Тайные пружины пятидневной войны

Александр Ручко
В XX веке началась глобальная война, которая не прекращается и доныне. Ее можно назвать Столетней мировой войной за нефть. О ней знают, кажется, все, и в то же время она остается неизвестной, потому что ни одна из участвующих в ней стран не заинтересована в освещении подлинных причин ее возникновения. Разумеется, воюют за возвышенные идеалы, за свободу, за права угнетенных народов, права человека, а не за черную маслянистую жидкость.
Теперь, если в вашей стране нашли нефть, войны вам не миновать — это скорее констатация факта, чем угроза! Уже не секрет, что одной из наиболее весомых причин начала пятидневной войны между Грузией, Южной Осетией и Абхазией специалисты называют именно обширные месторождения нефти, найденные в Абхазии! Это не шутка и не притянутые за уши факты, а реальность. Нефть, нефть и еще раз нефть — вот что привело к новой войне за Кавказ. И если в 1917 году на кавказскую нефть «целились» британцы и французы, а в 1941 г. — фашисты, то теперь ее принадлежностью озаботились американцы!
Готовясь к военному вторжению в Абхазию после будущего «успешного восстановления конституционного строя» в Южной Осетии, президент Грузии ставил перед собой не только задачу «сохранения территориальной целостности» своей страны — Саакашвили боялся потерять расположение заокеанских хозяев, устремивших свой прагматичный взор на месторождения абхазского шельфа. По самым скромным оценкам, неразведанные запасы нефти в республике составляют около 200 миллионов тонн.
Похоже, самые страшные кошмары Михаила Саакашвили могут стать явью. Разработку богатых нефтяных месторождений в теперь уже признанной республике готова начать Россия, отсюда и нервная реакция Запада, лишившегося «дармовой маржи».
Если проследить всю историю грузинско-абхазского конфликта, вырисовывается четкая параллель: как только Абхазия озвучивала свои намерения приступить к разработке нефтяных месторождений, в дело вмешивался официальный Тбилиси, отвоевывая право на природные богатства республики оружием и танками.
Оказывается, право на разработку нефтяных месторождений в грузинской акватории Черного моря власти Грузии передали США еще в 1998 году! Тогда-то и оказалось, что в стратегические планы американских нефтяных гигантов входит и абхазское побережье, а независимость Абхазии в этом случае — непреодолимое препятствие в секретной национальной американской программе по разграблению чужих природных богатств.
Как показали геологические исследования в море на уровне Очамчиры, в 7—10 милях от берега обнаружены приличные запасы сырья. Кроме того, нефтяные месторождения находятся в восточной части республики, недалеко от главных здравниц Абхазии — Пицунды и Гагры. Порядок разработки месторождений и планы по использованию природных недр кабинетом министров Абхазии был утвержден еще в прошлом году, и, видимо, именно это вызвало панику среди грузинского руководства, вознамерившегося срочно «решить нефтяную проблему» грубой военной силой.
Основной предмет интереса американских нефтяных корпораций — шельф Черного моря. Запасы нефти на этом участке у абхазского порта Очамчира оцениваются в 200 миллионов тонн. После официального обнародования этой информации главой республики Сергеем Багапшем грузинские власти пустили в ход все методы, чтобы лакомые кусочки абхазских недр не достались «врагам». По сути, тогда же и был дан старт нефтяной войне Грузии с Россией, главным «спонсором» которой стали США.
Первой российской компанией, выразившей желание заняться добычей нефти в Абхазии, стал «ЛУКОЙЛ», который даже представил властям Абхазии детальный проект по поиску и добыче «черного золота». Однако из-за неясного политического статуса непризнанной республики до конкретных договоренностей дело не дошло. Теперь же, после официального признания президентом России Дмитрием Медведевым независимости Абхазии, можно говорить о том, что дело сдвинулось с мертвой точки.
В начале лета свои планы о возможном строительстве газопровода в Абхазии заявил и «Газпром», что немедленно вызвало настоящую истерику у Михаила Саакашвили. Планы российского концерна по геологоразведке на территории Абхазии испугали президента Грузии не на шутку — еще бы, гарантией финансовой помощи со стороны американских спонсоров являлась именно грузинская нефть, которая теперь оказалась вовсе не грузинской. Чем теперь «Михо» будет расплачиваться за танки и военных советников, неизвестно.
Впрочем, пока что в арсенале Саакашвили остается аджарская нефть, на которую претендует американская компания
Anadarko Petroleum. А случись так, что у Аджарии окажутся свои планы на собственные недра, грузинскому президенту расплачиваться перед Западом окажется просто нечем. Ну, разве что собственной головой.
В этой ситуации Украине действительно есть чего бояться — ведь наша страна тоже располагает нефтяным шельфом, а значит, на него уже давно распространяются интересы Соединенных Штатов Америки, посему нам скорее нужно бояться не Россию, а собственное политическое руководство, заложившее природные ресурсы Украины в ломбард мировой политики. А там, где есть нефтяные интересы США, — там, как показала новейшая история, постоянно идет война.


А. Ручко