогда стали возражать Гриша и Ривка, что они комсомольцы и не будут позориться с хупой и раввином. В конечном итоге к большому огорчению Наума Моисеевича, решено было устроить свадьбу без хупы.

       Когда Наум Моисеевич, разговаривая с Гришей, узнал, что его отец портной и ежедневно утром читает утреннюю молитву, а вечером – вечернюю, и что у них в доме придерживаются еврейских традиций, полностью изменил свое отношение к зятю. После свадьбы, Наум и Рахель уезжали удовлетворенные своим зятем, сватами и свадьбой. Не смотря на новые времена, когда религия стала запрещенной, и многовековые традиции были отвергнуты, Советской властью, их любимая дочь сумела сохранить традиции своего народа и предписания торы (9) и талмуда (10).

       В 1939 году, когда Ривке оставалось месяц до родов, Наум Моисеевич с Рахель поехали снова в Днепропетровск. Наум Моисеевича волновал вопрос, как назовут ребенка. Он боялся, что дети комсомольцы могут дать имя по модным в то время именам руководителей партии большевиков. Такие, как Сталинина, Кира, Валерий и проч. Он родом из традиционной еврейской семьи, проучившийся десять в ешиботе, и если бы не революция, он мог бы быть уже раввином, не мог допустить отступлений от законов и традиций своего народа. Он познакомился и встречался с бывшим раввином, мудрейшим человеком, где они тайно обсуждали, то, что творилось в стране. Они пришли к выводу, что страной управляет группа (газлоным) бандитов, и что когда-то наступят другие времена, когда этот строй падет, и будет просто стыдно носить имена этих бандитов. Кроме того, Рахель рвалась помогать дочке, студентке, когда появится младенец.

       Как оказалось, у молодых родителей не было времени, и они не думали, как назвать ребенка. Значит, решил Наум Моисеевич, что мы приехали вовремя. Родилась девочка, черненькая со светлыми глазками. Девочку привезли с роддома, на радость счастье всей семье. Примчались и сваты, все были радостные, при встрече целовались и все повторяли мазл тов, мазл тов (большого счастья).
Но когда поднялся вопрос, как назвать первенца, девочку, то молодые естественно хотели назвать красивым современным именем. Но не тут-то было. Родители стали предлагать имена своих бывших родителей и близких, но они оказались старомодными еврейскими именами, на что ни в коем случае не соглашались молодые родители.

       Спор решила мудрая Рахель, которая предложила имя своей тётки сестры отца Сарры (11) которая кончила университет, была крупным учёным, и звали её Софья Элезаровна:
- Дай Бог, чтобы моя любимая внучка, на долгие ей годы, Софья Григорьевна, была такой же достойной и доброй, и достигла таких же высот, как моя тётка. На этом и решили. Особенно доволен был Наум Моисеевич, ведь Сарра жена Авраама, первая праматерь еврейского народа. Рахель осталась в Днепропетровске на целый год, помогать Ривке с ребёнком. Сарра росла умным и сообразительным ребёнком, в одиннадцать месяцев стала на свои ножки. Наум Моисеевич вернулся домой один, этот год было много проектно - взыскных работ на Куйбышевском гидроузле.

       В начале июня 1941 года, Гриша и Ривка сдали гос. экзамены, получили дипломы и направления на работу в западную Украину. Сразу же после экзаменов, они привезли двухлетнюю Соню (Сарру, Софью) на дачу к родителям на Волгу, А сами решили поехать отдохнуть в Крым на море. Наум Моисеевич и Рахель, как бы предчувствуя напряжённую обстановку в стране, уговаривали Ривку и Гришу отдыхать здесь на Волге, но мотивируя тем, что там собираются их друзья, слушать ничего не хотели. Два дня они побыли с родителями, и укатили на Юг. По приезду было одно письмо. 22 го июня началась война, Ривка и Гриша пропали неизвестно где. После войны Наум Моисеевич везде разыскивал их, но всё было безрезультатно. Родители Гриши и все родственники погибли, не успев убежать от немцев из местечка.

       Родителей своих я не помню, только видела на фотографиях. Но всегда я очень хотела иметь маму и папу, как в каждой нормальной семье. Бабушка Рахель очень меня любила и старалась выполнять все мои прихоти. Когда во время войны, и после войны, было трудно с питанием, и одеждой, продавали свои вещи, сами сидели голодными, лишь бы у меня было всё необходимое.
Дедушка Наум ругал бабушку, что она из меня делает барчука и эгоистку, а сам никогда ни в чём мне не отказывал. С самого раннего детства, сколько я помню, дедушка занимался моим образованием. Когда я пошла к восьми годам в первый класс, я уже умела читать и писать по-русски, немецкий и английский. В последующие годы с дедушкой изучали тонах (9), еврейскую историю, читала и писала на иврите. В первом классе мне делать было нечего, и на следующий год я пошла сразу в третий класс.

       Дома между собой бабушка и дедушка разговаривали на идешь, и когда дома были одни, и я с ними разговаривала. Но когда приходили подружки, я стеснялась языка идешь, и просила бабушку и дедушку при них, разговаривать по-русски. Когда стала учиться в старших классах, я заявила деду, что больше эту ерунду учить не буду, чем здорово обидела деда. Бабушка за меня заступилась, сказав, что бы дедушка от меня отстал, так как эта наука мне для дальнейшего образования не нужна. А если в дальнейшем появится желание, то основание у меня уже есть, и как дальнейшие знания получить сама смогу решить. В школе я постоянно была отличницей, но окончила школу без медали.

       Дедушка не любил Советскую власть, за то, что она отняла у народа веру. Он говорил, что только благодаря вере тысячелетиями сохранился еврейский народ. Власти сделали так, что люди стесняются быть евреями. В тех семьях, где дети уважают и любят своих родителей, там еще прислушиваются к их советам. Смешанные семьи в Союзе, это 100% ассимиляция. Во многих смешанных семьях, взрослые дети чураются своих еврейских корней, доставляя переживание стареющему родителю. Ни в одной стране нет такого пренебрежения к духовным и культурным ценностям моего народа, как в Союзе. При первой возможности нужно бежать из этой страны.

       Дед говорил, что если бы была малейшая возможность уехать и страны, я бы не задумывался. Но когда стала некоторая возможность уехать, умерла бабушка, и дед стал говорить, что теперь он никуда не уедет, не может свою любимую Рохель оставить здесь одну. После окончания института, который окончила с красным дипломом, вся забота о дедушке легла на мои плечи. Вначале, чтобы угодить дедушке, стала изучать тору, иврит, литературные талмудические произведения, древних мудрецов и философов. Огромную помощь мне оказывал дедушка. Затем меня это увлекло, потянуло к еврейской истории, и богатейшей еврейской философии запрещенной в Союзе, где всё заменено было утопическим научным коммунизмом.

       У деда была приличная библиотека еврейских мыслителей и философов на немецком языке, кроме того, дед по своим каналам, доставал редкие книги. Таким образом, я познакомилась с трудами Рабби Шломо бен Ицхака (12), Рамбама (13), Боруха Спинозы (14), Моисея Мендельсона (15), Зигмунда Фрейда (16), и др. Я узнала, какой огромный пласт научных трудов был скрыт от моего народа. Но самое главное, что во всех трудах, кроме своей научной ценности, имели высокий уровень человеческого развития, нравственности и человеколюбия.
 
       Познакомилась с диссидентами, которые стали мне давать подпольную литературу, участвовала в дискуссиях, начала понимать в какой тоталитарной стране мы живем, где государственная политика направлена против свободного европейского мира, свободного мышления и еврейской культуры. Когда начались аресты моих приятелей, я отошла от диссидентской деятельности, считая, что моя личная жизнь мне дороже, чем великие идеи.
       
       На этом записи заканчиваются.
       
       Далее написано шариковой ручкой, красными чернилами.
       Дорогая доченька, я даю тебе имя Ривка, как звали мою маму, которую я не помню, и не знаю, но которую, я очень любила и люблю, потому что я всегда очень хотела её иметь. Ты, будешь теперь моей Мамеле (мамочкой). Когда я поправлюсь, у мня ещё есть многое, что нужно будет мне тебе сказать.
 
 По целому ряду обстоятельств, я дала слово твоему отцу слово, не говорить тебе его имя. Теперь я передумала, и когда вырастёшь, тебя будет интересовать этот вопрос. У каждого человека должны быть отец и мать. Твой отец замечательный человек, многие годы он мой руководитель, его уважали и любили все наши сотрудники. Зовут его Владимир Израилевич.
       
       Твоя мама, Софья Григорьевна.
 
1———-Ривка – вторая праматерь, жена Ицхака. Славилась своей чрезмерной
       добротой и красотой. Авраам призвал своего верного слугу, и велел ему
       провести со своей родины жену для сына
       Ицхака. И когда он пришёл туда, слуга стал молиться и просить Господа,
       чтобы Он послал ему невесту для Ицхака. Он стал у источника, где дочери
       жителей города черпают воду.Девица, которой я скажу: «Наклони кувшин
       твой, я напьюсь», и которая скажет: « Пей, и я верблюдам твоим дам пить».
       – вот та, которому, Ты, назначил рабу Твоему Ицхаку. Появиласьу источника
       прекрасная девица Ривка, когда она наполнила кувшин, слуга попросил её
       попить. Она ответила: «Пей, господин мой, я еще начну черпать для
       верблюдов твоих, пока не напьются». Слуга был в изумлении. Он пошёл в
       дом к родителям Ривки. Родители спросили её: «Пойдёшь ли с этим
       человеком?» Ривка согласилась. Семья её дала согласие, они отпустили её с
       благословением, зная, что это воля Божья. Библия. Бытие 24: 1 – 60.
2——-Раввин – Духовное лицо, который проводит религиозные обряды.
3——-Миньян – Молельный дом, для проведения синагогального обряда.
       Обязательный кворум десять мужчин старше тринадцати лет.
4——-Гой – гойка – человек не иудейского вероисповедания.
5——- Хедер – Еврейская религиозная начальная школа для мальчиков.
6——-Ешибот - Иудейская высшая школа по подготовке главным образом раввинов.
7——-Рахель – Третья праматерь, любимая жена Якова третьего патриарха.
8-—- Хупа – венчание –по иудейской религии на четырёх стойках натягивается
       белый материал, где происходит религиозноё венчание раввином.
       Считается, что религиозное венчание устанавливает связь вновь
       образованной семьи с Всевышним, и семья ответственна перед Ним за свои
       деяния. Выдаётся брачное свидетельство.
9——- Тора -Танах - Библия – Пятикнижие – учение пять книг Ветхого завета.
       Бытиё, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Авторство этих книг традиция
       приписывает Моисею.
10—- Талмуд - сборник еврейских догматических, религиозно - философских,
       правовых моральных и бытовых предписаний: сложился в течении
       многих веков (4 в. до н. э. – 4 в. н. э.). Морально – бытовые предписания,
       запреты и законы, предназначены для воспитания высшей человеческой
       морали и человечности человека.
11—— Сарра, в Ветхом Завете жена Авраама мать Исаака, первая из четырёх
       прародительница еврейского народа. Оставаясь бесплодной в течении
       многих лет супружества, Сарра сама предлагает Аврааму в наложницы
       свою служанку Агарь. Через трёх ангелов, посетивших Авраама и Сару,
       Бог предрекает, что у Сарры родится сын, и от неё произойдут народы и
       цари народов. В этом же году у 90 летней Сарры родится сын Исаак.
       Конфликт Сарры с Агарью приводит к изгнанию из дома Авраама Агарьи с
       её сыном Измаилом. Сарра умирает в Хевроне в возрасе 127 лет.
       Библия. Бытие 18: 1 – 19 21: 1 -3
12——Рабби Шломо бен Ицхак (1010 – 1105 г. г.) Выдающийся еврейский
       мыслитель. Место рождения Труа (Франция). Знаток Торы, Тонаха и
       Талмуда к нему обращались за разрешением вопросов религии и права с
       Франции, Германии и других стран Европы. Массы учеников стремились у
       него обучаться. Как все учёные средневековья был поэтом. Три дочери
       вместе с зятьями прославились, продолжая его работу.
13——-Рамбам (1135 – 1204 г. г.) Один из гигантов духа еврейского народа,
       религиозный мыслитель, знаток и тнтерпретатор Галахи, выдающийся врач,
       гордость еврейского народа во все времена. Родился в Испании в городе
       Кордова, в семье раввинского судьи. Рамбам был самым лучшим врачом
       своего времени. Его философские труты оказали огромное влияние на
       дальнейшее развитие Философии. Его философские и иудаистические
       произведения являются и сегодня маяками прогресса, гуманизма и
       веротерпимости.
14——-Борух Спиноза (1632 – 1677 г. г.). Родился в Голландии в семье
       состоятельного еврейского купца.
       Борух Спиноза – великий философ почитаемый во всём мире. За ним
       закрепилась слава вольнодумца и атеиста, в последствии жгли его книги.
       Он был любимцем у многих знаменитых философов.
15——-Моисей Мендельсон (1729 – 1786 г. г.) Родился в Германии В семье бедного
       переписчика синагогальных свитков. Философия Мендельсона имела
       огромную популярность, он выступал за права здравого человеческого
       смысла жизни. Человек должен придерживаться трёх основополагающих
       принципов: чистая религия, нравственность и просвещение. Мендельсон
       никогда не отрекался от иудаизма, и боролся за интересы своего народа.
       Он стремился религиозное еврейское образование соединить с европейским.
16——-Сигизмунд Фрейд (1856 – 1939 г. г.) Родился в Австрии в семье небогатого
       торговца шерстью.
       Сигизмунд Фрейд – ученый с мировым именем, его называют отцом
       психоанализа. Фрейд является выдающимся учёным, врачом – психологом.
       Огромную роль в его жизни сыграла его любимая жена Марта, взявшая
       на себя все бытовые хлопоты и заботы, чтобы муж мог заниматься своей
       научной работой. Он не был верующим человеком, но верил, что евреев
       объединяет высокий уровень нравственности, истоком которой является
       религия. Когда к власти в Германии пришли фашисты, то книги Фреда,
       Эйнштейна, Фейхтвангера полетели в костры. Та же участь ждала и
       самого Фрейда. Американский посол во Франции в 1938 году помог
       учёному выехать в Англию.


5  Продолжение      http://www.proza.ru/2008/09/07/394   

 
                КАТЯ.